Какие есть модели социального государства?

Анонимный вопрос
  · 1,6 K
Tudor9,1K
Коротко о себе : моим родителям не стыдно.

Современные модели социального государства: скандинавская, континентальная, британская.

Континентальная модель.

К представителям конт. модели можно отнести системы соц. защиты, сложившиеся в таких странах, как Германия, Франция, Австрия и Бельгия, которые затрачивают относительно много средств на соц. защиту. Конт. модель акцентируется на предоставлении пособий. Роль гос-ва здесь в первую очередь - выдача пособий получателям, а не организация соц. услуг.

Скандинавская модель.

Наиболее типичными представителями сканд. модели являются Швеция, Финляндия, Дания и Норвегия. Доля соц. расходов в этих странах очень высока. Центральный элемент сканд. модели - это широкая сеть общ. услуг. В отличие от конт. модели здесь гос-во явл. главным производителем соц. услуг. Услуги (образование, здравоохранение, забота о детях и престарелых) в большинстве случаев организ-ся муниципалитетом. Муниц. автономия всегда была важна в скандинавских странах.

Британская модель.

Британская модель хар-ся примерно равным распределением расходов на соц. обеспеч-е между частным сектором, основными эл-ми которого являются предприятия и домашние хоз-ва, и гос-вом в лице центрального правительства и местных органов власти. Помимо Великобритании данная модель нашла применение в Италии, Португалии и Люксембурге.

Понятие "социальное государство" — новое для российского законодательства. Впервые оно употреблено в Конституции 1993 г.

На Западе идея социального государства возникла вслед за идеей правового государства, и это объясняется тем, что либеральный вариант правового государства проповедовал принципы индивидуальной свободы, формального равенства людей, невмешательства государства в дела гражданского общества. Однако фактическое неравенство людей, классовое противостояние в обществе обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики, предоставления каждому человеку прожиточного минимума, воздействия в этих целях государства на распределительные процессы, достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства между членами общества.

Принцип социального государства в той или иной форме закрепляют конституции многих современных государств, например Франции, Италии, Португалии, Швеции, Дании, Турции, Нидерландов. На Западе идея социального государства связана с идеей "государства всеобщего благоденствия", которая базируется на либеральном учении современного английского экономиста Кейнса. В соответствии с концепцией государства всеобщего благоденствия любое государство среди общих дел должно уделять большое внимание социальной защите населения, с тем чтобы сводить к минимуму социальные различия между группами и слоями населения и создавать возможности для достойного уровня жизни.

Во время и после Второй мировой войны социальная политика становится главным направлением деятельности ряда государств. Понятие "социальное государство" было сформулировано в плане Бевериджа, предложенном британским парламентом в 1942 г. лейбористскому правительству. Этот план послужил своего рода моделью для других западных государств послевоенной Европы.

Провозглашение государства социальным следует оценивать как большой шаг вперед, поскольку рыночные отношения не содержат в себе защиты личности от негативных социальных последствий. Более того, социальная сфера в период формирования и развития индустриального общества основывается на принципе индивидуализма, т.е. каждый должен заблаговременно заботиться об обеспечении себя в старости, во время болезни, потери трудоспособности.

Немецкий историк Риттер классифицировал социальное государство на три типа: первый тип — так называемое позитивное государство, в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов. Здесь государство контролирует социальную обеспеченность граждан, а его социальная политика служит целям такого контроля; второй тип — собственно социальное государство, которое проводит политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех; третий тип — государство благоденствия, где устанавливается равенство всех в социальном отношении, т.е. социальная политика государства для всех одинакова. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике.

Надо отметить, что указанные типы социального государства нигде в мире не были реализованы, а лишь отражают тенденции в изменении государственной социальной политики. Вместе с тем Ритгер отмечал, что социальное государство носит двойственный характер: с одной стороны, оно ликвидирует бедность, способствует росту реальной свободы человека, а с другой — таит в себе опасность управления обществом сверху, тотального контроля со стороны государства за экономикой, ограничение свободы предпринимательства.

Среди наиболее важных признаков социального государства можно назвать:

1) высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя серьезно собственников;

2) социально ориентированную структуру экономики, что выражается в многообразии форм собственности;

3) формирование гражданского общества, в руках которого государство служит инструментом проведения социально ориентированной политики;

4) разработку государством разнообразных социальных программ и определение первоочередности их реализации;

5) утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому: а) достойные условия жизни; б) социальную защищенность; в) равные стартовые условия для самореализации личности;

6) развитое социальное законодательство;

7) социальную ответственность государства по отношению к своим гражданам и ответственность членов общества по отношению друг к другу и ко всему сообществу граждан в целом, т.е. обязанность содействовать социальному обеспечению, ответственность за коллективную взаимопомощь, исполнение обязанностей, вытекающих из права собственности, что позволит государству выполнять свои социальные задачи.

Помимо названных свойств социального государства выделяют его функции: поддержки социально незащищенных слоев населения; охраны труда и здоровья людей; поддержки семьи, материнства, отцовства и детства; сглаживания социального неравенства путем перераспределения доходов между различными группами населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета; поощрения благотворительной деятельности (посредством разнообразных льгот); финансовой и иной поддержки фундаментальных научных исследований и культурных программ; борьбы с безработицей; участия в реализации межгосударственных экологических, культурных, образовательных социальных программ; обеспечения компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов.

25 июня 2018  · 1,1 K
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какую социальную платформу можно считать самой популярной в мире?

social and digital media consultant  · t.me/Whoisdutytoday

Буквально сегодня HotSuit опубликовал большой отчет о социальных медиа, интернете и digital. Делюсь с вами занимательной статистикой. Поехали:

Более 50% людей в мире используют социальные сети, и самая популярная из них - Facebook

06-Social-Platform-Ranking-DataReportal-20201018-Digital-2020-October-Statshot-Report-Slide-50.png

Число людей, пользующихся соцсетями по всему миру, выросло до 4,14 миллиарда в октябре 2020 года

01-Global-Overview-DataReportal-20201018-Digital-2020-October-Statshot-Report-Slide-7.png

Ччисло людей, пользующихся мобильными телефонами по всему миру - 5,20 млрд; более 2/3 населения земного шара в настоящее время пользуется мобильным телефоном (67%)

03-Social-Media-Overview-DataReportal-20201018-Digital-2020-October-Statshot-Report-Slide-48.png

60% всех людей на Земле пользуются интернетом

на соцсети приходится более 1/3 нашего времени, и сейчас люди тратят в среднем почти 2,5 часа в день на социальные платформы

04-Time-Spent-with-Media-DataReportal-20201018-Digital-2020-October-Statshot-Report-Slide-9.png

всего мир тратит более 10 миллиардов часов в день на использование социальных сетей.

Рост использования социальных сетей в этом квартале является прямым результатом новых привычек и поведения людей во время пандемии и самоизоляции.

  · 7,2 K

Какая из стран мира ближе всего к либертарианской модели?

Либертарианец

Определенно, Швейцария. Если кратко:

  1. Децентрализация, что идеально вписывается в либертарианскую концепцию общин. Поскольку люди на разных территориях имеют разные взгляды на то, как они должны жить, децентрализация является необходимым условием существования свободного общества. 
  2. Прямая демократия и парламентская республика. В стране часто проходят референдумы, где непосредственно решаются важные для граждан вопросы. В Швейцарии нет культа личности "сильного лидера". Сможете ли вы назвать, например, текущего президента Швейцарии? А представить, что он находится в должности всего 1 год? 
  3. Огнестрельное оружие легализовано. Более того, оно выдается каждому человеку, который прошел военную службу. Минусом является то, что Швейцария до сих пор сохранила призывную армию. Однако, референдумы о её целесобразности уже проводились и швейцарцы решили эту армию сохранить. 
  4. Частное образование и здравоохранение.
  5. Нейтралитет. Эта политика позволила Швейцарии избежать разрухи двух мировых войн. Пускай некоторые и считают это довольно эгоистичным, однако либертарианцы придерживаются принципа невмешательства.
  6. Низкие налоги. Длительное время Швейцария вообще считалась офшорной зоной.
  7. Легализация проституции и попытки декриминализации наркотиков. Проституция в Швейцарии была легализована в 1942 году, а недавно страна начала делать уверенные шаги в сторону декриминализации хотя бы легких наркотиков.
    Когда-то относительно либертарианской страной можно было назвать США из-за того, что каждый штат определял законы на своей территории. Сейчас из-за нарастающей роли государства и централизации, либертарианской страной Штаты назвать нельзя.
10 мая 2018  · 1,2 K
Прочитать ещё 2 ответа

Какие виды мер социальной поддержки существуют?

Бухгалтер со стажем

А еще существуют специальные льготы, например "громовские" пособия https://byrich.ru/2732-gromovskie-vyplaty.html. И это больше касается не вашего уровня жизни, а места, где вы проживаете или где вы родили ребенка. То есть, за второго ребенка там что ли 100 тысяч выдают или что-то около того.

22 ноября 2019  · 7,9 K
Прочитать ещё 2 ответа

Что такое государство и что такое страна, в чем отличие.?

.2

Ой вопросец на длинную статью тянет. Если кратко, только понятия, без описания и определений, то выходит так:

народ: страна и общество;

страна: строй и право;

строй: государство и держава.

То есть "страна" - составляющее народа, а "государство" - составляющее строя.

10 ноября  · 363
Прочитать ещё 2 ответа

Какие есть подходы к определениюсущности государства?

При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:

1) любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

2) чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Второй аспект наиболее важен.

Подходы к определению сущности государства:

  • Классовый подход. Государство - организация политической власти экономически господствующего класса. Обеспечивает интересы господствующего класса. Постоянная классовая борьба, которая подавляется с помощью насилия, диктатуры, господства. Рабовладельческие, феодальные, раннебуржуазные, социалистические (на этапе диктатуры пролетариата) государства во многом по своей сути выступают классовыми. Вместе с тем общечеловеческие и иные интересы в сущности данных государств также присутствуют, но они отходят на второй план.

  • Общечеловеческий подход. Государство - организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство является средством для обеспечения интересов общества, различных классов и слоев, большинства населения страны. Государство - арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии. Конечно, это пока больше идеал, нежели реальность. И государств, которые бы уже достигли таких высот, на сегодняшний день нет. Хотя есть ряд стран, которые добились в достижении данной цели гораздо больших успехов, нежели современная Россия. К таким государствам можно отнести, например, Германию, Францию, Швейцарию, Швецию, Австрию, США и др.

  • Религиозный подход. Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной религии. Так, католический Ватикан, исламские государства - Пакистан, Иран, Ирак, Ливия, Судан, Саудовская Аравия и др. - в своей политике руководствуются в большей мере религиозными началами.

  • Национальный подход. Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов титульной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. Примером здесь могут выступать современная Латвия, Эстония и др., которые, провозгласив себя демократическими правовыми государствами, в действительности (и это подтверждено международными организациями и комиссиями) проводят во многом политику в интересах лишь коренных народов, ущемляя одновременно интересы других наций. Речь идет об избирательных ограничениях, о закрытии русскоязычных школ, о правилах, касающихся обязательности знания языка коренной нации для занятия государственных должностей, для получения гражданства, продвижения по службе, назначения пенсий и т.п.

  • Расовый подход. Государство - организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Примером здесь может выступать Южно-Африканская Республика в период режима апартеида.

  • Плюралистический подход. (Ласки, Дюверже, Дарендорф, Даль). В государстве существуют страты - значительные группы людей, объединенных по различным признакам: возраст, пол, профессиональная принадлежность, социальное положение, место жительства и т.д. Они создают различные общественные и политические организации, которые пытаются оказать давление на государственную власть. Следовательно, сам человек в отдельности влиять на политику государства не в силах, но при воздействии политических организаций интересы людей учитываются государственной властью. Ввиду того что интересы у каждой страты различны (плюрализм), эта теория иначе называется теорией плюралистической демократии.

  • Технократический подход. (Веблен, Барнхейм, Сойман, Мулет, Зигфрид, Мейно). Технократы - это группа лиц, профессионально занятых управлением, имеющих высокий уровень специальной подготовки, которые в отличие от выборных лиц не несут политической ответственности. Лишь управленцы (менеджеры) способны определить действительные потребности общества от мнимых, просчитать оптимальные пути развития и найти необходимые для этого цели.

Данная теория, отдавая должное важности профессионализма во всех сферах, в том числе и управлении государством, не оставляет места для возможности реализации столь популярной в былые годы идеи о том, что каждая кухарка может управлять государством.

  • Элитарный подход (теория элитарной демократии). (Парето, Моски, Сартори, Лассуэл, Ортега-и-Гассет). Элита - это:

1) все преуспевающие в обществе лица, представляющие собой «сливки» того или иного социального слоя;

2) люди, осуществляющие функции публичного управления.

Это особый, достаточно узкий социальный слой, члены которого обладают властью и определенным положением в обществе. В обществе идет постоянная борьба между элитами за возможность определять политику государства. Победившая элита посредством собственных членов и ставленников проводит свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами большинства.

  • Юридический подход. (Еллинек, Эсмен, Кельзен). Государство - это социальное образование и правовое (юридическое) учреждение. Государство – это юридическое лицо, юридическая персонификация нации. Государство – это правопорядок. Подобный подход и сегодня сохранен в сфере международного публичного права.

  • Подход всеобщего благоденствия. (Кейнс, Гэлбрейт, Пигу, Мунд). Государство выражает интересы всего народа, государственная поддержка обеспечивает высокий уровень жизни всех слоев общества.

  • Подход конвергенции. (Гэлбрейт, Арон, Сорокин). Происходит сближение сущности государств различных типов.

  • Либеральный подход (А. Смит, Лассаль). Государство – «ночной сторож». Свобода личности - величайшая ценность отношений между людьми, а также экономическая независимость общества и его отдельных членов от государства. Назначение государства рассматривалось лишь как: защита общества от угроз извне, защита «граждан от сограждан», выполнение тех работ, которые непривлекательны для частного бизнеса ввиду низкой прибыльности, но весьма важны для всего общества (строительство и поддержание в должном состоянии объектов инфраструктуры, общественных зданий и т.п.).

Материальная поддержка государством отдельных граждан недопустима по двум причинам: 1) оказание помощи слабому, как считали некоторые социологи и юристы, есть вмешательство в действие закона естественного отбора, приводящее в итоге к выживанию тех, кто в естественных условиях неминуемо бы погиб, следовательно, приводящее к «снижению качества» генофонда человечества; 2) поддержание неблагополучной части общества невозможно без финансового участия благополучной части социума, а это, по сути, означает изъятие «священной и неприкосновенной» частной собственности.

  • Социальный подход.

Социальное государство - инструмент заботы о личности, защиты и обеспечения ее прав и интересов.

В законодательстве идеи социального государства стали закрепляться вначале в актах трудового законодательства через систему социального страхования. Позднее в конституциях отдельных государств (РСФСР, Веймарская Германия, Мексиканские Соединенные Штаты) в 20-е гг. XX в. были закреплены социальные права граждан и идея об ответственности государства за социальное благополучие нации в целом и каждого гражданина в отдельности. В 1949 г. в Основном законе Федеративной Республики Германия был закреплен принцип социального государства. Сегодня в конституциях России, Португалии, Румынии, Болгарии, Литвы, Казахстана, Марокко и др. при характеристике основ государственного устройства используется термин «социальное государство».

Социальное государство можно рассматривать как достигнутое состояние, факт государственной жизни общества либо как идею, к которой государство должно стремиться, но которая, как и идея правового государства, пока окончательно не реализована. В первом случае социальное государство, несомненно, есть исторический тип государства, отличающийся от иных приоритетом социальной функции государства, особой ролью государства в экономике.

Повышенная забота о социально незащищенных категориях граждан: детях, инвалидах, престарелых, безработных: государственные пособия и субсидии, пенсии и дотации.

Проблема поддержки социально незащищенных категорий населения непосредственно связана с участием государства в управлении экономикой страны, оно участвует в перераспределении экономических благ.

В современных обществах такое перераспределение не приводит к нарушению прав и свобод граждан и позволяет считать современные западные государства не только социальными, но и правовыми. Но в тоталитарных режимах игнорирование верховенства права при активной патерналистской политике по отношению к большей части населения приводит к весьма негативным явлениям.

Именно государство ответственно за создание таких условий жизни, при которых каждому человеку была бы гарантирована доступность элементарных благ – это, так называемое, выравнивание стартовых возможностей. Социальным следует называть то государство, которое создает условия для реализации социальных прав граждан, закрепленных в национальном законодательстве и соответствующих мировым стандартам в этой области.