Что означают "Act, Op., No." в названиях классических музыкальных произведений?

Музыка
Роман
  · 8,7 K
Классическая музыка: vk.com/structured_classical

Op. - Opus - Опус - номер произведения композитора, среди всех его известных работ не зависимо от жанра.
Часто один опус - это одно произведение (любое: от небольшой инструментальной пьесы, до оперы или симфонии). Хотя это так для большинства произведений начиная с 18го века, но далеко не всегда: В один опус может входить и несколько произведений.

Пример: Опус 8 Вивальди "Спор гармонии с изобретением" включает 12 инструментальных концертов, то есть этот опус является циклом из 12 произведений (кстати, именно первые 4 из них известны под названием "Времена года").

No. - № - Номер. Это просто сокращение слова номер в самом широком смысле, и может иметь разные смыслы и в случае классических произведений. Здесь рассмотрим два самых нужных, которые важно не путать.

В случае, если номер указан после жанра произведения, то он обозначает порядковый номер только среди произведений именно такого жанра у конкретного композитора. Притом произведения одного общего жанра, но написанные для разных инструментов имеют свою нумерацию для каждого варианта: сонаты для фортепиано у каждого композитора имеют одну нумерацию, сонаты для скрипки и фортепиано другую, сонаты для скрипки соло - свою; у концертов для фортепиано с оркестром отдельная нумерация от концертов для скрипки с оркестром и так далее. Можно добавить здесь пример Мендельсона, который написал 5 симфоний, но ещё и 9 симфоний для струнного оркестра, что не то же самое, что просто симфония (для полного симфонического оркестра), поэтому симфонии для струнного оркестра у него имеют отдельную нумерацию.

Но номер может быть указан и после опуса: в таком случае он обозначает уже нумерацию только внутри этого опуса.

Например, в том же опусе 8 Вивальди - 12 концертов естественно нумеруются по порядку, только в пределах этого опуса: концерт "Лето" имеет в нём номер 2, "Зима" - 4, а концерт "Морская буря" - 5. Но это нумерация только внутри опуса, так как Вивальди написал множество произведений в жанре инструментальный концерт, которые в его случае общепринятой порядковой нумерации не имеют (а нумеруются по каталогу, что уже уводит нас за рамки темы).

Завершим, пожалуй, самым подходящим, примером, в котором присутвуют все три вышеописанных варианта:
Опус 27 Бетховена под названием "Sonata quasi una fantasia" включает две сонаты для фортепиано: номер 13 и 14.
14я имеет заголовок "Лунный свет" и так же известна как "Лунная соната".
Её нумерация:
No. 14, op. 27 no. 2
Здесь:
No. 14 - номер сонаты только среди фортепианных сонат композитора: У Бетховена 32 фортепианных сонаты, а кроме них много сонат для других инструментов, включая например 9 сонат для скрипки и фортепиано.
Op. 27 - порядковый номер работы (в данном случае двух фортепианных сонат) среди всех работ композитора.
No. 2 - порядковый номер произведения ВНУТРИ опуса (соответственно №1 в нём имеет соната для фортепиано №13).

(Спонсор ответа : https://vk.com/structured_classical ))

Надо заметить, есть две неточности в моём развёрнутом ответе, сути они не касаются: 1. У Бетховена известно 10... Читать дальше
Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ
маленький, зеленый, мудрый

Op. - это опус, произведение, сочинение. Опус может быть не только музыкальным, но и литературным и др. В музыке опусами для удобства нумеруют  сочинения композитора. Например,   24 прелюдии Шопена изданы как опус 28, но имеют разные порядковые номера (No.) от 1 до 24.

Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос