Слово ямб произошло от греческого «iambos». Так называли музыкальный инструмент, в сопровождении которого люди в древности пели ямбические песни.
По другой версии, Ямбой звали служанку, которой удалось рассмешить горевавшую Деметру, богиню плодородия. Так греки решили назвать легкие и простые стихи.
Сейчас ямб — это двусложный размер стихотворения, при котором ударения падают на каждый второй слог по чётным позициям.
Чтобы легче было разобраться в ямбе, придумали забавное стихотворение:
В России ямбами поэты
Предпочитают сочинять.
В стопе такой одна примета:
Где чётный слог - там «ударять».
Поможет выявить нам ямб
Повтор: «ВодА — водА — водА,
ВодА — водА — водА — водА», —
Звучит так ямба ритм всегда.
В зависимости от числа стоп, используемых в строке, стихи, написанные ямбом можно разделить на следующие типы.
Двух- и трехстопный ямб
Двухстопный ямб встречается нечасто из-за своей сложности (чем короче строка, тем тяжелее рифмовать ее так, чтобы она содержала смысл). Один из наиболее ярких примеров – стихотворение «Адели» (1824) А. С. Пушкина:
Играй, Адель,
Не знай печали.
Хариты, Лель
Тебя венчали
И колыбель
Твою качали.
В двухстопном пушкинском ямбе сквозят легкость, изящество, виртуозность. При этом создается впечатление не просто ускоренного дыхания, а как будто бы прерывистого. Кажущийся избыточным безударный слог в конце слов «печали», «венчали» – словно краткая пауза, придающая чеканному ритму ямба звучание вальса.
Трехстопный ямб тоже относительно краток и легко воспринимается на слух. Его быстрый темп хорошо согласуется с шуточными или сатирическими строками. Например, у Лермонтова в «А. А. Олениной» (1839):
Ах! Анна Алексевна,
Какой счастливый день!
Судьба моя плачевна,
Я здесь стою как пень…
Четырехстопный ямб
Средний по длине, разнообразный и ритмически богатый размер. В этой известной всем строчке четыре полноценных стопы и безударный «хвостик»:
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…
А. С. Пушкин. «Зимнее утро» (1829)
Четырехстопным ямбом написано множество произведений как в русской, так и мировой поэзии. Классический пример – пушкинский «Евгений Онегин», уже цитировавшийся выше. Также можно вспомнить поэму Блока «Возмездие» (1910–1921):
В те годы дальние, глухие,
В сердцах царили сон и мгла…
Этот размер способен привнести в произведение оттенки трагизма и комизма, масштабную эпику и проникновенный лиризм; может послужить прекрасным фоном для глубоких философских размышлений.
Мастером четырехстопного ямба был и Владимир Высоцкий. К примеру, его знаменитая песня «Кругом 500» написана преимущественно в этом размере (кроме длинных строчек, являющихся шестистопным ямбом).
Спасибо большое! Но можете написать короче?