На мой взгляд, смирение — это безусловно процесс. Очень многогранный процесс, который затрагивает все аспекты вашего бытия, и который может длиться всю вашу жизнь. Про смирение некоторые люди даже говорят, что оно невыразимо во всей полноте, как также нереально выразить во всей полноте Бога естественным человеческим языком.
На светском языке чаще всего смирением называют чувство «гармонии». И действительно, смирение — это та гармония, когда человек буквально находится в мире с Богом, самим собой, окружающим миром или другими людьми. Однако, чтобы добиться этого мира во всей полноте, человеку необходимо сделать очень многое, поскольку и в мире, и в нем самом полно поводов, чтобы помешать достигнуть полного смирения. И именно поэтому само по себе смирение, на мой взгляд, является как бы «непрестанным деланием».
Если обратиться к христианской традиции, то можно вспомнить «Лествицу добродетелей» преподобного Иоанна Лествичника, в которой он пишет о тех добродетелях, которые способны привести человека к смирению. Даже несмотря на то, что эта аскетика в большей мере предназначена для монахов, она, тем не менее, содержит важные универсальные принципы и для мирян. Например, для достижения смирения человеку необходимо переносить внешние унижения и испытания так, чтобы душа воспринимала их как прежде всего повод к собственному «врачеванию» — то есть быть словно стоик. Также необходимо истребить в себе всякий гнев и гордыню. Ну и в целом стремиться к евангельским заповедям — быть целомудренным, не скупым и кротким, не унывать. Именно так и только так, как в принципе говорят многие святые отцы, можно достичь подлинного смирения.
Проблема в том, что даже к этим добродетелям стремиться каждому человеку очень трудно. Банально в случае даже очень справедливой критики от очень близких людей вам может быть порой тяжело не испытать обиду. Если чужой человек даже ненарочно сделал вам какую-то очень сильную неприятность — вы можете испытать гнев. И так далее. При этом ваши обиды или гнев уже в ответ на действия других могут привести к горячему конфликту, и ни о какой вышеупомянутой «гармонии» в душе речи быть и не может.
Многим людям кажется, что проявлять смирение — значит проявлять слабость. Но ведь действительно ирония в том, что так могут говорить люди, которым самим как раз смирения и не хватает. Ведь на самом деле смирение — это то, что позволяет человеку адекватно оценить свое место в мире и по отношению к Богу, и по отношению к другим людям, а также по возможности не провоцировать ни внутренних, ни внешних конфликтов, которые лишь приведут к большим скорбям. И в общем смысле оно значит ещё и то, что без лишних внешних эффектов, порой незаметно для окружающих, происходит в сердце человека.
«Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29)
СпасиБо Вам Евгений! Самое полное отражение понимания "Смирение" именно в Ваших словах.
Смирение- отсутствие гордости и высокомерия. Смирение — это не слабость, а настрой ума, угодный Богу.
Иисус сказал ученикам, что человеку нужно смирить себя перед Богом, уподобившись ребенку, и служить братьям, не стремясь к видному положению (Мф 18:4; 23:12).
В слове "смирение" корень "мир". Если слово "мир" принять в значении "народ", то смирение есть путь в народ, т.е. не отделять себя от общества. Если слово "мир" принять в значении, противоположном слову "война", то смирение означает пацифизм.
Истинное(настоящее) смирение - это высшее состояние, постоянное переживание "чистым сердцем", безмысленного(безмолвного) ума. Это невозможно "понять", не имея прямого опыта(переживания). Информационное(умственное) понимание смирения, всё не то... . Открывается только "свыше" после духовного делания(практик).