Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое фейк ньюс (fake news)?

ИнтернетНовости+2
Рустам Юлбарисов
  · 10,6 K
Редактор, канд. ист. наук, история культуры  · 20 апр 2018

Фейковые, то есть поддельные, лживые новости, — это информационный продукт, в составе которого частично или полностью отсутствует правдивая информация. В привычной старшему поколению терминологии фейковые новости — нечто похожее на газетную утку. Однако если газетные утки часто имели характер шутки, распространялись в желтой прессе ради скандала (а затем триумфально опровергались самими авторами), фейковые новости распространяются вирусным способом и редко привязаны к конкретному СМИ ("источник" находится где-то "там," в другой стране или соцсетях). Утку почти всегда можно разоблачить просто включив критическое мышление, фейковая новость максимально похожа на настоящую. Настолько похожа, что профессионалы, работающие в качественных СМИ, сами не всегда могут разглядеть подделку.

Фейки возникали для развлечения, но с появлением социальных сетей превратились в эффективный способ наращивания аудитории. Авторы фейковых новостей не мониторят все происходящие события, они их придумывают или добавляют к реальному, но скучному событию некий фантастический элемент. В отличие от реальной новости, которая обычно не вызывает резонанса, фейк всегда "стреляет". Секрет в том, что обычный читатель с вероятностью 90% пропустит обычную новость (экономика, культура) и кликнет новость с броским заголовком и нестандартным содержанием. Читателю хочется острых сюжетов, и журналисты их производят. Например, фейковой новостью было известие о том, что папа римский отменил ад. Журналисты итальянской газеты придумали сюжет, который обошел все мировые СМИ. Папской пресс-службе пришлось опровергать, однако от фейка остался жирный след во многих изданиях, сделавших републикацию. И, как я полагаю, большинство из тех, кто прочитал про отмену ада, так и не узнал, что это враки.

Надо также признать, что в последнее время появились медиаструктуры, которые сознательно занимаются производством фейков. При этом фабрики поддельных новостей не претендуют на правду и пишут в шапке пишут что-то вроде "юмор" или "развлечения". Мол, мы тут просто занимаемся лингвистикой, шутим, веселим. Но пройдя через цепочку републикаций (медийный ландромат) некоторые придуманные на фабриках фейки очищаются от шутливой/ иронической компоненты и превращаются в серьезные новости. А федеральные каналы вольно или невольно покупаются и подают их в духе "иностранные СМИ сообщают". Второй секрет фейков в том, что 99,9% читателей не станут открывать первоисточник, особенно, если он на иностранном языке. 

Почему фейки попадают в респектабельные (качественные) СМИ? Потому что в последние два десятилетия изменился способ формирования новостных разделов. В доинтернетовскую эпоху для получения новостей редакции отправляли на место событий журналистов или (если первое по каким-то причинам было невозможно) получали информацию от доверенного корреспондента. Издания с меньшими возможностями пользовались услугами информационных агентств. С появлением интернета редакции начали формировать отделы, сотрудники которых занимаются мониторингом сайтов и социальных сетей, пытаясь обнаружить уникальную информацию, которые приведет к ним больше читателей. Недостаток опыта, редакционный лимит времени на изготовление новости, лень, невнимательность, усталость — вот причины, по которым сотрудники качественных СМИ пропускают сквозь свой фильтр фейки.

Определенным образом к публикации фейков редакторов подталкивают условия работы. Начальство требует 20-40 новостей в день, присутствие в топе, максимум оригинального контента, а иначе не будет премий, не будет карьеры, не будет уважения. Рано или поздно редактор находит свою фабрику фейков и периодически осознанно репостит оттуда какие-то скандальные сообщения, поднимающие новость в поисковой выдаче. Если скандал вызывает слишком сильный негативный резонанс, редактора наказывают. Если скандал повышает цитируемость канала без сильных последствий, редактора премируют.

Кроме того, на отношение к информации влияет картина мира, сложившаяся в голове как редактора-новостника, так и читателя. Человек склонен создавать устойчивые ментальные конструкции, в которых добро и зло четко дифференцированы, а зачастую еще имеют географическую привязку. Люди, которые верят в том, что Россия — добро, а Запад — зло, лояльнее относятся к новостям, подтверждающим это аксиому. Люди, которые верят в то, что зло — это Россия, легко поверят в очередную каверзу с российской стороны и не будут проверять качество информации. И наоборот, все что приходит с другой стороны ими воспринимается как фейк. (См. текст Кирилла).

Стоит отметить, что между эмоциональной/ сенсационной подачей новости, провоцирующий кликбейт, и собственно фейком размытая граница. Например, певица Х пишет в своем инстаграме, что у нее потерялся пес (причем, может быть к моменту выхода новости даже и нашелся). Новостник находит это сообщение и придумывает заголовок "Беременная Х потеряла друга". У читателя непроизвольно срабатывает мысль о том том, что у Х был любимый человек, который умер. Читатель проникается и кликает новость, чего от него и требовалось. Аналогично формируется грамотный фейк: подчеркиваются какие-то эмоциональные моменты, включается игра слов, происходит подмена некоторых понятий. И — вуаля. Если фейк разоблачается, всегда можно сказать, что это был каламбур или что автора неправильно поняли.

Fake news могут использоваться и в политических целях (пропаганда, дезинформация, дискредитация т.д.), но нужно понимать, что не сущность все-таки в имитации новостей, а не целенаправленном воздействии на аудиторию.

Опыт последних лет показывает, что фейковые новости (если их много и они связаны друг с другом) могут подменять реальную картину мира и формировать в головах особую аксиоматику. Словом, надо опасаться фейков, даже шуточных, и учиться их различать среди того информационного потопа, в котором мы находимся.

Первый фактчекинговый проект в Центральной Азии. Запущен в 2017 году  · 25 апр 2021
Если на пальцах классифицировать в понятиях медиаграмотности, то примерно так: Фейк ньюс — это дезинформирующие или искажающие информацию материалы, мимикрирующие под новостной контент. То есть, в них используется стандартная композиция новостного материала, нам как бы рассказывают что, где, когда и с кем произошло, но данные ложны или искажены. ФН могут создаваться... Читать далее
Разбираем фейки о коронавирусеПерейти на factcheck.kz/tag/koronavirus
Я живу в США ( Хьюстон). Образование - химик ( МГУ), увлекаюсь политикой - республиканка...  · 20 мар 2019

Fake news - явление, получившее в США распространение после выборов. Трамп стал президентом и либеральная пресса, элита не могла и не может пережить его выборы. Все основные средства массовой информации принадлежат демократам. Как говорят старые консервативные американские журналисты больше, практически, не существует

Когда мы сталкиваемся с каким-то фактом, который для нас абсолютно неприемлем, то условно в современном мире это называется fake news. И в этом смысле этот термин уже ничего специального не значит. Просто такое ругательное слово: все что мне не нравится, называется fake news. Например, Трамп только в таком значении его и использует. Если пытаться как-то все это концептуа... Читать далее