Что вы думаете о мрачном парке Dismaland Бэнкси?

Андрей Тарасенко
  · 2,9 K
культуролог, руководитель Центра исследований современной культуры НИУ ВШЭ

Я с большой симпатией отношусь к Бэнкси: к его изобретательности, чувству юмора и социальной критике, очевидной в большинстве его работ. Но пару лет назад мы с британскими коллегами обсуждали на конференции по стрит-арту ту ловушку, в которой Бэнкси оказался. Он почти не может больше заниматься стрит-артом (в основе своей – нелегальной, свободной и критической практикой), потому что все, что он производит, мгновенно обращается в золото. Целые стены с его рисунками пытаются продавать на аукционах; владелец двери клуба, на которой он в прошлом году оставил стенсил, перенес эту дверь внутрь помещения и начал брать плату за ее просмотр. В этом смысле "Dismaland", «Парк разочарований», выглядит интересным решением – одновременно и попыткой продолжить работу в другом формате, и стремлением сделать ее коллективной (немного уйти от навязчивости собственного брэнда), и продолжать говорить о том, что уличный художник думает о современном обществе. Удачным видится и выбор места, привлекающий внимание к проблемам маленьких городков на побережье. К тому же, Бэнкси сумел перенаправить поток капитала, обернув этот проект на пользу не себе и не владельцам галерей, а тому месту, где он реализован: при стоимости билетов в «Парк разочарований» 5 фунтов (это не много), он привлек в городок Weston-super-Mare огромное количество посетителей, заполнивших все отели, обеспечивших заказами кафе и работников такси, и т.д..

У меня, к сожалению, не было возможности лично посетить «Парк разочарований», но по отчетам очевидцев (например, здесь: highsnobiety.com) можно видеть, что разочарования не разочаровывают, остроумно выворачивая наизнанку «парадные витрины общества потребления» и искусственные «зоны счастья», которые представляют собой современные парки развлечений. Чего стоит одно то обстоятельство, что в парке огромные очереди, избежать которых нельзя – воистину разочарование, включенное в цену билета и в любом традиционном тематическом парке! Но одновременно тот же посетитель (как и другие) пишет о слишком прямолинейном и очевидном месседже ряда работ (обугленный замок Золушки понравился не всем), о том, что присутствие «брэнда Бэнкси» в этой сиутации никуда не исчезло. Я бы сказала, что ловушка, в которой Бэнкси находится – не из тех, из которых элементарно найти выход. Но видно, что он старается.

Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ
журнал lipki.town
Хорошо, если Dismaland будет вызывать не только восторги, но и критические замечания. В журнале Vice, к примеру, вышла резонансная статья с говорящим названием "Dismaland Is a Smug, Cliched Monument to Banksy's Dated Agenda" (Dismaland - это кичливый клишированный памятник устаревшим взглядам Бэнкси). Автор статьи полагает, что тот факт, что... Читать далее
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему Linkin Park легендарная группа?

Игорь3,5K
Эколог по образованию, музыкант и музыкальный критик по призванию, автор канала...

Никакая она не легендарная, им не более, чем просто повезло появится в нужное время в нужном месте. В них нет ничего такого особенного: ни голос, ни инструментал ничем не выделяются. Всё это - работа по раскрутке. Так можно любого человека научить основам, поставить на сцену и вперёд. Естественно, максимально похожего на большинство, - заработок в наше время, к сожалению, ставится превыше искусства.

Прочитать ещё 5 ответов

Бэнкси — это один человек, группа людей или любой, кто так рисует, тот и Бэнкси?

читаю, рисую, пишу

У Бэнкси есть официальные представители. До 2009 года это был арт-дилер Стив Лазаридес, сейчас -- агентство Pest Control, которое занимается атрибуцией и продажей его работ. Правда, агентство занимается только легально сделанными работами, а дисклеймер на сайте предупреждает, что Бэнкси часто рисует "в состоянии интоксикации" (что затрудняет атрибуцию). То есть если обдолбанный Бэнкси забомбит вагон метро, никто не сможет точно сказать, он это или не он.

Прочитать ещё 3 ответа

Какие страшные городские легенды есть в вашем городе?

студент факультета клинической психологии

Оренбург.

В центре города много заброшенных старых домов, что странно, учитывая стоимость жилья и особенно торговых и прочих площадей в этом районе. Про эти дома множество историй - про культ, с человеческими жертвоприношениями, про пропадающих людей, про странные светящиеся фигуры и звуки по ночам.

Есть истории про подземную железную дорогу по которой в дореволюционные времена один то ли адвокат, то ли купец возил то ли девушек, то ли просто баб. Там тоже не то призрак девушки, не то просто тележка из ниоткуда иногда ездит.

Истории про "нехорошее" место на трассе, где, якобы, с горы едешь медленнее и с большим трудом, чем на гору.

Про автобус со странным номером, идущий без остановок; про призраков и утопленников, часто детей, с которыми нельзя разговаривать - а они очень пытаются заговорить; про "изнанку города", на которую иногда попадают то ли несчастные, то ли счастливчики; про путь в канализации, через который если пройти - можно выйти через несколько лет, или вообще до своего рождения; про раздающийся ночами крик о помощи(вариант - детский плач) в городской роще, на который кто ходит посмотреть - обратно не возвращается, но просыпается потом дома с провалом в памяти(последний момент, когда решил пойти посмотреть). ... Богатый у нас фольклор.

Мне особенно страшной кажется легенда про птенчика. Бывает, говорят, выходишь из дома - а на пороге птенчик лежит окровавленный, с крылышками сломанными и пищит жалобно. Его если на руки взять - на руки с птенца переползают омерзительные черви, насекомые, пауки. Что характерно, в историях всегда на руки берут. Если птенца уронить - он падает мертвым. После этого что бы ты с телом не сделал - похоронил, выбросил, сжег - умирает один член семьи. А на следующее утро снова тот же птенчик на пороге, пищит. Если мимо пройти - когда домой вернешься, птицы не будет, но еще родственник, или друг умирает. Так продолжается, пока человек не потеряет всех близких, в конце птенец взлетает с порога и врезается человеку в лицо, исчезая без следа после чего человек вскоре гибнет. Единственный вариант "правильного" поведения, согласно некоторых вариантов легенды - держать в руках птенца до тех пор, пока насекомые не кончатся(они ползут очень быстро и доползают до глаз, ушей, ноздрей - надо держать). В конце-конов птенец рассыпается в прах. Тому счастливцу, кто удержал птенца с первого раза - в жизни сулят большое счастье и много разных удач.

16 января 2016  · 1,6 K
Прочитать ещё 25 ответов

Расскажите мне неграмотному, почему у нас в России стали очень популярны всякие ширпотребные бренды типа trasher, supreme, palace, stone island?

Да со мной все нормально просто я немножечко шалю

А с чего им не стать популярными? Вообще изначально так сложилось после распада СССР, что все к нам идет с запада, причем с большим запозданием. Повсеместная реклама от американских селебретис, народец хавает, покупает, носит, восхищается. Хотя тряпки так тряпками остаются. Плюс еще влияет тот факт, что в школах/вузах все смотрят друг на друга. Если одноклассники все носят шмотки суприм (хотя это скорее в году 2012 было популярно), то и все остальные будут как стадо покупать и носить это, ничего не поделаешь, не всем свойственна индивидуальность.

Кстати хотелось бы отметить, что среднестатистический школьник на какую-нибудь парку от stone island будет не меньше двух лет копить, не тратя деньги вообще ни на что. Носят то в основном паленку.

Mr. Freeman — просветительский проект, учащий людей самостоятельно думать, или это псевдофилософский бред, и зрители ищут смысл там, где его нет?

Это как если бы взять весь сумбур, творящийся в голове шестнадцатилетнего человека и дать ему форму. Получится - это. Даже можно сказать проще. Главная мысль фримана: "Мама в детстве говорила, что будет так, а на самом деле оказалось не так".

В итоге весь контент - бесконечное утрирование, разоблачения, оскорбления, вранье и так далее. Но даже не это самое плохое, самое плохое то, что нового в этом - только сам стиль видеороликов (да и то не факт). Словами же ничего нового тут не сказано.
Давайте пройдемся по примерам:

"Ваша жизнь — сплошное вранье, порнуха, бытовуха, интернет-зависимость и сотово-мобильное рабство. Ну разве Я не прав?" - нет. Я, как и многие-многие из вас, вру достаточно редко, помимо порнухи имею дело и с противоположным полом, жизнь без бытовухи - жизнь бомжа, я, как и вы, могу обходится и без интернета, и без телефонов. Вот и весь фримен. Достаточно лишь капельки здравого смысла, чтобы он растворился. Что дальше у него?

"В стране этой делать нечего: здесь алкоголиков и дебилов больше, чем во всем мире людей. Экология ужасная, образования нет, нано-будущего — тоже. Тут без вариантов: валить и забыть, как страшный сон." - обычная рашка-парашка, которая хуже всего в мире. Как свежо.

"Идея проста. Система контролирует вас, пока вы о-ди-на-ковые. Но если каждый начинает думать по-своему, у системы не хватит ни рук, ни методов, ни правил, чтобы отшлепать всех." - ну тут классика, Борис с системой. Было миллион раз осмеяно, но, видимо, каждому поколению нужно через это пройти. Как говорится, новой школе - новый Колумбайн.

"А вот Родина меня поняла, потому что слышит и знает. И соответствующие службы мне уже прозрачно намекнули на мое место... Ну что, друзья мои, доорались?.. " - тут вообще без комментариев... В стиле воплей некоторых "аналитиков", что Кремль "скручивает" их просмотры на ютубе.

И все. Я честно думал, что у проекта много разных, пусть и заезженных мыслей, но нет, даже их мало. В большинстве роликов - просто поток сознания ни о чем.

Основная аудитория: люди, которым хочется интеллектуально побунтовать, но одновременно не слишком выходить из рамок (либо не хочется, либо не можется). Вы таких людей знаете: для них непопсовая музыка - это Курт Кобейн, непопсовый фильм - Реквием по мечте, непопсовая книга - 1984, непопсовый философ - Ницше, ученый - Стивен Хоккинг. Ну, вы поняли, типа одновременно "в теме", но и одновременно "не такой, как масса". Копнуть глубже - не про них. Ибо "копать" придется долго и трудно, а похвастаться - не перед кем, так как понимающая аудитория будет все уже и уже. Такие пироги.

4 января 2019  · 4,5 K
Прочитать ещё 3 ответа