Скандинавов, конечно же, на Руси называли варягами. Об этом недвусмысленно сообщает ПВЛ: "Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зовутся свие, друзии же урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си". Однако найти племя «русь» в Скандинавии не удаётся до сих пор. Попытка связать с летописной Варяжской Русью Рослаген, одну из общин шведской провинции Уппланд, была изначально провальной: громадный временной разрыв между первым упоминанием Рослагена в 1493 году (с 1296 г. эта община известна под названием Rodhin) и самыми ранними известиями о «росах», появляющимися ещё в первой половине IX века, никак не позволяет нам увязывать их между собой. Поэтому сегодня варяжских русов чаще всего ищут во фризской провинции Рюстринген, некогда существовавшей к западу от устья германской реки Везер, то есть вовсе за пределами Скандинавского полуострова - во владениях Каролингов.
Проблема оказывается ещё сложнее, когда исследователи обращают своё внимание на следующий текст ПВЛ: "По сему же морю седять варязи семо ко въстоку до предела Симова, по тому же морю седять къ западу до земле Агнянски и до Волошски. Афетово бо и то колено: варязи, свеи, урмане, готе, русь, агняне, галичане, волъхва, римляне, немци, корлязи, веньдици, фрягове и прочии...". Согласно этому отрывку из летописи, варяги выступают уже в качестве самостоятельного народа, отличного не только от всех известных нам скандинавских племён, но и от варяжской руси. Единственно возможный вывод в такой ситуации: все скандинавы считались варягами, но не все варяги были скандинавами. Понятие "варяги" оказывается таким же двухуровневым, как и понятие "немцы". В узком смысле слово "немцы" у наших предков обозначало саксонцев (ныне — всех жителей Германии), а в более широком — всех обитателей Западной Европы: среди «немцев» числились и шотландцы, и французы, и испанцы с итальянцами.
Видимо, таким же образом обстояло дело и с варягами: варяги в узком, этническом смысле этого слова были одним из народов Европейского Севера, варяги в широком, географическом смысле этого слова - неким сообществом северных племён. По какому же принципу одни народы считались "варяжскими", а другие - нет? Заглянув в «Толковый словарь живаго великорускаго языка» В.И. Даля мы обнаружим цепочку взаимосвязанных слов: «варягъ» — наезжий купец, скупщик всячины по деревням, прасол, коробейник и т.п., «варяжа» — заморье, заморская сторона и «варять» — упреждать, предварять, оберегать. Как ни странно, но почти бесполезным для нашего поиска оказалось слово «варягъ», за которым к первой половине XIX века сохранился едва ли не единственный торговый смысл. Зато последнее из этой троицы слово немало проясняет ситуацию: "варяжа" оказывается не просто заморской стороной, а землёй, «оберегающей» Варяжское море от Океана, предваряющей это море! (На очевидную связь слова «варягъ» с глаголом «варяти» обратил внимание ещё П. Я. Черных: К вопросу о происхождении имени «варяг» // Учёные записки Ярославского государственного пединститута, вып. IV. 1944. Но его замечание тогда не нашло поддержки у широкой научной общественности.) Именно поэтому в число обитателей "варяжи" входят «урмане», на берегах Балтийского моря никогда не жившие: норвежские поселения как тогда, так и сегодня занимают в большей мере берега Северного и Норвежского морей, лишь частично располагаясь в «преддверии» Балтики — на берегах проливов Скагеррак и Каттегат.
Исходя из вышесказанного, местоположение народа варягов и "варяжской руси" определяется довольно легко - территорий, не занятых известными нам скандинавскими народами и расположенных "за морем" остаётся не так уж и много. Учитывая, что лютичи и поморяне отнесены в ПВЛ к "ляхам", а не к "варягам", то их вообще остаётся крайне мало - это земли вендов-ободритов и ругов-руян. Известия средневековых писателей о том, что Заморская Русь располагалась на большом острове позволяют отождествить остров Рюген с "островом Русов" арабских географов и "великим островом Русия" из "Жития Евфросина Псковского". Не случайно у еврейского автора X века из Италии Иосиппона (Иосифа бен Гориона) русы помещаются одновременно и рядом с хазарами близ Каспийского моря, и по «Великому морю» - «Океану», в соседстве с англами и саксами.