Является ли мелодия на корпоративном телефоне, которую слышит абонент, публичным воспроизведением и должен ли я платить за нее лицензионные отчисления?

Аскар Рахимбердиев
  ·  
11,1 K
Юрист, партнер юридической фирмы Lawyers’Work, специалист в сфере интеллектуальн...

Если ваша компания вместо гудка на корпоративном телефоне использует музыку, необходимо убедиться в наличии прав на такое произведение. Если обслуживание сети и установка мелодий осуществляется внешним подрядчиком, в договоре нужно предусмотреть гарантию наличия прав на произведение и ответственность подрядчика за предоставление мелодии без согласия правообладателя.

Такой вид использования музыки может быть расценен как публичное воспроизведение, для которого требуется разрешение правообладателя. Как правило, при выявлении подобных фактов незаконного использования, правообладатели или авторские общества обращаются к нарушающей организации с требованием выплатить компенсацию и предложением заключить договор о дальнейшем законном использовании произведения. Но ничего не мешает им сразу обратиться в суд без предупреждения, что может повлечь для компании серьезные неблагоприятные последствия.

Сумма компенсации за незаконное использование музыки составляет либо двойную стоимость всех воспроизведенных мелодий, либо сумму в размере от 10000 до 5000000 рублей, размер которой будет определяться судом в зависимости от тяжести нарушения. Убедитесь, что ни ваши сотрудники, ни внешний подрядчик, не будут разглашать количество поступивших звонков – для правообладателя это будет очень весомым доказательством и основной для расчета убытков.

Не стоит рассчитывать на то, что у вас, возможно, небольшая компания, и акулам шоу-бизнеса вы не интересны. Специально обученные люди из Российского Авторского Общества постоянно занимаются выявлением незаконного использования музыки. В особой степени от их деятельности страдают организации общественного питания – даже небольшие кафе и рестораны, в том числе, в случае, когда для посетителей играет музыка с радио.

Самый надежный вариант – не использовать популярные мелодии, а обратиться к профессиональным музыкантам для записи музыки специально для вас. Данный подход имеет смысл и с точки зрения маркетинга – такое произведение можно будет «подогнать» под особенности бренда и необходимый эффект от восприятия. 

Вы можете задать ваш вопрос юристу Legal.Space в частной переписке, или, если ваш вопрос можно задать публично, - опубликуйте его на TheQuestion, тогда ответ сможете прочитать не только вы, но и все, кому он может быть полезен

17 мая 2016  ·  182
Комментировать ответ...
Реклама
Ещё 1 ответ
студент юрфака
К предыдущему ответу хотелось бы добавить, что по общепринятому правилу права на объект интеллектуальной собственности длятся в течение 70 лет с момента смерти автора (смерти последнего из соавторов) либо с момента обнародования произведения (если автор неизвестен). То есть, если допустим Вы выбрали мелодию, написанную в 19 веке, вывод таков: права на неё вы не... Читать далее
29 июня 2016  ·  < 100
Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему люди платно слушают музыку?

Семён Кривенко-Адамов — независимый композитор, пианист и педагог. Основатель...  ·  vk.com/krivenko_adamov

Этому есть несколько причин:

  1. Слушатель хочет финансово поддержать музыканта. Ведь как известно, часть доходов с коммерческих прослушиваний идет на счет музыкантов.

Часто именно финансовая сторона вопроса решает сможет ли артист продолжать работать над альбомами, организовывать концерты, снимать клипы с привлечением профессионалов и т. д.

  1. Стриминговые сервисы дают возможность прослушивать музыку в высоком качестве.

  2. Это очень удобно. Меломану не придется бегать по разным сайтам в поисках композиции любимого артиста. Он может быть подписан на безграничное количество исполнителей и всегда быть в курсе новинок.

Т. е. это как чаевые за сервис и комфорт.

Подобные вопросы часто звучат с русскоязычного сегмента интернета.

И объясняется это следующим:

  1. В США и странах запада уровень жизни населения дает возможность оплачивать подобного рода сервисы. Для этих людей это приблизительно тоже самое, что оплатить проезд в троллейбусе.

В странах СНГ низкая покупательская способность далеко не всем позволяет оформить платную подписку.

  1. Особенности исторического прошлого во многом определили в нашем менталитете то, что музыкальная деятельность не является профессией. Часто это воспринимается скорее как хобби или развлечение. Большинство людей не задумывается о том, что музыканту никто зарплату не платит. Особенно это касается музыкантов регионального/местного уровня, и тем более музыкантов узкого жанра.
Семён Кривенко-Адамов
30 июня  ·  5,9 K
Прочитать ещё 4 ответа

Законно ли в России записывать на диктофон голос человека без его ведома (Например, для сбора компромата)?

Правоохранитель-пенсионер, Аналитик

Простая форма. Если Вы записываете свой диалог с человеком, то Вы записываете себя, на что имеете право, его голос на записи это дополнительно. Если Вы не записываете себя и в диалоге Вы не участвуете, то это не законно. Если только Вы не занимаетесь ОРД на законных основаниях. Можно конечно собирать компромат таким образом, но ссылаться на такую незаконную запись Вы не сможете.

6 февраля 2018  ·  6,0 K
Прочитать ещё 1 ответ

Почему платная подписка на весь раздел музыки ВК из-за правообладателей, хотя не все треки ВК имеют правообладателя?

Andrej Biryukov  ·  15,7K
Редактор в IT-издании. После 20 лет жизни в Москве уехал на Урал. Мой канал на...

Для ответа на вопрос нужно разобраться в возможностях, которые предоставляет подписка.

Итак, заплатив 149 рублей за месяц использования, вы получаете:

  1. Неограниченный кэш музыки — сохраните в оффлайн столько треков, сколько будет нужно.
  2. Вся музыка без рекламы — сейчас без подписки в оф. приложении ВК и BOOM иногда можно услышать рекламу между треками.
  3. Реклама отключается между треками и в веб-версии.
  4. Кроссплатформенность — рекламы между треками не будет ни в приложениях, ни в веб-версии, в кэш можно сохранять как с официального клиента, так и с BOOM.
    Вот за это вы и платите 149 рублей, а не за доступ ко всей музыке. Музыка сама по себе доступна бесплатно, но без кэша и с рекламой. 

По поводу ответа "не платит правообладателям". Да, вроде не платит, но правообладатели тоже внесли свою лепту в это приложение.

Развитие сервиса для прослушивания музыки по подписке — одно из условий соглашений с музыкальными мейджорами, пояснил Красников. В 2016 году Mail.Ru Group заключила лицензионные соглашения с ведущими западными музыкальными правообладателями — Universal Music, Sony Music и Warner Music, а также с некоторыми российскими издателями — например, «Первым музыкальным издательством» (ПМИ).

Заглядывайте на мой YouTube-канал – видосы о жизни, путешествиях и всяком.
8 октября 2017  ·  1,0 K
Прочитать ещё 2 ответа

Какой юридический статус у музыкальных групп и исполнителей? Есть ли у них бухгалтерия, трудовые книжки, платят ли налоги, страховые отчисления, вот это все?

Творческая личность

Напишу что знаю,может кто меня поправит. Сразу скажу,что напрямую никак не связан даже с каким-нибудь артистом местного уровня,а потому мой ответ,это знания из того что слышал из третьих источников - телевидение,газеты итд. Так вот,трудовые книжки есть. Там,где обычно записывают место работы,обычно пишут что-то вроде «Музыкально-вокальный коллектив "Название коллектива"» либо наименование рекорд-лейбла. Налоги платят,как и все граждане,а как же иначе? Ведь чисто технически,законодательно,деятельность артиста ничем не отличается,от работы,скажем,врача или учителя. Денежными вопросами,или как вы выразились,бухгалтерией занимаются финансовые менеджеры артиста.

Прочитать ещё 1 ответ

Если музыкант или коллектив музыкантов исполнят мелодию, не защищённую аторским правом, то будет ли это исполнение защищаться авторским правом в их пользу?

In law we trust.

Да, исполнение защищается, но не механизмами авторского права. 

Исполнение - это объект смежных прав (ст. 1304 ГК), но только если была осуществлена запись соответствующего исполнения (то есть исполнение должно выражаться в форме, допускающей последующее воспроизведение и распространение с помощью технических средств). 

То, что права исполнителя относятся не к авторским, а к смежным правам, обусловлено тем, что творческим трудом исполнителей воплощаются объекты авторского права (как в приведенном примере - музыкант исполняет произведение, охраняемое авторским правом). Вместе с тем, в создание исполнения вкладывается и творческий, и физический, и иногда материальный труд, поэтому полученный результат также охраняется правом интеллектуальной собственности. К слову, характер работы исполнителей наиболее творческий из всех субъектов, на которые распространяются смежные права.

У исполнителей возникают смежные права на конкретное исполнение в соответствии со ст. 1313-1321 ГК. В частности:

  1. Личные права: право авторства - право признаваться автором исполнения; право на имя - право на указание своего имени или псевдонима на экземплярах фонограммы и в иных случаях использования исполнения; право на неприкосновенность исполнения, в том числе постановки, - право на защиту исполнения от всякого искажения.

  2. Исключительное (имущественное) право: право на сообщение в эфир или по кабелю; доведение исполнения до всеобщего сведения; запись исполнения; воспроизведение записи исполнения; распространение записи исполнения; публичное исполнение записи исполнения; прокат оригинала или экземпляров записи исполнения.

Фактически, это означает, что никто, кроме исполнителя, не может осуществлять указанные выше действия в отношении исполнения. Права исполнителя возникают на конкретное осуществленное исполнение и дают ему правовую возможность контролировать именно это исполнение.

Все эти права предусмотрены Гражданским кодексом и возникают независимо от наличия или отсутствия авторского права на исполняемое произведение (п. 3 ст.1315 ГК). Вместе с тем, если исполнитель осуществляет исполнение произведения, на которое действует авторское право, для реализации исключительного права исполнителя должны быть соблюдены исключительные права правообладателя произведения (объекта авторского права).

Важно так же и то, что если музыкант исполнил мелодию, находящуюся в общественном достоянии, то это не означает, что ее не могут свободно исполнять другие музыканты.

Прочитать ещё 1 ответ