В моем понимании человеческий разум - это использование слов (понятий). Животные во многом чувствуют больше чем человек, но то что они видят, слышат, ощущают не связано с понятиями, и поэтому их "разум" мы называем инстинктом. Понятие (слово) - это не просто набор звуков. Это определенный объект, который все договорились обозначать (озвучивать) и понимать одинаково. Чтобы этого достичь необходимо чтобы каждое понятие можно было объяснить с помощью других понятий, по которым есть общее понимание. Таким образом язык, на которым человек думает, становится моделью (конструкцией) всего окружающего мира со всеми его связями и закономерностями. Ребенок, который еще не умеет говорить, еще не разумен. Человек, который забывает слова, сходит с ума. Когда животных хотят показать разумными - в мультфильмах они начинают говорить.
Когда ребенок учится словам/понятиям, он воспринимает их через свои чувства и ощущения. У каждого человека индивидуальные чувства. Все оценочные понятия "жарко", "холодно", "больно", "вкусно". "сильно" у каждого человека свои собственные. К каждому слову (понятию) каждый человек имеет свое собственное отношение.
Поэтому получается, что понимание складывается у всех одно, но одновременно у каждого есть еще и личное отношение в зависимости от его характера и темперамента.
Работа разума в том, что появившись его развитие уже невозможно остановить. Определяя всё понятиями невозможно остановиться, т.к. появляется всё больше неопределенных объектов, которые тоже необходимо определить до полного познания мира.