Что такое ноты и зачем они нужны?

Анонимный вопрос  ·  
325
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ

Способ записи музыкального материала. Служит для передачи текста и для возможности его дальнейшего воспроизведения. Нота всегда имеет звуковысотность, в произведениях - чётко установленную длительность и т.д.

Комментировать ответ...
Читайте также

Почему нот семь?

Программист

Чтобы ответить как следует, лучше начать со следующей аналогии.

Подобно тому, как человеческий глаз выделяет из всех возможных углов углы "особенные" - прямой и развернутый, ухо выделяет два интервала (расстояние между частотами звуков) - квинту и октаву. На самом деле, разумеется, и зрение, и слух позволяют различить гораздо больше примечательных (и не очень) углов и интервалов, однако приведенные выше - самые отчетливые.

Октава и квинта - это "расстояния" между звуками, частота которых отличается в два раза и полтора раза соответственно. Человеческий слух выделяет эти интервалы среди прочих (почему - тема для отдельного вопроса, придется здесь принять этот факт на веру). Естественно, чтобы получить мелодию, нужно больше нот, и способы разбиения на октаву отличаются в разных культурах. Неизменны только два этих интервала - квинта и октава.

Если говорить о традиционных для нашей культуры двенадцати нотах, то вот откуда они берутся.

Если начать с произвольного звука, скажем, с ноты До, и откладывать интервал, равный квинте (т.е. умножать частоту в полтора раза - методы сделать это существовали еще времена Пифагора), то будут получаться ноты: Соль, Ре, Ля, Ми, Си, Фа#(читается "диез"), До#, Соль#, Ре#, Ля#, Ми# и Си#. Последняя нота совпадает с До, но уже на октаву выше. Последовательность, которую мы получили, называется кварто-квинтовый круг, и именно из нее берутся 12 нот. Чтобы получилась гамма, в более привычном виде, достаточно лишь найти каждой ноте соответствующую ей, одноименную ноту, на октаву (или несколько октав) ниже и выше. Таким образом, мы разобьем на "кирпичики" некий диапазон, и, сыграв ноты по возрастанию мы получим:

До, До#, Ре, Ре#, Ми, Фа, Фа#, Соль, Соль#, Ля, Ля#, Си, До и т.д.

Напоследок замечу, что отвечая на вопрос, мне пришлось слукавить в нескольких местах. К примеру Си# не совсем совпадает с До (см. волчья квинта). Более того, чистая квинта, столь приятная человеческому уху, в современных инструментах практически не используется - вместо нее используют ближайший к квинте интервал, достаточный, чтобы обмануть человеческий слух. Поиск этого интервала - отдельная, уже математическая задача на цепные дроби.

11 июня 2015  ·  483
Прочитать ещё 4 ответа

Что складывается из фонем?

Екатерина Ш.  ·  6,9K
Не перестаю узнавать новое. Люблю путешествия и все с этим связанное. Много лет...

Фонема - это минимальная единица языка, которая несет в себе смыслоразличительную фуекцию. Это понятие очень схоже понятию "звук", но гораздо шире него. В речи людей,которая состоит из тясыч звуков, выделить слова можно благодяря фонемам. Поэтому можно сказать, что из фонем складывается человеческая речь.

Прочитать ещё 3 ответа

Как у людей сформировались понятия нот, гармонии музыки, понятия мажора и минора?

Dmitriy R.  ·  10,1K
Старший научный сотрудник ИНЭОС РАН, химик, музыкант и радиолюбитель

Изначально гармонические сочетания звуков вытекают просто из физики. Если взять два звука с произвольными частотами, то оказывается, что они лучше сочетаются друг с другом, если их частоты соотносятся как натуральные дроби: 1/2, 1/3, 1/4, 1/5 или 2/3, 3/4 и так далее. Люди приходили к этим сочетаниям интуитивно, с помощью пения или примитивных инструментов, можно было заметить, например, что трубка из тростника, если в нее подуть издает один звук, а трубка в два раза короче - более высокий, и вместе они звучат гармонично. Или две одинаково натянутых струны, одна длиннее другой в два раза - они тоже звучат гармонично, а если взять соотношение 2/3, то получается другое сочетание, но тоже прикольное.

В общем, люди в разных культурах изучали сочетания разных звуков, которые можно получить, и у них появлялись и закреплялись свои  свои традиции и свои звукоряды. Которые были разными, но при этом имели и определенные общие черты, интервалы между нотами, к которым подталкивала физика. Самый устойчивый интервал - 2/1, который позже назвали октава, следующий по устойчивости - 3/2 (квинта), потом идут 4/3 (кварта), 5/4 (терция). 

Мажорный аккорд получается из трех звуков - с соотношениями частот 1, 5/4 и 3/2. И при этом эти частоты находятся внутри одной октавы. А минорный можно построить как 2/3, 4/5 и 1 - то есть в нем те же интервалы, но расположенные в другом порядке.

Семь нот, которые мы знаем, получились вот каким способом. Берем исходную ноту 1, потом берем к ней квинту с частотой 3/2, потом от этой квинты двигаемся в обратную сторону то есть умножаем частоту на 3/4 (получаем 9/8), потом уже от этой ноты двигаемся опять вверх на 3/2 - получаем 27/16, теперь от нее опять на кварту вниз - получаем 81/64, следующее движение на квинту вверх, и получаем 243/128, ну и еще одну ноту можно получить движением на кварту вверх от первой - 4/3. В итоге получается звукоряд из 7 нот, заключенных в одной октаве (то есть все эти дроби меньше 2). На эту тему заморочился известный любитель математики Пифагор, и оказалось, что полученные таким способом 7 нот вполне неплохо совпадают с известными ему ладами, характерными для различных народов. Если начинать от одной ноты, то получается ионийский лад, от другой - дорийский, потом фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский - это все называется сейчас термином "натуральные лады". Конечно, мы не можем послушать, что там на самом деле было у фригийцев и дорийцев, и понятно, что они к этим звукорядам пришли интуитивно, а не заморачиваясь по математике. Но благодаря Пифагору осталось математическое описание, которое позже можно было использовать.

Позже в Европе появились буквенные обозначения для нот. Ноты A B C D Е F G - соответствуют ступеням минорной гаммы или эолийского лада. Названия до ре ми фа соль ля си - относятся к мажорной гамме, и возникли из слов средневекового гимна: 

Ut queant laxis
resonare fibris,
Mira gestorum
famuli tuorum,
Solve polluti
labii reatum,
Sancte Iohannes.

Каждая строчка начиналась со соответствующей ноты, Ut потом заменили на Do, чтобы удобнее было петь. Названия интервалов: прима, секунда, терция, кварта, квинте, секста, септима и октава тоже, как можно догадаться, относятся к этим семи нотам.

Кроме семи нот можно было получить и другие, продолжая движение по квинтам и квартам, описанное выше. И так получались диезы и бемоли, и в итоге получить 12 нот в одной октаве. Можно было кроме квинт и кварт использовать терции, интервал 5/4 и тогда оказывалось, что какие-то ноты можно подвинуть, чтобы они звучали чище в сочетании с другими. Но при этом другие интервалы, естественно звучали грязнее и очень долго никакой универсальности не было: инструменты, настроенные по однй системе хорошо подходили для того, чтобы играть в одной тональности, а другая тональность звучала плохо. По мере усложнения музыки возникала потребность играть в разных тональностях и придумывались способы более равномерной настройки инструментов. "Хорошо темперированный клавир" Баха был написан для одной из систем настройки, в которой интервалы между полутонами уже были подстроены более равномерно, и его произведения демонстрировали возможность использования разных тональностей.

В итоге, с развитием математики, изучением логарифмов и степенных функций, возник равномерно темперированный строй. Его смысл в том, что октаву можно разделить на равномерные 12 частей, так, чтобы каждый полутон был одинаковым, то есть чтобы частота увеличивалась в 2^(1/12) раза. При этом все ступени кроме октавы получаются не идеально, но достаточно близки к гармоническим соотношениям, например квинта получается 2^(7/12) = 1.498, что приблизительно равно 3/2. Сейчас на подавляющем большинстве инструментов с клавишами или ладами используется именно эта система с 12 хроматическими нотами.

Вопрос на самом деле просто гигантский, и то, что я написал выше, это попытка кратко на него ответить. Реально ко всей этой математике нужно добавить кучу истории, анализ разных музыкальных традиций и изучение развития музыкальных инструментов.

Прочитать ещё 2 ответа

Необходимо ли изучать нотную грамоту и зубрить теорию музыки, чтобы сочинять музыку?

Естествоиспытатель

Нужно. Во первых, вы свое сочинение не запишите, не зная нот. Что же делать? Сами сыграете? Допустим. Только в настоящей музыке всегда используется множество голосов разных инструментов. Этого вы сыграть никак не сможете. Таким образом - да, для того чтобы сочинять музыку нужно знать теорию. Вообще, такие вопросы вызывают удивление. Человек запросто может выучить 30 букв, но не может выучить 7 нот.

Он способен запомнить 50 гитарных аккордов, но 7 нот у него вызывают ужас. Причем, выучив аккорды, он даже способен запомнить их названия - Dm, F7 и пр. (а это и есть теория). Но 7 нот - непосильная задача. Очень часто встречаешь вопросы, как научиться музыке не знаю нот. Почему возникает такое условие, никакой логикой не объяснишь.

27 марта  ·  344
Прочитать ещё 5 ответов

как попадать в определенною ноту?

Vasia Z.  ·  419
Барабанщик, преподаватель школы музыки Fishbones.me

Самый простой способ попасть в ноту - начать медленно петь как сирена - снизу вверх и обратно. Одновременно с этим нужно воспроизвести эту ноту на инструменте. Когда голосом вы попадете в эту ноту вы почувствуете своеобразные ощущения. С практикой вы научитесь запоминать где примерно относительно диапазона вашей "сирены" находятся разные ноты и будет уходить все меньше времени на ее нахождение.