Как научиться понимать современное искусство?

The Question
  ·
6,0 K
арт-менеджер, куратор, исследователь, руководитель образовательных программ...

Интересно, что вопрос о «понимании» применим традиционно только к современному искусству. Неужели все адепты так называемого классического или традиционного искусства его понимают? Искусство — это система кодов, от визуальных до исторических, это сообщение. И с каждым произведением искусства мы находимся в процессе «дешифровки» сообщения. На мой взгляд, путь к «пониманию» начинается даже не с текстов или описаний, а с принятия. Базовый принцип так или иначе эмоциональный — нравится/не нравится. На этом уровне не нужно говорить о том, что понятно, а что нет. Далее уже, отталкиваясь от того, что «нравится», можно начать узнавать чуть больше об авторе и работах. А дальше играет роль «насмотренности».

Если говорить о практических приемах или так называемых рецептов без всякой лирики, то это:

  1. Научиться воспринимать современное искусство сначала через эмоции и ощущения — нравится или нет;

  2. Прочитать текст о выставке, авторе, о работе, приведенный на выставке;

  3. Прочитать текст о художнике, выставке после в книгах или интернете;

  4. Смотреть как можно больше;

  5. Читать как можно больше.

В принципе, созвучно с идеями философии текста, когда вся реальность это текст и мы ее можем читать, распознавать... Читать дальше
Комментировать ответ...
Ещё 6 ответов
Daria Pyrkina  · 104
кандидат искусствоведения, заместитель генерального директора Государственного...
Как и любое другое. Это даже проще, чем классическое! Не нужно знать ни мифологию, ни Священное писание, на которых основаны многие произведения старых мастеров. Не нужно глубоко знать исторические, политические, экономические обстоятельства, так или иначе влиявшие на создание произведения. Нужно просто подходить к произведениям искусства не... Читать далее
Комментировать ответ...
художница, куратор
Если в России на любых выставках послушать комментарии зрителей, можно прийти к выводу, что большинство не знает, как смотреть искусство, и не разбирается ни в одном из его направлений. В основном смотрят сюжеты и комментируют их в духе: «Я бы съел» (натюрморт), «Хорошее место для пикника» (пейзаж), «Ну и рожа!» (портрет). Когда стиль изображения... Читать далее
Комментировать ответ...
куратор Философского клуба ЦСИ «Винзавод»
Первый шаг к пониманию современному искусству — взращивание в себе новой внутренней установки. Искусство — это отражение и свидетельство реальности . И если вам интересно разобраться в этой реальности, то это будет первым шагом к современному искусству. Дальше надо ходить, смотреть, посещать выставки. И обязательно вам попадется на глаза произведение... Читать далее
Комментировать ответ...
Анна Южная  · 29,3K
Психолог, сертифицированный гештальт-терапевт. Telegram: @introvert172 А ещё я...
Если вы рассматриваете искусство в категориях "хорошее-плохое" - то да, не понимаете. Если современное искусство плохое, то когда было хорошее? Во все времена есть свои гении и бездарности. И в эпоху Тициана или Рафаэля были свои "интерьерные маляры" и "портретисты по вызову", для которых написание картин было только ремеслом без капли искусства. По... Читать далее

Ну так вопрос в том, есть ли сегодня рафаэли. Такое впечатление, что нет и близко.

Комментировать ответ...
любопытный дизайнер

Прочитайте книжку Сюзи Ходж «Почему ваш пятилетний ребёнок так не смог бы».

Там перечисляют все основные работы современного искусства и объясняют, что же в них такого круто)

Комментировать ответ...
noise noise  · 92
Обыватель

На мой взгляд оно не плохое, оно вообще не согласуется с определением "искусство". У современного искусства задачи иные, чем у ,условно говоря, старых мастеров. Для него подходит выражение "сказка про голого короля".

Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какие youtube каналы вы посоветуете для изучения искусства/истории искусств?

Музыкант (домра), студент Нижегородской государственной консерватории им. М.И...

Насчёт каналов youtube - не могу ничего сказать. Но есть классные циклы передач.

1) Дмитрий Быков - "100 лекций" - о русской поэзии;

2) "Искусственный отбор" (10 серий) - проект об изобразительном искусстве;

3) "Искусство Росссии" (от BBC), 3 серии. Английский искусствовед Эндрю Грэм-Диксон;

4) "Партитуры не горят" - цикл передач о творчестве русских и зарубежных композиторах с российским музыковедом Артёмом Варгафтиком;

5) "В свободном полёте" с Михаилом Казиником - цикл передач о классической музыке.

6) "Абсолютный слух" - передача Геннадия Янина о разных деятелях и явлениях в искусстве.

7) Документальные фильмы Бруно Монсенжона: "Рихтер непокорённый", "Отрешение" (о Глене Гульде), "Искусство скрипки", "Искусство фортепиано", "Давид Ойстрах: народный артист?", "Иегуди Менухин -скрипач столетия". Лучшие исполнители классической музыки XX века.

8) BBC: Сила искусства (2006). 7 серий об изобразительном искусстве: Караваджо, Рембрант, Пикассо, Бернини, Давид, Тёрнер, Ван Гог, Ротко.

Приятного просмотра!

Прочитать ещё 5 ответов

Чем вас чаще всего радует искусство?

Эксперт TheQuestion в области хирургии, врач-ординатор, музыкант, редактор  · vk.com/prosvetmus

Вопрос сложный и многогранный. Потому и ответ будет непростым.

Если говорить в общем, искусство позволяет взглянуть на вопросы, связанные с человеческим бытием и сущности жизни в целом, в разных плоскостях. Искусство одновременно выступает в роли триггера и проводника: позволяет задуматься о проблеме и пройти по пути решения/ осознания самой проблемы или идеи (или идей) сочинения. Притом нужно понимать, что вопросы, которые поднимаются в какой-то композиции, крайне редко ставятся в лоб зрителю/слушателю. К тому же, зачастую вкладывается множество вопросов, некоторые из которых неосознанно вкладываются создателем в произведение.

Эта многозначительность, непостижимость разнообразия и понимание того, что настоящее произведение искусства может жить самостоятельно, не подчиняясь лишь осознанному замыслу своего создателя - то, что потрясает и больше всего радует в искусстве.

28 июня 2019  · 2,3 K
Прочитать ещё 8 ответов

Почему многие так сильно ненавидят современное искусство?

Автор в интернет-журнале Royal Cheese. Немного того, немного сего.  · vk.com/royalcheese

Потому что для своего понимания оно обычно требует немного большего, чем просто опознать картинку и оценить мастерство автора. Очень просто воспринимать пейзажи и натюрморты: тут луга, тут груши, всё красиво и аккуратно. Но некоторые художники используют в своих работах не “груши”, а, например, кляксы. Причём менее талантливые просто нарисуют кляксу, а кто-то будет рассказывать целую историю с помощью клякс, которую сложно понять, бросив взгляд на картину. Я понимаю, что не всё, что называется современным искусством, можно воспринимать адекватно, потому что выглядит это иногда слишком провокационно, но так искусство и работает. Взять, например, знаменитый “Чёрный квадрат” Малевича, который для своего времени тоже был современным искусством. Его и сейчас трудно понять, но для этого нужно познакомиться в принципе с движением супрематистов, узнать из их манифестов, что они хотели сказать своими работами и к чему стремились. И поверьте, в этих работах может быть больше искусства, чем в самых прекрасных портретах. Изобразить действительность иногда гораздо проще, чем в нескольких мазках рассказать целую историю. Кстати, у нас есть статья, где мы пытаемся разобраться в том, как отличить искусство от того, что к нему не относится.

21 ноября 2019  · 2,6 K
Прочитать ещё 9 ответов

В чем главное отличие современного искусства от других направлений? И почему многие люди считают современное искусство — не искусством?

куратор Философского клуба ЦСИ «Винзавод»

Сама постановка вопроса — не совсем правильная. Современное искусство – это и не направление, и не жанр, и не стиль. Впервые это слово — современное — по отношению к искусству употребила американский критик Розалинда Краусс в конце 1960-х годов, тем самым отграничив искусство после Второй Мировой Войны от искусства первой половины XX века, в частности от модернизма.

Современное искусство – это то, что происходит сейчас, искусство настоящего времени, для которого именно это «настоящее время» является объектом исследования и комментария. Временные границы — достаточно размытые. Но, условно говоря, к современному искусству можно отнести искусство с конца 1960-х годов по наши дни. Люди, пережившие ужасы Второй Мировой войны, в частности художники, осознавали необходимость перемен и саму невозможность рассказа о современном им мире языком классического искусства. Чтобы объяснить новый, быстро меняющийся мир — понадобилось современное искусство.

В то же время мы не можем назвать все, что создается сейчас — современным искусством. Есть художники, которые работают в самой что ни на есть традиционной манере и не считают себя современными художниками. Известный немецкий художник Йозеф Бойс говорил, что всем человеческим существам присуща потребность в сознательном творчестве и необходимости преступать пределы общественных условностей. Но остается главный вопрос — как? Он и является одним из определяющих для современного искусства.

Что касается второго вопроса, есть познавательная книга итальянского критика и куратора Франческо Бонами «Я тоже так могу!». В книге в достаточно простой и понятной форме описывается история современного искусства, и объясняется почему все-таки не каждый может создать «Черный квадрат» или Акулу в формалине. Я часто слышу от посетителей выставок : «Я тоже могу нарисовать черный квадрат». Но способен ли человек 20 лет своей жизни этот черный квадрат отстаивать? В каждом своем дне проявлять приверженность своим философским идеям? Это целая философия жизни, а не просто квадрат, закрашенный черным цветом, который мы, зрители, вырываем из контекста жизни художника и искусства.

Прочитать ещё 3 ответа

Что посоветуете к изучению, чтобы начать хорошо разбираться в искусстве, узнать о влиянии художников друг на друга? На каких критиков обратить внимание?

vecherin  · 1

В свое время попал на 1 год обучения в институт на кафедру архитектуры рисунку человека и живописью акварелью. Рисовали очень много мятой бумаги и драпировки....в сочетании с натурой города и человеком в экстерьере. Изучали пластику рисунков Леонардо. Там профессионалы по определению.Для них форма- хлеб.Дворцы строят.И там великолепные критики. Не домашние и ограниченные где вы только запутаетесь( нет пророка как говорится в своем отечестве,где вы только испортитесь как будущий дизайнер,художник..итд)) а именно со стороны видящие.,и поэтому - объективнее. И потом имейте ввиду что взгляды педсостава при институте много шире и кругозорнее. Смотрите и обращайте внимание поэтому если и не сам состав кафедры а ещё и саму атмосферу института. Не важно - курсы это на 6 месяцев или на 5 лет учебы.
При институте или колледже все ответственнее.,и фантастичнее. Но там трудно выжить с нуля. Зато спустя год не имея никакого худ.школ и вообще опыта рисовать,я самостоятельно поступил без всякого блата в колледж искусств.
Скажу так : если есть возможность,заходите в институты и общайтесь с педсоставом. Они это приветствуют. Заимейте товарища приближенного к тем знаниям.
Очень много влияния и знаний идёт именно во встречах единомышленников. Никакой интернет тут не поможет.
И затем ,спустя время почувствуете кто вы и что вам ближе - графика и оффорт скажем с приматом формы или живопись и цвет с содержанием и глубокими сюжетными темами и характерами персонажей. Всегда есть склонность к чему то одному., и если вы скажем хорошо рисуете и вы думаете так: Ага,я рисовальщик..и начинаете увлекаться ,задайте себе вопрос : А какие сюжете меня задевают? МОНУМЕНТАЛЬНЫЕ или более личные, или где бы вы хотели " посоревноваться" сами с творцами прошлых столетии? И не гонитесь за фантазией и техникой,они не должны опережать ваших чувств..имейте это всегда впереди себя.
Это поможет вашей позиции.
Вам нужно каждый раз отслеживать на что вы обращаете внимание ,не поддавайтесь обаянию техники и педагогов....ищите себя и только себя слушайте и не ленитесь.
Слушайте,но ищите- по своему.
Но имейте ввиду что в учебе ,что в вашей картине- форма должна состояться и быть собранной в любом случае. Это- постоянная константа как свет. Она должна быть полноценной.

Книги я бы посоветовал поэтому альбомные и чем больше тем лучше.Лучше одна но большая по габаритам. Лучше те - которые не навязывают вам ничего. Это конечно же - Михаил Врубель или Возрождение. Там есть и форма и содержание. Хороши также альбомы Караваджо . Рубенса. Потому что там явлена гармония рисунка и содержания ( композиции).
Из пейзажных - один Левитан, Серов , стоят многих. Всегда имейте в голове сюжетику именно с композицией. Не отделяйте ее не в пейзаже, ни в сюжетной теме. Тренируйтесь рисовать на пленере.
Чем больше этюдов у вас будет тем богаче вы себя будете чувствовать и тем насыщеннее станет ваш мир. А если при этом вы ещё и любитель чтения лит- ры по искусствознания, то это обогатит в десять раз больше ,чем овладение любой модной техникой навязанной временем.,потому что не в пропорциях и числах производство вкуса а в его медленном и поступательном значении, - воспитании и восприимчивости вместе с глубокими знаниями предмета ( в широком смысле) и формы.
Удачи тебе друг и товарищ!

24 февраля  · < 100
Прочитать ещё 3 ответа

Читайте и смотрите также

Как научиться разговаривать красиво и четко формулировать свои мысли?

Видеоответ и ещё 32  · Образование

Почему многие так сильно ненавидят современное искусство?

Видеоответ и ещё 9  · Искусство и культура

Написал книгу, вложил душу. Куда ее выложить, чтобы оценило как можно больше людей?

Видеоответ и ещё 7  · Искусство и культура

Что сделать в ответ на задание «Удивите нас» при поступлении в театральный?

Видеоответ и ещё 18  · Общество

Как происходит ценообразование предметов искусства? Как картины становятся дорогими?

Видеоответ и ещё 9  · Искусство и культура