Ни то, и ни другое. Теория искупления принадлежит католической доктрине, но согласиться с ней сложно, поскольку модель ситуации, когда человек приходит на суд, и никак не изменив себя и свою жизнь, просто так избегает наказания за счёт наделения страданий Христа искупительной функцией, не соответствует Евангелие. Адам как первый человек согрешает и проигрывает сатане – становится грешным и смертным и даёт начало грешному и смертному человеку. Христос, как рождённый девой от Святого духа, своей безгрешной жизнью побеждает грешность, своим воскресением – побеждает смертность, т.о. побеждает Сатану и через крещение даёт начало новому человеку, в этом суть этой жертвы. Поэтому это не халявный платеж страданиями за спасение каждого, кому это даже не интересно, а возможность второго рожденья посредством крещения и дальнейшей осознанной жизни в духе этого крещения – Христос делится
победой над грехом, смертью и сатаной и изменяет человека, открывая путь к бессмертию и спасению. Об этом втором рождении Иисус говорит Никодиму в Евангелие от Иоанна 3:4. Таким образом, именно воскресение из мертвых является ядром спасения, а не страдания.
Касательно второй части вопроса – заставить Бога страдать невозможно.