Если человек поймëт ответ на этот вопрос (именно с ясностью, органически поймëт, а не просто ответит), то он уже недалëк от святости. Поэтому это очень не простой вопрос, хотя именно ответ на него является фундаментом духовного рождения и красной нитью проходит во всех святоотеческих аскетических трудах. У апостола Павла вообще есть много подобных рассуждений и человеку, который не приблизился ещë к этому зрелому духовному пределу, о котором говорит апостол, невозможно понять его мысль, тем более, что по свидетельству апостола Петра, апостол Павел часто пишет сложные, не всем понятные вещи:
2Пет 3:16: "…он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания."
И действительно, апостол Петр в своих посланиях даже не пытается объяснять процесс перерождения подзаконного человека в духовного, а апостол Павел, может в силу своей ораторской способности и образования, а может ввиду важности этого понимания, пытается донести это до паствы в слове.
Однако даже Христос не мог этого объяснить людям закона, поэтому говорил притчами и воздействовал силой благодати на сердца, что бы их хотя бы оживить, для начала. Что бы люди почувствовали, как они далеки от Бога были прежде и какое их духовное состояние на самом деле. Что вся их правильная тщеславная жизнь не стóит ничего и является мëртвой.
Мысль апостола Павла, хоть и адресуется духовно зрелому человеку, но по-сути проста: человек не способен исполнить закон, он несовершенен и заражëн грехом. По-закону мы все осуждены, потому что нарушаем его постоянно и не способны ему соответствовать. Человек спасается только милостью Бога, по-благодати. Попытки жить по закону неизбежно должны приводить человека к осознанию своей немощи и бессилия, именно в таком уничижении и рождается новый человек во Христе, потому что смирение привлекает божественную благодать и делает человека неуязвимым для страстей. Но как это объяснить человеку, который не пришëл ещë в меру глубокого сокрушения? А как это донести до самодовольного фарисея, который весьма удовлетворëн своей псевдоправедной жизнью. А ведь именно так живëт большинство христиан: никого не убиваю, не обманываю, люди обо мне хорошего мнения, на работе ответственен, нищим подаю, и т.д., а состояние души - мëртвое. Вот об этом и говорил апостол. Он пытался обличить неправильную, мертвую жизнь по-закону и донести до христиан, что не человек для закона, а закон для человека. Что любовь это исполнение закона, а закон ради закона это настоящая гибельная ересь.