Каковы были последствия упадка Византии?

Анонимный вопрос
  · 906
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему Византийская империя существовала так долго?

Автор проекта "Византийский хронист" https://vk.com/byzantine_chronicler  · vk.com/byzantine_chronicler

Её долгому выживанию способствовал масштабный комплекс дипломатических, политических, экономических и военных мер. Умение заключать и разрывать нужные альянсы, стравливание реальных и теоретических врагов, даже сбитие мигрирующих народов с пути. Такая стратегия работала несколько столетий даже при условии тяжелейшего поражения в какой-нибудь битве, хотя воевать, причём весьма небезуспешно, Империи, конечно же, приходилось.

Если бы ещё ромейские власть предержащие частенько не были бы сами себе злобными буратинами с самими печальными последствиями, то Империя простояла бы ещё дольше.

Прочитать ещё 1 ответ

В ХV веке произошло падение Греческой империи. Как византийские греки жили в турецком плену и как к этому отнеслась средневековая Европа?

Московский риэлтор

По многим данным, жилось им в Стамбуле более менее неплохо. Ведь до завоевания шли постоянные догматические споры - монофизиты, ариане, иконоборцы, отношение к Троице и другие. То одни одерживали верх и подвергали опале "еретиков", то другие. Султан Мехмед был мусульманином, но понимал важность мирного сосуществования жителей своей империи. Поэтому не вмешивался в веру жителей. Более того, не мусульмане платили специальный налог и это было выгодно для казны.

Прочитать ещё 2 ответа

Как изменилась бы история Византии в случае победы иконоборцев?

Автор проекта "Византийский хронист" https://vk.com/byzantine_chronicler  · vk.com/byzantine_chronicler

Мне сложно это обсуждать по той простой причине, что я очень сомневаюсь в наличествовавшей когда-либо самой возможности победы иконоборцев. Им не удалось победить иконопочитание даже тогда, когда борьбу со святыми образами поддерживала немалая доля критически важных для Империи анатолийских провинций. Да и при дворе оставалось куча народу, тайно поддерживавших иконы. Та же императрица Ирина. А к концу правления ярого иконоборца Феофила на иконоборческие идеи махнули рукой все, кроме идеалистов вроде Иоанна Грамматика, иконоборческого Патриарха Константинопольского, который так до своей смерти (ок. 867) так и остался ярым противником икон.

Если же попытаться пофантазировать, то на выходе мы бы, наверное, получили куда более аскетичное в культурном плане государство, если вспомнить, как они расправлялись с искусством прошлых лет и заменяли его простыми чёрными крестами или же растениями и сценами из природы. Но сработали ли бы частично вполне себе светские идеи иконоборцев об идеологическом (а ещё лучше - политическом) присоединении на почве иконоборчества мусульманских царств? Вот здесь можно представить практически всё, что угодно.

Прочитать ещё 2 ответа

Каковы основные причины падения Рима?

Являюсь специалистом по темам - политология, социология, история. Увлекаюсь как...

Я бы назвал несколько причин. Вот они в порядке значимости:

1. Социально-экономическая причина. Как известно Римская республика, а затем империя была рабовладельческой. Рабовладение в античном мире очень быстро поделилось на два варианта - патриархальное и экстенсивное. Патриархальное рабовладение предполагало низкий прирост численности рабов путем их рождения (низкий он был за счет того, что рабы сильно эксплуатировались и хотя господам были выгодны половые отношения между рабами и они как правило, поощрялись, дети рождались реже и жили меньше). Патриархальное рабовладение при скудости территории (в той же Спарте) быстро вело к обнищанию населения. Римская республика развивала экстенсивное рабовладение, то есть более прогрессивное в том смысле, что большая часть притока рабов обеспечивалась за счет завоевательных войн. Рабы были дешевы, что обуславливало более жестокое к ним отношение. Но экстенсивное рабовладение имело один значительный минус - как только завоевательные войны и расширение территории Рима останавливалось начинался экономический спад. Добавьте к этому постоянные восстания рабов и завоеванных народов и вы получите первую причину падения Римской империи - она достигла естественных для себя границ расширения территории и её попросту некуда было расти далее. На Юге Римская империя захватила Северную Африку, но дальше на юг идти было некуда - там были пустыни и с трудом осваиваемые территории, исследуя которые будут гибнуть даже первопроходцы-колонизаторы пер. половины ХIX в. (вообще Африка была целиком колонизирована очень поздно, во втор. пол ХIX -нач. ХХ в.) Далее мы смещаемся на Юго-Восток и видим, что там граница Римской империи упиралась в Мессопотамию (которая успешно сопротивлялась колонизации и даже Траян не смог надолго её удержать в составе Рима), Парфянское царство, на Северо-Востоке - это была Армения (формально вассальная Риму, она не давала ему преодолеть, далее на Востоке граница шла по Дунаю и упиралась в леса современной Германии. Галлия (Франция), Иберия (Испания) и Британия были захвачены Римом, так что на Севере и Западе их владения ограничивал Атлантический океан. Все это в итоге привело к т.н. "кризису III века", когда экономическая жизнь империи, лишившейся притока новых рабов еще в. кон. II после Траяна уже не могла выдерживать нарастающие нагрузки по содержанию гигантской армии и защите обширных территорий, которые подверглись вторжениям варварских племен.

2. Социально-политическая причина. Социальные "сословия" Рима, а именно патриции, всадничество и плебс постоянно конкурировали между собою за власть и рабов. Эта конкуренция между крупными рабовладельцами (патриции) и мелкими (плебсом) привела к террору оптиматов против трибунов Тиберия и Гая Гракхов и гражданской войне партий (оптиматы против популяров). Кончилась эта война диктатурой Суллы, победившего популяров, но вынужденного пойти им на уступки. Уже после времен Суллы мы видим как Римская республика переживает её узурпацию триумвирами, а потом войну двух триумвиров (Цезаря и Помпея), причем Помпей находится на стороне Сената (оптиматы), а Цезарь на стороне "народа и армии" (популяры). В итоге после череды гражданских войн Римская республика пала и возникла Римская империя, в рамках которой плебс получал "хлеб и зрелища", а также дешевых рабов и земли за счет завоеваний (таким образом конфликт между крупными и мелкими рабовладельцами был подавлен и сглажен за счет милитаризации общества и экономики). Но возникла другая проблема - усиление армии и произвола императоров, которые по сути не были ограничены ничем, но их отсутствие воспринималось всеми слоями общества еще хуже. Последовал период 12-ти цезарей и после него неизбежная смута и смена династии. Смены династии и узурпации власти с помощью преторианцев (личной гвардии императора) и солдат периодически повторялись, т.к. институты власти, на которые император мог формально опереться (Сенат, трибунат, консулат и проч.) либо утратили властные полномочия, либо превратились в сборище олигархических клик и императорских фаворитов. Достаточно сказать, что в состав Сената при императоре Нероне уже входили его бывшие рабы (вольноотпущенники). Разложение и деградация власти и с другой стороны увеличение количества "неграждан Рима" в империи делали положение самих римлян как господствующего народа весьма шатким (что и показали потом нашествия варваров).

3. Религиозно-этническая причина. Римская традиционная языческая религия уже в эпоху поздней республики (конкретно в I в. до н.э.) начинала распадаться. Римляне, завоевавшие другие народы, могли прекрасно видеть, что и иные народы верят в богов, что римские боги являются прямой калькой с греческих богов, что египетские боги в свою очередь похожи на греческих и римских. В римскую среду стала проникать философия, в том числе те её направления, которые критически исследуя природу и общество, подвергали сомнению идею владычества богов. Вообще для образованного римлянина времен восстания Спартака было ясно, что боги - это скорее персонифицированные силы природы и что даже если они существуют, они отличаются от людей не моральным характером, а только силой. Рождение и распространение христианских общин ускоряло разложение государственной религии Рима, которая свелась к почитанию гения императора и почивших императоров как богов. Императоры пытались преследовать христианские общины, устраивать гонения, но это было бесполезно и только усиливало христианство, т.к. христианство стало религией для всех, включая социально отверженных (рабов, нищих должников, малоимущих плебеев) в то время как языческая религия превратилась в религию "для избранных". Вся эта распря и упадок религиозности выразились и в упадке морали, как следствие именно образованные слои римского общества стали хуже воспроизводить сами себя (рождаемость упала). Это в свою очередь вело к замкнутому кругу - падение воспроизводства элиты приводило к снижению качества управленческих решений, что в свою очередь вело к новым религиозным конфликтам.

4. Геополитическая причина. Поздняя Империя (империя после Диоклетиана, т.е после 305 года н.э.) быстро клонилась к упадку. Римские императоры стали прибегать к услугам варварских племен, селить их у своих границ и вооружать, чтобы защищаться от набегов. Это, как и ослабление общего административного аппарата (см. выше), а также упадок экономической жизни в совокупности привело Римскую империю к полной беззащитности перед "великим переселением народов" и в кон IV-нач. V в. единая Римская империя прекратила свое существование (в 395 году произошел раздел Римской империи между наследниками императора Феодосия I на Западную и Восточную). Западная Римская империя будет окончательно завоевана во втор. половине V в. н.э (ок. 476 года до н.э.)

Как-то так.

15 февраля  · 5,0 K
Прочитать ещё 1 ответ

Напоминает ли вам современная Россия Византию времён упадка?

А что у Византии когда-то был расцвет? Под влиянием православия это государство было гнилым с самого начала. В нем не развивалось ничего: ни наука, ни культура, ни философия, ни архитектура. Все остатки античной цивилизации были уничтожены. Императоры только и делали что боролись за власть и резали своих родственников-конкурентов. Разве что, период правления Юстиниана можно назвать светлым пятном на этом безрадостном фоне.

17 ноября  · < 100
Прочитать ещё 4 ответа