В чем необычность басен толстого и есть ли в них иносказательность?

Анонимный вопрос
  · 6,8 K

Его басни как раз и писались для детей, а потому каждая из них писалась под определенный случай и имела целью научить ребенка чему-то новому, показать как следует поступать, а как поступать не надо.

Можно сказать, что главное отличие этих басен в их возрастной направленности, это собственно уроки, которые записаны на бумаге. Эти басни действительно можно называть притчами.

Вот например басня про Собаку и ее тень. Собака позарилась на чужой кусок и потеряла свой - мораль очевидна, довольствуйся тем что имеешь и не помышляй о чужом.

Следовательно в баснях Толстого есть мораль, она идет как вывод, который должен сделать ребенок, прослушав басню.

А иносказательность конечно есть - та же собака представляет собой иносказательный образ человека, которому захотелось чужого добра.

3 января 2018  · 5,6 K
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Если бы Антарктида существовала, кому бы она принадлежала?

Лев Оборин
Эксперт
27,5K
Поэт, переводчик, литературный критик

«— Во Влашиме, осмелюсь доложить, господин фельдкурат, — начал Швейк, — был один настоятель. Когда его прежняя экономка вместе с ребёнком и деньгами от него сбежала, он нанял себе новую служанку. Настоятель этот на старости лет принялся изучать святого Августина, которого причисляют к лику святых отцов церкви. Вычитал он там, что каждый, кто верит в антиподов, подлежит проклятию. Позвал он свою служанку и говорит: „Послушайте, вы мне как-то говорили, что у вас есть сын, слесарь-механик, и что он уехал в Австралию. Если это так, то он, значит, стал антиподом, а святой Августин повелевает проклясть каждого, кто верит в существование антиподов“. — „Батюшка, — отвечает ему баба, — ведь сын-то мой посылает мне и письма и деньги“. — „Это дьявольское наваждение, — говорит ей настоятель. — Согласно учению святого Августина, никакой Австралии не существует. Это вас антихрист соблазняет“. В воскресенье он всенародно проклял её в костёле и кричал, что никакой Австралии не существует. Ну, прямо из костёла его отвезли в сумасшедший дом. Да и многим бы туда не мешало».

Прочитать ещё 3 ответа

В чем вся гениальность писателя Льва Николаевича Толстого?

Лев Оборин
Эксперт
27,5K
Поэт, переводчик, литературный критик

Если совсем коротко, то я бы ответил — в безжалостности. Толстой дебютировал в печати как автор революционных по уровню интроспекции (т.е. исследования «самого себя») полуавтобиографических повестей «Детство», «Отрочество» и «Юность» и сразу невероятно повысил стандарт психологической прозы: ничего более скрупулезного и наблюдательного о психологии молодого человека, со всеми ее нелепостями, склонностью к ошибкам, одновременному эгоизму и самобичеванию, тогда не писалось: достаточно вспомнить хотя бы реакцию главного героя на смерть матери. «Севастопольские рассказы» с той же натуралистичностью показывали недавнюю Крымскую войну, в которой Толстой участвовал. Я сказал о натурализме, но его не следует путать с «натуральной школой», в то время наиболее влиятельной в русской словесности. Несмотря на название и разрыв с романтической традицией, эта школа тяготела к схематическому, типологическому изображению персонажей. Толстой был одним из первых русских писателей-психологистов. Такие вещи, как «Казаки», производили ошеломляющее впечатление именно правдоподобием изображаемого: находка Толстого была в том, что он взял популярнейшую в русской литературе кавказскую тему и сместил фокус, отказавшись развивать ее в романтическом ключе; до предела этот прием обнажен в «Хаджи-Мурате», где горцы изображены не как мифологизированный экзотический народ, но как реальные люди, причем более человечные, чем русские.

В то же время склонность к дидактизму, работе для «улучшения мира» приводила Толстого к созданию таких нравоучительных текстов, как «Люцерн», малоценных на фоне его зрелых произведений. И, однако, эта склонность оказала серьезнейшее влияние на создание «Войны и мира»: впервые в новейшей русской (и, может быть, европейской) словесности Толстой соединил в одном тексте художественный реалистический (бытовой и исторический) роман с философско-историческим трактатом. Вторая часть эпилога «Войны и мира», которую часто отбрасывают при чтении (здесь многие сказали бы, что Толстой безжалостен не только к своим героям, но и к своим читателям), на самом деле суммирует причины написания романа. По сути, задумка Толстого эволюционировала в сторону создания универсального текста: такие амбиции часто владеют графоманами, но у Толстого наряду с амбициями был еще и соответствующий им писательский дар.

В общем-то, дидактизм Толстого можно свести к простым истинам. Известна дружеская эпиграмма Некрасова, написанная после выхода «Анны Карениной»: «Толстой, ты доказал с терпеньем и талантом, / Что женщине не следует „гулять“ / Ни с камер-юнкером, ни с флигель-адъютантом, / Когда она жена и мать». Тем не менее пафос Толстого как раз и состоит в утверждении того, что основополагающие ценности жизни просты — но в силу человеческой природы окружены сложнейшим психологическим ореолом. В поздних вещах эта простота доминирует: «Крейцерова соната» недвусмысленно утверждает вред половой любви, «Фальшивый купон» абсолютно схематично иллюстрирует, как малое злодеяние приводит едва ли не к вселенской катастрофе, «Много ли человеку земли нужно» (который Джойс считал величайшим рассказом в истории) в форме притчи показывает абсурдность стяжательства. Притча — подходящий жанр для пророка, которым все больше становился Толстой, и схематизм его поздних вещей нужно отличать от схематизма ранних. Тем не менее безжалостность остается доминантой отношения к собственным творениям: нужно Толстому показать ужас смерти — и он на протяжении сотни страниц заставляет страдать Ивана Ильича; кокетливая Кити Левина чуть не умирает родами, умнейшая Анна Каренина гибнет под колесами поезда. «Мне отмщение, и аз воздам». Попытки отойти от этой ветхозаветной строгости получаются неубедительными (как в последнем романе Толстого «Воскресение», где, однако же, есть удивительные, напоминающие о психологизме более раннего Толстого страницы, например в описании суда над Катюшей Масловой).

Эстетическое и жизнетворческое движение образованнейшего Толстого к простоте (вероятно, подспудно он ориентировался на ясность священных текстов) для искусства того времени было беспримерным — вот почему на этом пути он совершил столько спорных шагов, вроде трактата «Что такое искусство?». Но, как ни парадоксально, примат морали над художественностью привел позднего Толстого, критиковавшего эстетику, к созданию текстов, эстетически крайне убедительных и не потерявших натурализма и безжалостности — просто это совсем другая эстетика, более близкая к прямолинейным произведениям XX века. Самый разительный пример — рассказ «После бала».

27 июня 2015  · 3,6 K
Прочитать ещё 1 ответ

Кто лучше – Лев Толстой или Достоевский – и почему?

Алексей Дурново
Эксперт
5,7K
Спортивный журналист и футбольный комментатор. Писатель. Историк по образованию.   · facebook.com/alexey.durnovo

Во-первых, оба гении. Во-вторых, дать универсальный ответ на ваш вопрос - нереально, и это нужно проговорить перед, "в-третьих". Теперь "в-третьих", если бы мне нужно было знакомить инопланетян с культурой землян, и я мог бы рекомендовать им кого-то одного, либо Толстого, либо Достоевского, я бы остановил свой выбор на Льве Николаевиче. Оба довольно точно и красиво показывают в своих произведениях природу человека, но... Толстой показывает ее в разных обстоятельствах и при разных декорациях. Во всех возрастах - "Детство", "Отрочество", "Юность", в экстренной ситуации - "Севастопольские рассказы", в спокойной обстановке - "Анна Каренина", при остром социальном разрыве - "Воскресенье", и, наконец, на фоне глобального конфликта - "Война и мир".  В этой книге есть все, что я люблю в литературе. Твою размеренную и устроенную жизнь, вопреки твоей воле, рушат события извне, над которыми ты не властен. Ты можешь выбрать сторону или отстраниться, ты можешь бежать, а можешь остаться, ты можешь воевать, а можешь спрятаться, но эти события тебя все равно достанут. И тогда ты начнешь раскрываться по-новому. Возможно, этот новый ты даже тебя самого шокирует. Толстой это показал. Именно поэтому я ставлю его выше Достоевского.

Прочитать ещё 11 ответов

Почему баснописец выбрал для своей басни именно мартышку?

alice20148,7K
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история...

Крылов для своих басен почти всегда выбирает героями различных зверей, подбирая таких персонажей, которые по характеру подходят к сюжету басни. В басне "Мартышка и очки" героиней стала Мартышка - зверек, который славится своими глупыми выходками, который любит кривляться, который не слушается и норовит учинить разные пакости. Мартышка считается символом глупости и потому Крылов избрал ее на роль невежды.

29 января 2019  · 4,4 K

Как вы относитесь к творчеству Макса Фрая (Светланы Мартынчик)? Какое место вы отводите ему в современной русской литературе?

Графический Дизайнер

Я считаю, что люди делятся на две категории - те, у кого есть проводники в мире литературы и те, кто просто идёт и покупает книгу, не руководствуясь чужими советами. Первые как следует понимать читают по большей части то что на слуху, вторые просто азартные, рискованные игроки. Я из первых. Поэтому сказать какое место он занимает во всей русской литературе этой эпохи я сказать не могу. Что касательно современной отечественной фантастики - опять же руководствуясь именами авторов, что на слуху - я ставлю Сэра Макса на первое место. А в мировой фантастике в один ряд с Гарри Поттером и Властелином колец. Книги про Ехо - это чудесная сказка в реальность которой ты веришь всем сердцем, это рассуждение о человеческих возможностях, это веселое приключение с серьёзным философским подтекстом. Книги про Ехо - это сладкий сон, глубокий и беспробудный, и погружаясь в него ты никогда больше не будешь прежним. Возможно Сэру Максу даже придется тебя будить, и кто знает может он пригласит тебя пойти с ним?

2 февраля 2016  · 1,2 K
Прочитать ещё 2 ответа