Что зритель может понять из фильма Алексея Германа «Трудно быть Богом»?

Искусство и культура+2
Даниил Хмелевской
  · 10,4 K
Глеб Симонов
Искусство
17,3K
Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница". Работаю арт-директором в Нью-Йорке.  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com

Всё может понять, всё. И достаточно неизбежно.

Если только зритель не отворачивается, и не смотрит происходящее сквозь искусственно поддерживаемую в голове дымовую завесу, основной подтекст фильма не проникнуть в него просто не может. Слишком уж он физиологичен. Подтекст. Но и фильм тоже.

Представьте себе линию, где Эпохи Возрождения не случилось. Искусства Эпохи Возрождения не случилось. Гуманизма, философии, научного метода, избавления религии от языческой подложки — ничего этого не случилось. На каком-то витке история дала сбой, гегелянский синтез прошел мимо, и всё лучшее, что есть в мире, будут продолжать топить в нужниках от настоящего момента и пока солнышко не погаснет.

Почему это произошло — не важно, концов уже не найти. Историю Арканара легче протянуть параллельно фильмографии самого Германа, нежели реальной истории Средневековья — просто если раньше в фургон "Советское шампанское", к зекам, запихивали одного генерала, то теперь туда уместился весь мир.

А ещё туда уместился человек, который всё понимает, и знает разницу, и ничего сделать не может. Это Дон Румата. Неважно, с какой он планеты, или из какого времени. Важно, что своим чудовищным одиночеством, своим (кажущимся) превосходством и своей беспомощностью он озлоблен до такой степени, что перестаёт быть лучше всех остальных, и оказывается просто сильнее. Он не может исправить мир не потому, что у него где-то есть какая-то директива — он не может потому, что сам уже достаточно облучился, и потерял все свои ориентиры. И товарищи его тоже.

В Арканаре Стругацких всё-таки есть динамика и конфликт. Этот мир движется откуда-то куда-то, он как-то ещё шевелится, и пусть Румата переступил черту, есть ощущение, что у мира всё-таки остаётся надежда. Герман строит другой Арканар: безвыходный. Там не изменится ничего. Не случайно Бурах даже не просит альтернативы: если нас нельзя исцелить, то пусть мы лучше умрём.

И Румата их убивает. И ничего не меняется. Всё продолжается точно так же.

Почему этого нельзя не понять — потому что это всегда близко. В любую эпоху мы живём в подвешенном состоянии, когда внезапно могут придти серые, а затем чёрные, когда всё худшее не найдёт себе достаточного сопротивления, и история может просто закончиться. Это возможно. В двадцатом веке это было, и не один раз. Это есть и сейчас. Зрителю просто предлагается понять это всё из фильма. Если зритель не хочет понимать это всё из фильма, он поймёт это всё где-нибудь в другом месте.

В этом и состоит неизбежность. Именно поэтому Герман снял именно это, и именно так.

Существует много постапокалиптических фильмов. "Трудно быть Богом" — предапокалиптический. Это свидетельство последнего явления человека перед тем, как он окончательно утратит всё человеческое. Оно уйдёт по зимней дороге, между сбитыми кольями и подвешенными собаками, и ничего уже больше не будет.

Тексты, фото, выставочные отчеты и прочееПерейти на facebook.com/gleb.simonov
Ты скажешь, что я глупая, но это невозможно смотреть, это именно самые плохие 3 киночаса в моей жизни. Я после... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Ещё 4 ответа
Николай Соснов
Литература
10,4K
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · zen.yandex.ru/pocketbook
Рискуя наполучать минусов от поклонников творчества Германа, все же скажу честно. Я купил диск, посмотрел весь фильм и ничего не понял. Просто люди на экране делают что-то непонятное. Некоторые мои друзья не смогли и весь фильм высидеть, затосковали. Наверное, мы не доросли еще. Впрочем, один провинциальный кинокритик, написавший заумную рецензию с... Читать далее
Хорошая игра, еще нужно говорить, чтобы обязательно до конца досмотрели, иначе ничего не поймут) На самом деле... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Журналист, экономист, переводчик. И всё бестолку.
Чтобы понять "ТББ" Германа, надо, во-первых, прочитать "ТББ" Стругацких и ещё с десяток хороших рецензий на фильм и интервью его создателей. Надо быть подготовленным. Надо знать, о чём речь, кто все эти люди, что и где происходит. Тогда, не отвлекаясь на то, чтобы продираться сквозь сюжет и кишки на экране, можно понять, что это кино не про... Читать далее
"... можно понять, что это кино не про выдуманный Арканар, а про реальных нас". У реальных вас есть любящая мама... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Тренер по рекреационному плаванию и дыхательной гимнастике в воде, Учитель...
Как самостоятельное творение, этот фильм может и заслуживает каких-то почестей и внимания людей вообще, но как экранизация, очень мною любимого произведения братьев Стругацких, однозначно нет. Картина передает что угодно, кроме собственно книги. Если есть желание смотреть на мрачные картинки, вяленькие декорации и посредственную игру актеров -... Читать далее
Комментировать ответ…Комментировать…
Сижу тут такой. Студент-юрист.

Будет наверное банальным, но очень хорошим советом прочитать саму книгу в таком случае, там все довольно доступно и понятно. Огромный самостоятельный мир очень интересен читателю, а повествование со стороны землянина, уставшего от этого мира, делает его еще интереснее.

Смотреть этот фильм, не прочитав книгу, - вообще плохая идея. Фильм изобилует этакой мрачной пантомимой. Актеры... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос