В качестве эксперимента я предложил бы переработать школьный курс литературы. Традиционно мы учим последовательно Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского, Толстого и т.д. Русская литература очень богата и необъятна. И при этом сказать, что Толстой важнее Салтыкова-Щедрина нельзя. Они оба важны и отрейтинговать их по степени полезности (а значит и по числу необходимых академических часов) нельзя. Отсюда вывод: нужно преподавать в школьном курсе не писателей, а фундаментальные темы, подавая их с точки зрения разных авторов. При таком подходе в школьном курсе старших классов появилась бы возможность "дать слово" зарубежным авторам: Бальзаку, Гёте, Оруэллу, Ремарку и др. Ученики при этом могли бы получить возможность развивать ту или иную тему в сочинениях на основании внеклассного чтения. Разброс тем может быть весьма широк: от универсальных ценностей типа любви, преданности и чести до целых социально-политических явлений таких как войны, революции, репрессии. Такой подход также позволяет достичь еще одного крайне положительного эффекта: он приучает учащихся соотносить разные идеи друг с другом и анализировать их в совокупности.
Второе важное предложение. Модернизация полового воспитания. Введение полноценного учебного курса. Однако я бы не спешил называть его сексуальным образованием, потому что слишком многие люди в России (особенно на периферии и в республиках) слишком консервативны и не готовы к такому курсу. И это не просто история про "оскорбление чувств верующих". Это принципиальная неготовность учителей и родителей переосмыслить свое мировоззрение. Поэтому нам нужен более нейтральный предмет. Я бы его назвал "Основы индивидуального развития и семейной жизни". В его рамках подростки помимо механистических сведений о половой жизни могли бы узнать о том, как вежливо знакомиться с противоположным полом, как отстаивать свое "Нет!", как преодолевать неразделенную любовь и т.п. Возможно, также следовало бы в этот курс ввести некоторые азы домоводства. Важно, чтобы в таком курсе содержались как половые, так и неполовые аспекты для того, чтобы выработать в подростках ровное отношение к половой жизни, чтобы юноши и девушки не воспринимали в будущем секс как нечто грязное и постыдное, и, следовательно, могли бы быть более открытыми друг с другом в вопросах контрацепции, планирования семьи и т.п.
Третье важное предложение. Коренная перестройка трудового обучения. Школьный курс технологии должен стать по-настоящему технологичным. Россия вопреки расхожему мнению не "Нигерия в снегу". Она не может позволить себе такой роскоши, чтобы все 100% ее школьников на протяжении семи лет возились со всякими примитивными инструментами из прошлых эпох: молотками, ножовками, киянками, рубанками и прочей ерундой. Другое дело, что нужно познакомить детей с современными изобретениями типа дюбелей и анкерных болтов, о которых даже многие взрослые не знают. Преобладать же в курсе технологии должны учебная робототехника, прикладное программирование, 3D-печать, основы электронного документооборота и бухгалтерии.
Курс философии, включающий формальную логику и методы критического мышления и научного познания. И с обязательной сдачей практикумов по определению степени достоверности информации, отличению фактов от суждений и т.п.
вам бы такой курс, возможно, уже не помог бы.
вот какой ответ должен быть в топе
Боже, танцы - это одна из худших вещей, что была в моей жизни. Я утрирую, но всё же обязательными их делать жестоко.