Что самое важное в сочинении стихов? И на что опираются критики?

Регина Мурзина
  ·  
253
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Как начать разбираться в поэзии? С чего начать?

Misha S.  ·  4
Поэт, критик, филолог. Участник проекта "Stenograme" и семинара "Красное...  ·  vk.com/stenograme

Прежде чем отвечать на этот вопрос, нужно определить, что является его предметом, т.е. что подразумевается под поэзией. Как правило, имеются в виду два значения. Первое: стихи. Второе: особое впечатление, производимое искусством вообще или феноменологической реальностью. Нас, очевидно, интересует первое, т.е. поэзия как искусство слова. Однако, как пишет Роман Якобсон, выделявший среди прочих функций языка поэтическую, «любая попытка ограничить сферу поэтической функции только поэзией или свести поэзию только к поэтической функции представляет собой опасное упрощенчество». Т.е. поэзия не ограничивается стихами, но и стихи не ограничиваются поэзией. Как же понять, присутствует ли поэзия в стихах?

Однажды, когда Фолкнера спросили, как научиться писать, он ответил: «читать всё подряд, макулатуру, классику, хорошее и плохое». Думаю, это применимо и к пониманию стихов. Чем шире круг чтения, тем интимней становится чувство стиха. Это особенно важно теперь, когда, как и в случае современного искусства вообще, что называть стихами, зависит исключительно от автора. Это может быть и документ, и машинный текст, и визуальная поэзия, всё, что угодно.

Можно ли быть уверенным, что вы уже достаточно разбираетесь в поэзии и хорошо её понимаете? В истории литературы есть замечательный случай, когда выдающийся поэт и критик, прекрасно разбиравшийся в поэзии, читая стихи другого выдающегося поэта, искренне не понимал, «издевается» ли последний над читателем, или перед ним «чистосердечный кретин», впрочем «не лишённый какого-то первобытного поэтического дара». Это впечатления эмигранта Ходасевича, только понаслышке знакомого с реальностью СССР, от Заболоцкого, выросшего и живущего в советской Росиии. Культурно-исторические сдвиги, творящие новую чувственность, порой настолько трудноуловимы для тех, чья чувственность сформировалась в предыдущие эпохи, что взаимонепонимания сложно избежать. Отсюда можно заключить, что понимание поэзии зависит не только от чувства формы, но и от развития чувственности, изменения которой в социокультурном контексте часто менее очевидны.

2 июля 2019  ·  767
Прочитать ещё 3 ответа

Как литературные критики успевают прочесть столько книг?

Владелец студии OPEN!Design&Concepts, дизайнер, художник, блогер, хронический...

Ответ очень простой: надо много читать, и оно не так уж сложно, если любить этот процесс. Вероятно, кое-кто из критиков владеет тайными техниками скорочтения, но я лично таковых не встречал. Зато по секрету могу сказать, что кое-кто из критиков пробегает критикуемые книги, что называется, по диагонали. А некоторые и вовсе их не читают.

3 апреля 2015  ·  < 100

Как читать скрытый смысл в произведениях великих классиков на примере сочинений Толстого и Гете?

историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Нужно иметь эрудицию. Это единственная рекомендация, потому что тут нельзя просмотреть одно видео васи пупкина - и сразу все начать понимать. Нужно знать многое и из многих источников.

Поясню на примере. В фейсбуке на конкурсе "древнегреческих частушек" запощено: "Триремы мои, золотые весла, Мандельштам устал считать, *** [утомился] просто". Все смеются и лайкают. Почему? Потому что знают:

  1. Трирема - древнегреческий корабль.
  2. "Илиада" - классика древнегреческой эпической поэзии, сочинение Гомера.
  3. "Илиада" написана про Троянскую войну и начинается с описания греческого флота, который на эту войну поплыл. Это очень длинное описание, про каждый корабль.
  4. Мандельштам - великий российский поэт.
  5. У Мандельштама есть известный стих "Бессонница. Гомер", в котором есть строчка "Я список кораблей прочел до середины". Это значит, что даже при бессоннице человек с трудом осилил страниц около 15 нереально нудной поэмы.

Без знания всего этого нельзя понять совершенно прямой смысл анонимной частушки в соцсети. Что же говорить о скрытом смысле сочинений классиков? Надо знать историю, другие их сочинения, сочинения других писателей и т.д. То есть больше читать всего подряд. Постепенно читать что угодно станет понятнее. А кто не читает, тому это скучно и тот читать не любит. Такой парадокс.

14 декабря 2019  ·  < 100

Почему поэзия считается более возвышенной, чем проза?

Писатель, академический руководитель магистерской программы Литературное...

Так исторически сложилось. Поэтическим языком с древних времён описывались события исключительной важности, стоящие действительно на возвышенности по сравнению с обыденным опытом: сильную любовь, разлуку, смерть, битву, победу - в песне, эпосе, одах, просто лирических стихотворениях. Прозой же, как заметил один герой Мольера, люди говорили. О самых обыденных вещах - еде, ценах, покупках, делах. Сегодня все иначе, но кое-какие  культурные привычки остались. Влюблённый по уши, скорее, напишет стихи о своём чувстве. В крайнем случае прозу похожую на стихи.

16 мая 2018  ·  < 100
Прочитать ещё 2 ответа

Почему в русской классической литературе все постоянно страдают?

пишу тексты

Процитирую "О дивный новый мир" Хаксли: "В натуральном виде счастье всегда выглядит убого рядом с цветистыми прикрасами несчастья. И, разумеется, стабильность куда менее колоритна, чем нестабильность. А удовлетворенность совершенно лишена романтики сражений со злым роком, нет здесь красочной борьбы с соблазном, нет ореола гибельных сомнений и страстей. Счастье лишено грандиозных эффектов".

Прочитать ещё 4 ответа