Песочная терапия – одна из множества разновидностей игровой терапии, принцип которой изначально был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Во время игры с песком у ребенка возникает чувство спокойствия и безопасности.
Такие игровые занятия имеют важное терапевтическое, обучающее и воспитательное значение. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей (по этому вопросу есть значительный доказательный базис). В этом смысле ее можно использовать, например, как элемент любого обучающего или развивающего занятия с целью успокоить ребенка, вызвать у него нужное настроение, помочь сконцентрироваться.
С песком возможны обучающие игры, познавательные и проективные упражнения. Например, песок может быть использован при невозможности удерживать тонкие предметы, такие как ручки или карандаши, что является частой проблемой у детей с ДЦП из-за повышенного тонуса мышц. В таком случае рисовать или чертить буквы и цифры можно прямо на песке пальцем / несколькими пальцами и таким образом осваивать письмо и счет. На песке можно и просто рисовать.
Исходя из опыта многих специалистов, мы знаем, что многие дети с особенностями развития боятся воды, а прохладная вода еще и может вызвать (усугубить) спастическое напряжение мышц. Песок "сглаживает" момент намокания рук ребенка, а работа с "горячим" песком позволяет расслабить конечности ребенка, и активизировать нервные окончания, что положительно сказывается на предстоящей учебной работе и реабилитационном прогрессе в целом.