Есть ли научные исследования об интеллекте с поправкой на музыкальный вкус?

Евгений Леонов
  ·  
46,5 K
научный сотрудник ПИ РАО

Я не нашел ни одного серьезного научного журнала, где были бы опубликованы данные о связи музыкального вкуса и интеллекта. В первую очередь потому, что понятие музыкальный вкус очень сложный операционализировать (то есть делать доступным для исследований). Отсутствие стандартов заставляет осторожнее относиться, например, к данным про связь музыкального вкуса и характера, стоит подождать, смогут ли воспроизвести этот результат в каких-то других лабораториях. Есть проблемы и с исследованием Гриффита. Во-первых, тест, который он использовал, хоть и коррелирует с интеллектом, но измеряет не только его, но и, например, социоэкономический статус, а во-вторых, эти данные не опубликованы нигде, корме сайта, то есть нет независимых исследователей, которые бы проверили его данные. То есть если говорить именно про интеллект, то на сегодняшний день нет строгого доказательства связи музыкального вкуса и IQ. Но главное, о чем стоит помнить - это о том, что в таких исследованиях никогда не изучают конкретных людей, связь появляется только на уровне больших групп испытуемых. Поэтому посмотреть на список любимых исполнителей у понравившегося вам человека, возможно, стоит (общий вкус может быть даже важнее в отношениях, чем интеллект), но сказать, что человек, который слушает Pink Floyd умнее, чем фанат Beyonce нельзя ни в коем случае. Хотя лично мне Pink Floyd гораздо милее.

мне тоже!!!

Комментировать ответ...
Реклама
Ещё 9 ответов
Konstantins Jaunzems  ·  1,7K
Арт директор СММ агентства FabrikaDialogov.ru
Исследования в этой области буквально только только начинают появляться, например американские психологи выделили 5 типов музыкальных вкусов • Сложный - авангард и любое ответвление классической музыки, включая современные обработки классической музыки. • Неприхотливый - фактически любая мягкая музыка которая может вас расслабить от кантри до романтич... Читать далее
21 августа 2015  ·  < 100

Хард рок к какому относите?

Комментировать ответ...
Специалист узкого направления
Есть одно такое исследование. По ссылке: consequenceofsound.net Разработчик программного обеспечения Вирджил Гриффит на протяжении нескольких лет сопоставлял музыкальные предпочтения и средние баллы за тест на выявление академических способностей в различных учебных заведениях. Например, студенты Калифорнийского Технологического Института имеют... Читать далее
20 августа 2015  ·  < 100
Суфьян мой любимый певец, поэтому я каждый раз заново радуюсь, натыкаясь на это исследование, но все же интересно... Читать дальше
Комментировать ответ...
Мария Е.  ·  7,9K
студентка, журналистка, художница
Связь интеллекта и музыки очень непрямая, а вот связать текст с интеллектом куда проще. Согласитесь, что для того, чтобы понять какую-нибудь песенку типа "а я его любила, а он меня нет" и хотя бы Желтую Субмарину Биттлов нужен немного разный кругозор и жизненный настрой. А уж какую-нибудь рок-балладу о судьбах голодающих детей этрусских эмигрантов... Читать далее
8 февраля 2016  ·  < 100
А еще, бывает, музыка в песне шикарна, голос, как инструмент, звучит неподражаемо, а текст — ну просто "лучше бы я... Читать дальше
Комментировать ответ...
Реклама
Обыватель

Не признаю ответа первого коментатора,я меломан и слушаю все жанры музыки,от заедлой классики до тяжело рока и русского рэпа и отнести к какой-либо катагории меня не получится.Да,и вообще однообразность удел глупцов,умный человек многогранен,и не живет в одном направлении.

28 июня 2016  ·  < 100
Комментировать ответ...
Misha Ryazhenka  ·  26
Pro musician, guitarist, music teacher
Научных исследований как таковых на прямую тему я не помню. Есть отличная кинга "Психология музыкальных способностей" Теплов Б.М. В ней довольно подробно анализируются процессы музыкального взаимодействия в человеческом мозге.  Музыкальный вкус - понятие абсолютно субъективное, но при этом имеющее некие критерии. Абсолютно очевидно, что в странах... Читать далее
8 февраля 2016  ·  < 100

Теплов Б.М.В

Комментировать ответ...
Acia Delilah  ·  388
UI/UX дизайнер
Отвечаю на второй вопрос. Совершенно точно зря, если профессия или хобби человека хоть как-то связаны с музыкой. Музыкант, звукорежиссер, деятель театра или кино, танцор, ведущий мероприятий, etc. Мог добавить туда черт знает что просто чтобы иметь под рукой. Вообще вероятность случайности очень велика. Это же лично собранная коллекция пластинок... Читать далее
25 августа 2015  ·  < 100

Мяхкохарактерный - это сильно😊

Комментировать ответ...
Реклама
Hdjdb Vqrwp  ·  -3
школьник, филистер, унтерменш

Есть что-то вроде исследования, но оно не только о музыке, а о всей культуре - массовой и возвышенной. Всё довольно-таки логически объясняется, и даже думаешь, как ты сам до этого не догадался.

https://postnauka.ru/longreads/9644

7 октября 2016  ·  < 100
Комментировать ответ...
Xenia Yarochkina  ·  263
Иностранный агент
Нынешние школьники мне не поверят, но в 90-е интернета не было и музыкальный вкус тогдашних подростков формировали музыкальные киоски на рынках, где продавали переписанные кассеты с обложками, напечатанными на принтере (ч/б, естественно). Как мы вообще выжили под эти:" Ну, где же ручки, ну, где же ваши ручки..." вообще не понятно. Когда появился MTV... Читать далее
8 февраля 2016  ·  < 100
В мобильном приложении для вконтакте, по крайней мере для андроида, есть возможность сохранять песни - необходимо... Читать дальше
Комментировать ответ...
Связь музыкального вкуса с интеллектом, скорее всего, крайне не прямая, разве что относительно мейнстримных поп-музыки и репа обычно все ясно, они специально разрабатываются для низкоинтеллектуальной и легко вменяемой публики, дабы обеспечить наибольшую аудиторию. C другой стороны, судить людей по плейлисту в контакте абсолютно точно можно, ведь если... Читать далее
8 февраля 2016  ·  < 100
Комментировать ответ...
Реклама
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какой самый пугающий факт о человеческой психике знают психологи и психотерапевты?

Психолог, гипнотерапевт. Специалист по психосоматике.   ·  nikita-rakhimov.ru

Я психолог, гипнотерапевт. Один из самых пугающих фактов, которые я усвоил из своей практики - жизнь среднестатистического человека определяется тем, что ему внушили с детства. Это можно сказать о всех людях, кто не занимался специально ревизией внушенных идей. Так происходит, потому что ребенок в детстве не имеет достаточно критического мышления, чтобы самому оценить ситуацию и принять решение. По итогу выходит, что все воспитание детей - это история внушений. И само по себе это не плохо. Плохо то, что люди редко вырастают из того, что им внушили.

Посмотрите фильм "Начало". Он очень показательный в этом смысле. Идея как семя. Посей ее, и она вырастает в нечто большее. В итоге систему из таких внушенных идей мы называем характером, складом личности. А что в той личности уникального? Практически все ей дали другие, такие же люди, которым тоже что-то внушали. Разве это то, что следует называть личностью?

Вы думаете, что ваши мысли - они ваши? Так ли это на самом деле? Здесь не нужно впадать в шизофрению или паранойю, а следует порефлексировать о своих убеждениях и установках. Есть ли основания считать, что я должен быть именно таким? Что мир устроен именно так, как я его сейчас вижу?

Кто такими вопросами не задается, тот продолжает жить примерно так же, как и муравей. Да, наша психика более многогранна и сложна. Но подобно муравью, у обычного человека свое место, которое ему предопределила система.

Мало чего может быть так же пугающе, как мнимая свобода.

16 августа 2019  ·  173,4 K
Прочитать ещё 57 ответов

Определяет ли плейлист уровень интеллекта?

Анонимный ответ

Сложно говорить об уровне интеллект и музыке. Скорее, стоит говорить об уровне культурного развития личности, воображении и эмоциональном восприятии мира. И ещё очень большую роль играет музыкальный слух. Но может ли человек с низким уровнем интеллекта развить свой культурный уровень и воображение, чтобы уметь отличать хорошие музыкальные произведения от плохих? Ещё сложнее будет развить музыкальный слух. Поэтому врождённые интеллектуальные данные оказывают огромное влияние на музыкальный кругозор человека. Но для того, чтобы самому оценить интеллект другого человека, потребуется подробно прослушать весь его плейлист и проанализировать, и если там окажется много спорных произведений не очень хороших и не очень плохих, то уровень интеллекта будет оценить невозможно, поскольку нужна или очевидно плохая музыка или очевидно хорошая, поскольку у человека может быть просто не развит музыкальный слух и поэтому он слушает некую среднюю по качеству музыку.

Прочитать ещё 3 ответа

Говорит ли музыкальный вкус человека о его умственном развитии ?

Дитё

Знаете, буквально неделю бы назад воздержался бы от ответа на этот вопрос, ибо считал довольно узколобой мысль, что музыкальный вкус может рассказать об умственном(скорее все таки культурном развитии) развитии человека, но буквально 5 дней назад мне довелось воочию наблюдать эту корреляцию.

В субботу выхожу из метро и вижу что, во-первых, уж как-то непривычно много людей, в основном люди лет 16-24, довольно отталкивающего вида, а , во-вторых все пространство вдоль метро заплевано, везде окурки сигарет валяются, народ на газоне топчется, кто-то что-то орет : "Мне, блеать, в сырном не бери!", я в полном недоумении, понимаю, что ни вчера, ни позавчера такого не наблюдалось. Прихожу домой, открываю ноутбук, захожу в соц.сеть, и до меня доходит информация, что рядом с моей станции метро проходит фестиваль "NR- NОВЫЙ RЭП".

До этого момента я считал что данный тезис не следует применять для оценки людей, или как минимум не в первую очередь им руководствоваться, но вот тогда я понял, что это просто отличный способ лучше понять человека. Об умственном развитии музыкальные вкусы многое не расскажут, а вот о культурном вполне могут. И, конечно же, будут исключения из этого правила, но исключения есть везде, зачастую для более здравого взгляда на этот мир ими стоит пренебрегать, но забывать о них нельзя.

Прочитать ещё 3 ответа

Используются ли нейропсихологические и психолингвистические исследования и их результаты для создания популярной музыки с целью её продвижения?

Интересно программирование, радио, а также вообще наука и вообще всё...

Судя по немалой части современной попсы - для её написания не используется ни хрена - ни мелодии, ни слуха, ни голоса...

С текстами та же беда.

Почему пипл хавает? Я х з...

Может, на безрыбье и рак рыба...

14 октября 2019  ·  < 100
Прочитать ещё 1 ответ

Почему классическая музыка считается самой «интеллектуальной»?

Историк философии, композитор/музыкант (vk.com/ellektracyclone)

Вы неслучайно, полагаю, заключили в кавычки слово "интеллектуальная". Действительно, не совсем очевидно, что значит слово "интеллектуальная", "умная" по отношению к музыке. Начать ответ следует с попытки прояснить возможные значения этого эпитета. 

Обыкновенно, когда говорят об интеллектуальном характере музыки, имеют в виду две вещи: 

  1. При сочинении музыки композитор или группа музыкантов опирались на достаточно сложную и разработанную теорию, использовали те или иные сложные композиторские техники и приемы, привлекали эстетические идеи, которые сами по себе могут быть в сложном и насыщенном диалоге с другими сферами культуры и жизни. Очевидным примером такой музыки является европейский авангард середины-второй половины XX века (который еще иногда называют авангардом II с легкой руки музыковеда Юрия Холопова) - сочинения Пьера Булеза, Карлхайнца Штокхаузена. Для такой музыки характерно то, что она обладает развитым самосознанием, т.е. постоянно ставит под вопрос собственные методы, природу, эстетические истоки; многие композиторы-авангардисты совмещали сочинение музыки с педагогической деятельностью и написанием статей, пропагандой искусства и разъяснением собственных идей. Другой пример, более отдаленный - индийская рага, традиционная крупная форма классической индийской музыки, которая опиралась на разработанные теоретические системы мелодики и ритма. Подобных примеров можно найти множество.

  2. Восприятие некоторой музыки требует особенной квалификации - либо для человека, не знакомого с определенными идеями и не имеющего определенного багажа музыкальных и общекультурных знаний, такая музыка будет совершенно закрытой вещью-самой-по-себе, либо её восприятие будет чрезвычайно поверхностным и обедненным. 

Может ли классическая музыка - а под ней чаще всего, если не указано другого, понимают совокупность классического канона, т.е. собственно классику, и современной академической музыки, или же contemporary art music - претендовать на интеллектуальность в указанном смысле? Безусловно. Она организована по сложным внутренним законам, у неё есть собственное теоретическое самосознание, основание которого было заложено более двух тысячелетий назад (первые трактаты по музыкальной теории и по смежным вопросам, которые послужили фундаментом для более поздних штудий и теоретических разработок, были написаны еще древними греками). Произведения классической и современной академической музыки требуют погружения и определенной квалификации от слушателя. Многие из них для совершенно неискушенного человека звучат как бессмысленный шум или рябь на звуковой поверхности; человек, не знакомый с контекстом произведения, просто-напросто не понимает, как его слушать, что должен делать с этими звуками его разум; в смятении человек может потеряно и жалобно спрашивать "а где же мелодия? это же даже не споешь..." Не слишком удивляет, если подобное говорят об Оливье Мессиане или Лигети, но иногда подобные сложности у неискушенных слушателей возникают и с музыкой Иоаганна Себастьяна Баха. 

Принято считать, что музыка Бетховена или Моцарта всем понятна, что якобы служит непререкаемым свидетельством её гениального характера. Однако такая понятность означает обычно лишь то, что их шедевры при поверхностном прослушивании не отобьют аппетит человеку, который совсем не числится среди музыкальных энтузиастов. Классическая музыка, музыка старых мастеров, вполне может использоваться в силу её привычности в качестве развлечения, "дижестива" своего рода, однако более тесное знакомство с её контекстом и внутренним устройством стократно обогащает её восприятие. 

Классическая/современная академическая музыка обыкновенно наиболее требовательна к квалификации слушателя и наиболее сложно устроена в теоретическом отношении, позволяет себе самые широкие и непривычные для времени своего создания эксперименты в области гармонии, ритма, смысловых отсылок и так далее, которые становятся предметом интенсивных обсуждений и споров в музыкальном сообществе; именно поэтому такая музыка считается самой интеллектуальной. Однако существуют и другие виды музыки, которые требуют значительной подготовки от слушателя или композитора/музыканта - к примеру, джаз или некоторые формы старинной или электронной музыки. Не следует сбрасывать со счетов и явление культурного фетишизма, престижа, символической связи высокой культуры и социального господства, но этот момент заслуживает отдельного рассмотрения. 

В конечном счете, наше восприятие, грубо говоря, является бессознательным процессом постоянного выдвижения и опровержения перцептивных гипотез, процессом распознаваний, в этом смысле процесс прослушивания любой музыки интеллектуален, только в случае с классической и академической музыкой такой бессознательно-интеллектуальный характер восприятия требуется дополнять сознательным усилием и развитием специфической и общекультурной эрудиции.

21 июля 2017  ·  579
Прочитать ещё 1 ответ