Какие гипертекстовые цепочки между романом Мастер и Маргарита и романом Преступление и наказание?

Юрий Тубольцев
  · 2,2 K
Восточные практики, хинди, Индия. Политика, юриспруденция, право. Книги...

«Здание» обоих романов строилось на «фундаменте» православия, точнее на догмах христианства – общепринятых нравственных законах, сулящих божественное спасение. Достоевский в «Преступлении и наказании» следовал зову своего времени, когда законы божии ставили под сомнение, хотя истинно церковного «звучания» в повествование он не вкладывал. Его, как человека, ищущего в любом черты самого себя, интересовал предел, за которым начинается нравственное откровение. Абсолютно такие слова можно произнести и в адрес Булгакова с его «Мастером и Маргаритой». Оба писателя чувствовали свое время – время, когда человек начал терять человеческое.

Временной разрыв между романами составляет целый век, и какой век! Менялось всё! То, что казалось фантастическим Достоевскому, для Булгакова стало скучной обыденностью. Однако оба писателя описывают свою эпоху абсолютно идентично. Общество – больное и поломанное животное, жизнь – разрушена, в мире – хаос. Веры нет.

Проблема «Преступления и наказания» - возврат русского человека к истокам (христианским, историческим, нравственным). Раскольников отожествляет себя с Наполеоном (власть), Христом (спасение) не просто так. Автор показывает, что законы человеческие устанавливает человек, а не бог (вера, Церковь). Аналогичные ситуационные сцены с Понтием Пилатом и самим Мастером, и влияние, которое оказывал на течение романа Воланд.

В обоих случаях персонажи романов показывают, что происходит с человеком, одержимым дьяволом (Мастер, Раскольников – общество эпохи).

На самом деле, тема, которую вы затронули несколько более обширна по объему, чем какой-либо из названных романов. Я дала вам ниточку, направление, в котором можно двигаться.

Комментировать ответ…
Ещё 1 ответ

Общая идея, прослеживающая в обоих романах - это тема (или проблема) вины и еще одна проблема - проблема наказания, которая явно представлена в обоих произведениях.

28 марта 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему в "Мастере и Маргарите" в 4 главе появился кот? Это же странно!?

Евгений Кузьмишин
Эксперт
19,6K
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Это не так странно, как кажется, если почитать черновики и первые варианты романа - точнее предварительные попытки повести под названиями "Черный маг" и "Консультант с копытом". Там сначала вообще нет кота, потом кот появляется только в сцене визита буфетчика в нехорошую квартиру, но он просто черный и не говорящий. Потом появляются наброски про двух черных котов, передвигавшихся синхронно, по-моему. При этом первая сцена с разговором на Патриарших прудах была написана уже практически набело и в последнем варианте "Мастера и Маргариты" изменена только немного в деталях. Роман о Пилате уже написан и запланирован к размещению внутри романа в качестве отступлений и второй сюжетной линии. Ну и вот, когда у автора родился персонаж Бегемот и вся его сюжетная линия в связи с Коровьевым, только и оставалось, что ввести его в действие без объяснений, посреди повествования, в 3-4 главе (это же фактически одна глава, неотрывное продолжение 1 главы, искусственно разделенное смертью Берлиоза на 2 части). Нас, читателей, не касается, откуда он взялся: только что прибыл из ада вслед за Мессиром, присутствовал рядом все это время незримо или в другом образе, сидел в образе кота, не привлекая внимания автора, - это неважно.

Исследовательский профиль на Academia.eduПерейти на independent.academia.edu/EvgueniiKuzmishin
Прочитать ещё 1 ответ

Почему экранизация романа "Мастер и Маргарита" производства 1994 года не была запущен в широкий прокат?

Системный аналитик. Игрок в спортивное «Что? Где? Когда?»

А она была запущена. Когда утряслись все вопросы с правами на эту экранизацию, фильм в сопровождении соответствующей рекламной кампании вышел на экраны (я, например, смотрел его в кинотеатре), а потом был выпущен на DVD и Blu-ray – всё как полагается. Это произошло в 2011 году.

Отметим в скобках для протокола, что хотя эта экранизация и не такая полная и цельная, как десятисерийный фильм Бортко 2005 года, смотреть ее намного интересней.

16 марта 2016  · 10,7 K
Прочитать ещё 2 ответа

В конце "Мастера и Маргариты" Бегемот и Коровьев устраивают безобразный дебош в магазине. В чем смысл (сцена портит все: канву, композицию, отношение к героям)?

инженер-электронщик, читатель, зритель, самец.

Это советским гражданам привычна продажа товаров за валюту и 

"Пиво только членам профсоюза", автомобили "Чайка" - членам Политбюро.

Коровьева и Бегемота сам принцип невозможности купить еду за рубли мог и обидеть - ну и сжечь этот валютник ... естественное желание Автора.

Прочитать ещё 2 ответа

За что М.Булгаков хотел "наказать"(?) Берлиоза, почему его голова оказывается на балу? Есть ли вообще в романе милосердие Булгаковского бога к людям?

Вы, видимо, не читали роман, там все логично и понятно. Роман начинается со встречи Берлиоза с Воландом. Беседуют они о боге и сатане. Берлиоз ярый атеист, не верит ни во что. Воланд же настаивает на обратном, но безуспешно. Так же Воланд заявляет, что каждому воздается по его вере. Так вот на балу (в ночь, когда воздаются долги и все получают по заслугам) Воланд воздаёт Берлиозу по его вере. Ни во что не верил, ничего не получил, так сказать. 

И Воланд не жестокий, он справедливый. Он наказывал алчных, лживых и лицемерных людей. Как они себя ведут с другими, так и он с ними. Но только вот милосердие то есть. Он помог Мастеру и Маргарите. Он не просто так ведь их убил. Они горячо любили друг друга, искренне и чисто. Но судьба играла с ними злую шутку, никак не давала им быть вместе. За помощь на балу, Воланд выполнил обещание Маргариты: вернул ей мастера, его рукопись и сделал все, как было прежде. Но главный козырь он оставил на потом. Да, он отравил их и забрал с собой, чтобы они ушли от мирской суеты и проблем. Избавил их от жизни в мире лжи и тьмы и даровал им вечность вместе. Он каждому воздал по заслугам и их вере. 

Извиняюсь за некоторые возможные неточности, кто может, поправьте. А кто не читал, простите. Оно действительно того стоит. И даже не один раз прочтите. И ещё многосерийный фильм от канала Россия (2005) советую посмотреть. Пойду, сама перечитаю.

10 марта 2017  · 12,1 K
Прочитать ещё 1 ответ

В чем смысл романа «Мастер и Маргарита»?

Лев Оборин
Эксперт
27,1K
Поэт, переводчик, литературный критик

Как и в любом значительном произведении, в романе «Мастер и Маргарита» много смыслов. Это, конечно, роман о реальности Бога и Дьявола. Это роман о любви, о правде, об искуплении. Это не в последнюю очередь роман об относительности зла: перечитывая около года назад «Мастера и Маргариту», я стал обращать внимание на то, как часто в нем упоминаются органы госбезопасности, которые выглядят гораздо более демоническими, чем Воланд со своей свитой — так сказать, зло новой формации против театрального и способного на милосердие зла формации старой… Это и роман о захватывающей красоте булгаковского языка, которой он, впрочем, нередко злоупотребляет.

Сводить «Мастера и Маргариту» к какой-то одной идее само по себе лишено смысла. «Это про че? — Ну это, короче, про Сатану» — так, что ли? В романе есть много хлестких афоризмов, которыми при желании можно подменить искомый смысл: «Рукописи не горят», «Никогда и ничего не просите», «Трусость — самый страшный порок». Но не кажется ли вам логичным, что если бы Булгакову было нужно выразить какой-то один короткий смысл, он бы и написал одну-единственную фразу?

(И вместе с тем это чуть ли не самое уязвимое произведение русской классики. Его так и тянет обозвать произведением для юношества — и, в принципе, что в этом дурного? В нем слишком много того, что бьет на эффект, на романтику, порождает фэндом. Помню, как на вступительном сочинении в университете по аудитории пронесся коллективный восторженный вздох, когда одна из тем оказалась по «Мастеру и Маргарите». Об этом романе, как я понимаю теперь (несколько лет назад не соглашался), здраво рассуждал поэт Алексей Цветков: (livejournal.com). А все равно — открываешь перечитать какое-то место и зачитываешься, как по волшебству, не в силах оторваться.)

14 сентября 2015  · 616,1 K
Прочитать ещё 93 ответа