Меня вопрос памяти невероятно занимает. Вот, например, Первая мировая — одна из самых масштабных войн в истории человечества — часто ли мы вспоминаем ее сегодня? Кажется, не очень. А это хорошо или плохо? А сколько времени проходит с того момента, как начинает забываться? А в какой момент можно начинать переосмысливать? Помню, я когда-то прочитала, что после Отечественной войны 1812 года супер жестким оскорблением считалось назвать человека Наполеоном. Сейчас, думаю, вы вряд ли кого-то этим серьезно заденете.
С сохранением памяти тоже много вопросов: тут хочется найти какой-то баланс между уважением и излишним пафосом. Мне кажется, израильтяне в этом весьма преуспели: один музей Яд Вашем чего стоит — с его программами для школьников и экскурсиями для солдат. Хотя не исключено, что идеализирую это как человек, который не рос в этой стране.
Если уж мы заговорили про Израиль и память, то, наверное, самая впечатляющая традиция соблюдается в стране на День памяти Катастрофы и героизма (27 нисана по еврейскому календарю, это весной по обычному). В этот день звучит сирена и вся страна останавливается на две минуты, где бы кто в этот момент ни находился — на лекции, работе, в супермаркете или посреди дороги. В интернете можно найти много крутых видео с этого дня.
Если вернуться все-таки к России, то вопросы сохранения памяти я бы начала со школьного образования, в частности уроков истории, на которых тот же Холокост, например, практически не обсуждается.