Амбивалентность - (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности — двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства: «Я люблю и ненавижу». То есть это состояние, характеризующееся противоположностью чувств, мыслей и побуждений в моменте их проживания. Принцип амбивалентности был введен известным швейцарским психиатром Э. Блейлером, автором термина «шизофрения». Основными симптомами шизофрении Блейлер считал так называемые четыре «а»: ассоциации (их нарушение), аффект (неадекватный), аутизм (аутистическое мышление и/или поведение) и амбивалентность. Психоаналитическую концепцию амбивалентности сформировал К. Г. Юнг. В противоположность З. Фрейду он стремился доказать единство сознательного и бессознательного и их компенсаторное балансирование в едином поле психики. В связи с трактовками Юнга амбивалентность стали понимать шире, а не только как признак шизофрении. Он писал: «Каждая творческая личность представляет собой дуальность или синтез противоречащих качеств". Яркие примеры амбивалентности проявляются, когда есть конфликты между моральными ценностями, которых мы придерживаемся сознательно, идеями или чувствами, которые разделяем на основании произвольного выбора, то есть между тем, в чем мы отдаем себе отчет, и тем, что вне нашего осознавания - смутные позывы и инстинкты, импульсы из глубины и т.д. («гложет червь сомнения», «нашептывает внутренний голос», «голос провокатор»). Кстати, Фрейд также использовал принцип амбивалентности в своих объяснениях, смысл которых состоит в том, что все человеческие эмоции изначально имеют двойственный характер, и если на сознательном уровне побеждают симпатия и любовь, то антипатия и ненависть не исчезают, а скрываются в глубинах подсознания. В «подходящих случаях» они поднимаются оттуда, приводя к неадекватным реакциям и непредсказуемым поступкам человека. Когнитивно-поведенческая терапия рассматривает термины установки и схемы, как скрытые паттерны мышления и поведения, актуализирующихся в определенных тригерных ситуациях. То есть программы мышления тесно связаны с ранее полученным опытом, который внутрипсихически представлен установками, как привычками и правилами поведения в определенных обстоятельствах, и схемами, ядерными верованиями человека, между которыми могут формироваться конфликты. Последствия этих конфликтов формируют разнонаправленные импульсы мышления и поведения.