Откуда взята фраза "Коли де ты прямой царь или воин..."?

Анонимный вопрос
  · < 100
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Что означает фраза Христа: «Врагов же моих, которые не хотели, чтоб я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною»?

Пресс-секретарь Якутской и Ленской епархии; обозреватель сайта "Православие и...

Это не совсем фраза Христа. Это слова героя Его притчи о талантах:

Некоторый человек высокого рода отправлялся в дальнюю страну, чтобы получить себе царство и возвратиться;

призвав же десять рабов своих, дал им десять мин и сказал им: употребляйте их в оборот, пока я возвращусь.

Но граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, сказав: не хотим, чтобы он царствовал над нами.

И когда возвратился, получив царство, велел призвать к себе рабов тех, которым дал серебро, чтобы узнать, кто что приобрел.

Пришел первый и сказал: господин! мина твоя принесла десять мин.

И сказал ему: хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов.

Пришел второй и сказал: господин! мина твоя принесла пять мин.

Сказал и этому: и ты будь над пятью городами.

Пришел третий и сказал: господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок,

ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял.

Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб! ты знал, что я человек жестокий, беру, чего не клал, и жну, чего не сеял;

для чего же ты не отдал серебра моего в оборот, чтобы я, придя, получил его с прибылью?

И сказал предстоящим: возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин.

И сказали ему: господин! у него есть десять мин.

Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

врагов же моих тех, которые не хотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо мною.

(Св. Евангелие от Луки 19:12-27)

Христос часто использует очень парадоксальные образы: какие-то странные женщины, которые устраивают девичник по поводу найденной монетки, огромные деревья, вырастающие из горчичного зерна - в качестве образа Царствия Небесного... Вот и здесь похожая ситуация. Бог, о Котором Христос говорит как о любящем Отце, здесь неожиданно предстает жестоким правителем (на самом деле, это совершенно гениальный сюжетный ход в почти постмодернистском ключе - Он  описывает одного Своего персонажа глазами других персонажей). 

Так вот, люди, живущие под властью царя - это люди, живущие под властью Бога (в данном случае - Израиль, потому что обращался Христос к евреям, но в любом другом народе это актуальности не теряет). Люди желают жить в противоречии с Божьими заповедями и злостно их игнорируют. 

Каждому человеку Бог дает некоторые способности и возможности. Один начинает трудиться на всеобщее благо, преумножая таланты - вроде бы, трудится он просто ради Бога, не рассчитывая ни на что, по смирению. Другой же бездельничает. После смерти один принесет свои "заслуги" - добрые дела и качества, а второй будет оправдываться тем, что "ну я же ничего плохого не сделал, я вообще ничего не сделал" (что это значит? это значит, что он, называя себя верующим, т.е. верным слугой Бога, оставался равнодушным к чужому горю, не прикладывая усилий, чтобы помочь; что он сидел на попе ровно, не пытаясь изменить себя и мир к лучшему и т.д.). Первый получит награду (рай), второй же будет лишен всего.  А в конце времен все, кто пытались бунтовать против Бога, отрицая Его Закон, вообще отправятся в ад.

15 мая 2016  · 3,0 K
Прочитать ещё 2 ответа

Правда ли то, что коренного москвича можно отличить тем, что фразу "ябеда корябеда" он продолжит фразой "Турецкий барабан"?

искусствовед, режиссер, преподаватель Школы дизайна НИУ ВШЭ

Не знаю, маркирует ли это лишь москвичей... Но я (москвичка) так и говорю.

А еще ведь есть продолжение: "И кто на нем играет? Саша-таракан".

Вот :)

30 апреля 2016  · 1,3 K
Прочитать ещё 1 ответ

Что вспоминает о Грозном Пимен и как называет себя сам царь?

В произведении "Борис Годунов" Пимен вспоминает, как Царь Иоанн Грозный откровенно общался с монахами, каялся, плакал о своих грехах и называл себя "преступником окаянным".

16 января 2018  · 6,8 K

Откуда взялась фраза «Царь хороший, бояре плохие»?

Диванный эксперт

Практика обращения к властям с прошениями восходит к глубокой древности. В средневековье такие прошения нередко именовались латинским словом петиция, которое позднее перешло и в русский язык. На Руси такие прошения традиционно именовались челобитными (от выражения «челом бить» — отдавать земной поклон).

Петиция рабочих и жителей Санкт-Петербурга 9 января 1905 года

Менталитет ру$$кого человека подсказывает ему, что царю просто не докладывают о том, какой беспредел творится на местах. Он решает более важные проблемы, а плохие бояре пользуются тем, что у царя просто нет времени следить за происходящим в Усть-Урюпинске. Поэтому всю ответственность проще переложить на плохих бояр. Царь ведь всегда говорит, что в стране всё хорошо, экономика растёт, недра принадлежат народу, просто плохие бояре в лице местных чиновников опять всё украли. 

7 мая 2017  · 1,5 K
Прочитать ещё 1 ответ

Откуда взялась присказка "В тридевятом царстве, в тридесятом государстве"? Что означают эти числа?

Слесарь InDesign

Взялась присказка из фольклора — устного народного творчества, выбирающего и непредсказуемо комбинирующего самые разные стороны человеческой жизни.

В России (на Руси, в Российской империи, в СССР) помимо естественного «пальцевого» десятичного счета всегда в ходу был и «счет тройками», пришедший, вероятно, из Византии вместе с православием, а возможно, немного позже — во времена монголо-татарского ига, где в ходу был «людской» счет: я — ты — он. (Мы и до сих пор иногда используем в речи «дюжины» или «алтыны», а до Великой Отечественной войны в денежном обращении ходили три червонца, «тридцатка» в просторечии; известная мера длины под названием казенная сажень состояла из трех аршин и т. п.) Этим и обусловлено особенное отношение к тройке и кратным ей числам.

Соответственно, Тридевятое царство (государство, земля) — это нечто очень-очень далекое, куда можно попасть, лишь миновав множество как природных рельефов, так и два с лишним десятка правителей (царей, государей, землевладельцев) в качестве дополнительной опасности. Тридесятое царство, вероятнее всего, происходит от умножения базового числа счета тройками на именное число счета десятками.

23 апреля 2015  · 1,9 K
Прочитать ещё 1 ответ