Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что думает Кураев о томосе для Украины?

Религия
Василий Остапчук
  · 523
Эклектик, Игностик, Фаллибилист, Пробабилист, Паралиберальный Феминист, Утилитарист, Нонко...  · 8 мар 2019

На Эхо о томосе

А.Нарышкин― Всем здравствуйте. Дьякон Андрей Кураев в нашем эфире со своим «Особым мнением». Скажите, с томасом кого надо поздравлять в первую очередь?
А.Кураев― Во-первых, давайте поздравим с Рождеством Христовым, с Новым годом. А томос — так по мне скорее бы украинская головная боль стала бы чисто украинской, плюс личной болью Варфоломея.

А.Нарышкин― А почему вы называете это головной болью?
А.Кураев― Потому что случай достаточно запущенный. Во-первых, украинское общество находится в состоянии серьезной конитузии– да, не без нашей вины оно контужено, но факт есть факт. Во-вторых, долгая история этого региона учит, что где два хохла, там три гетмана. И мы это видим в истории с томасом очень четко. Поэтому пока не очень понятно, склеилась чашка, или нет, насколько две автокефальные ветви друг друга согласятся терпеть, особенно если шантаж со стороны Константинополя и президента ослабнет, «примирители» отойдут в сторонку и скажут: «ладно, вы уже большие и автокефальные, ходите сами». Итог этой самостоятельной прогулки очень неочевиден.
И обратите внимание, лучше всего это понимают сами украинские священники, которые остаются в церкви Московского Патриархата. Они остаются не потому, что они такие исповедники веры. Просто они довольно рациональные люди, в меру прижимистые, в меру корыстные, здравомыслящие. И поэтому они как бы сидят на чемоданах – не потому что люят-не-любят патриарха Кирилла, или патриарха Варфоломея, а просто им самим неясно, что будет – куда пойдут люди, будет ли переток их собственной паствы. Если будет, большинство пойдет, конечно, за паствой и за финансами. А вдруг порошенковский артефакт окажется недостаточно привлекательным? Там ведь катастрофически нет харизматических личностей в возглавлении этой новой структуры. Менять юрисдикцию и храм просто из любви к Украине? Какая-то слишком большая, слепая и непонятная жертва, честно говоря. И неужели это единственный способ проявить эту свою любовь? Это из ряда «Люби Россию – купи «Жигули»!»
Поэтому пока занимают люди в большинстве своем совершенно справедливую позицию выжидания.

А.Нарышкин― Епифаний еще несколько лет назад говорил, что священники. Которые служат на Украине и находятся в подчинении Московского патриархата, являются агентами влияния Москвы. Мне кажется, это некая негативная коннотация. В связи с этим – они находятся в опасности?
А.Кураев― Говорящий так слишком хорошего мнения о Москве, как будто она умеет на что-то влиять всерьез, и тем более, такими тонкими методами мягкой политики. То есть, может быть, она и может грубо кого-то шантажировать или подкупать, угрожать, а вот мягкая сила это не в их стиле. Поэтому когда говорят, что, мол, Московская патриархия, РПЦ это пятая колонна на Украине – ну, посмотрите на меня.
Вот я 20 лет был главным, что называется, агитатором этой структуры. Но честно вам скажу – ни разу в моей жизни не было, чтобы меня пригласили в Московскую патриархию и сказали: отец Андрей, открываем линию финансирования, езжай на Украину, составь маршрут, график – поможем, делай то-се, говори это, мы тебе аргументы подбросим, — ни разу такого не было.

А.Нарышкин― А вы бы согласились?
А.Кураев― Конечно. Я все равно часто бывал на Украине, но каждый раз это было приглашение с местной стороны, а не засылка из Москвы. То есть, даже меня Кремль не мог использовать. Как Кремль может использовать незнакомого ему отца Павла из Жмеринки - тем более совершенно непонятно.

А.Нарышкин― Как я понимаю, они теперь не упоминают в молебнах нового митрополита, украинцы, хотя должны.
А.Кураев― Песочком в тормозах этого проекта были патриаршие амбиции Филарета Денисенко, который всю осень твердил: я был патриархом, я есть, я им останусь. Константинополь говорил: нет, мы никакого патриарха не хотим на Украине видеть, тем более, Денисенко в этом качестве. Тогда Филарет собрал свой синод и постановил: в переписке с Константинополем я буду смиренно называться архиепископ Киевский, а патриарх только для внутреннего пользования.
В итоге все-таки победил Константинополь: избрали другого человека во главе этой новой церковной структуры, Епифания. Филарет остался непонятно, кем. Но вот что интересно – на его официальном сайте теперь он всюду значится «патриарх Филарет», без указания кафедры. То есть, раньше он называл себя «патриарх Киевский и Всея Украины», а с 2019 г. он перестал себя так называть. Это значимо. То есть, такой вроде бы патриарх не-пойми-какой-и— чего, в общем, на пенсии. Это важно.
В молитвах поминают Епифания, и Константинополь поминает Епифания и всех глав остальных поместных церквей, но не Филарета – это тоже значимо. Сам Епифаний в своих молитвах тоже – на него надавили – и он поминает патриарха Московского Кирилла. И многие наблюдатели заметили, что в Рождественскую службу Кирилл вообще никаких зарубежных патриархов не поминал, а Епифаний помянул всех, и Варфоломея и Кирилла в том числе.
Это значимо, потому что, по сути говоря, стараниями патриарха Кирилла сегодня его Церковь на Украине превращается в то, чем еще недавно была группа Филарета Денисенко. Главный аргумент наших апологетов былых лет: раскольников никто не признает, и если хотите общаться с огромным разнообразным пестрым миром православия -то лишь через единство с Русской церковью. Сейчас получается, что все стало немножко наоборот. То есть Москва уезжает куда—то в тупичок, на запасный путь, а зато через Константинополь структура Епифания-Денисенко теперь имеет возможность выйти на все общеправославные уровни.
Кстати говоря, в томасе есть очень важная деталька, уникальная – в томасах для остальных церквей такого не было — что глава этой православной церкви Украины не имеет права менять свой титул. Это для того, чтобы однажды вдруг Филарет не сказал «все равно я патриарх». То есть, это такое предохраняющее резиновое изделие, надетое на патриаршие амбиции лично Филарета. Специально ради него в томос вставлен такой маленький приветик из Константинополя ему прилетел — «умерь свои амбиции, товарищ». Это важно.

Источник: https://diak-kuraev.livejournal.com/2290168.html ЖЖ

А было время, этот батюшка вызывал большое уважение. Кто бы мог подумать, что он до ТАКОЙ степени ватный!  Какая... Читать дальше