Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Как объяснить ребенку современное искусство?

Сафиюлина Ксения
  · 3,3 K

КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ

«Я поведу тебя в музей…»

Поход в музей — это что-то традиционное, респектабельное. Брюллов, ампир, Микеланджело, Боттичелли, ну, на худой конец, Ван Гог. Мы же предлагаем вам пойти дальше и познакомить детей с современным искусством. «А что я им расскажу?». Вам в помощь наша памятка.

Почему стоит показывать современное искусство детям?

Искусство вообще, а особенно современное искусство с его непредсказуемыми формами стимулирует игру воображения. Необычный внешний вид работы, разнообразие и нестандартный выбор материалов — все это может послужить почвой для фантазий, историй и диалога. Визит в музей для детей — это в первую очередь возможность научиться смотреть и видеть и получать от этого удовольствие. Дети, еще не скованные привычными визуальными рамками и стереотипами, могут даже помочь вам разглядеть искусство в том, что раньше казалось странной аляповатостью, попавшей в музей по недоразумению. Так что просмотр современного искусства с детьми поможет посмотреть на современное искусство свежим взглядом. 

Современное искусство рождается и существует в том же информационном поле, что и современный зритель, а потому объяснять или интерпретировать его гораздо легче, чем кажется. Художник, живущий рядом с нами, чувствует и переживает все то же самое, что и мы, но художественно перерабатывает свой опыт, превращая его в произведение искусства.

«За современным искусством» мы предлагаем отправиться в Главный Штаб. Изучение материала было бы правильно начать с самого внушительного из представленных там произведений современного искусства — самого здания.

Главный Штаб, один из символов Российской империи и икона русского ампира, стал частью Государственного Эрмитажа и превратился (а точнее – все еще превращается) в практически самодостаточный музей искусства XIX-XXI вв. 

Основная задача амбициозного архитектурного проекта – не только бережно реконструировать оригинальные исторические части здания, но и приспособить офисно-жилые помещения бывших министерств Российской империи под нужды современного музея.

ДОШКОЛЬНИКАМ

Лучше всего начать разговор, поднявшись из гардероба в крытый двор со стеклянной лестницей. Смотрится она внушительно и наверняка заинтригует малыша. Осмотритесь вокруг, укажите на стеклянную крышу, расскажите, что когда-то тут был обычный двор — почти такой же, как около дома. (Прибегайте к личному опыту ребенка — в этом возрасте дети с радостью проводят аналогии между тем, что видят и тем, что уже знают). Поговорите с ребенком о домах в принципе: о том, что у них есть совершенно разные функции, но при этом они состоят из одинаковых элементов (лестницы, стены, крыша). Каждое здание создает специальный человек — архитектор, который придумывает дома. Музей — это особое место, где живут произведения искусства. Что особенного в музее? Почему тут такая большая лестница?

Архитектура — пространственный вид искусства, она познается в движении и от того очень интерактивна. Посчитайте ступеньки, поднимитесь по стеклянной части лестницы, пройдите по прозрачному полу над старой кладкой («а вот старый скелет здания»), посмотрите вниз с балкона и прикиньте, выше ли двери Большой Анфилады (15 м), чем фонарный стол или дерево у вас во дворе.

Детей в этом возрасте привлекают броские, контрастные детали, а потому, несмотря на довольно мрачный общий тон, их, скорее всего, заинтересует эта картина. Спросите у ребенка, чем мог бы заниматься человек на картине? («Это — великий голландский художник Винсент Ван Гог. Кстати, можем ли мы догадаться, что это художник?»). Лицо человека на картине смазано — в характерном для Бэкона стиле, это придает портрету звериные черты, и ребенок наверняка уловит это. Спросите, в каких ситуациях люди становятся похожи на животных? Какое выражение лица у человека на картине? О чем он думает? Выглядит ли он грустным или сосредоточенным? Куда он направляется? Вместе сочините историю о том, как могли бы развиваться события.

http://littleone.ru/public/img/articles/more/raznoe/article_1003/article_1003_1423742387377_beckon.jpg

ШКОЛЬНИКАМ

Начинать разговор удобнее там же — на выходе из гардероба, перед стеклянной лестницей. Полюбопытствуйте, заметил ли ребенок, что, несмотря на то, что вы под крышей, — вы находитесь во дворе — вокруг почти «жилые» окна. Объясните, что когда-то (в 19 веке) в этих зданиях и вправду жили и работали люди, но недавно тут сделали музей (не забудьте упомянуть про работу архитекторов). Спросите, какие помещения, по мнению ребенка, должны быть в музее? Каким должен быть музей?

Поднимаясь наверх, посчитайте ступеньки, а наверху обязательно постойте на стекле над старой кладкой. Поясните, что само здание, в котором располагается музей, — старое, но некоторые его части новые. Старые части спрятаны внутрь, но тот, кто смотрит внимательно, сможет увидеть их не только под стеклом на входе, но и в других частях здания; обращайте на них внимание, гуляя по Штабу.

От парадной лестницы уходит Большая Анфилада. Анфилада — это ряд комнат, которые идут друг за другом. Спросите, встречались ли ребенку анфилады раньше? Где? Большая Анфилада Главного Штаба состоит из трех Залов-Трансформеров, которые называются так неспроста — с помощью компьютера в них можно двигать стены и закрывать крышу, преобразуя пространство под нужды выставок. Высота дверей Залов-Трансформеров — 15 метров, а это значит, что примерно одиннадцать детей ростом 1,30 м должны будут встать друг дружке на голову, чтобы дотянуться до их верха.

http://littleone.ru/public/img/articles/more/raznoe/article_1003/article_1003_1423742387377_beckon.jpg

Эта картина относится к жанру живописи, который называется «портрет». Портрет — изображение жившего когда-то или живущего человека или группы людей. Перед нами портрет великого голландского художника Винсента Ван Гога, который, однако, в жизни выглядел не совсем так — на картине черты лица смазаны и выглядят звероподобными. Почему Фрэнсис Бэкон решил изобразить Ван Гога именно таким? Часто, работая над портретами, художники старались показать не только то, как модель (то есть человек, с которого писался портрет) выглядела, но и ее внутренний мир — чувства, настроения, переживания. Поинтересуйтесь, какое настроение у человека на картине. О чем он думает? Куда идет?

Обратите внимание на фон и окружающие детали — они тоже могут использоваться художником для того, чтобы рассказать больше о портретируемом. Судьба Винсента Ван Гога складывалась непросто — несмотря на все свои усилия, он не добился признания при жизни и был очень одинок. Чувствуется ли это в картине?

это только об 1 картине

Художник, писатель  · 29 дек 2019
Я думаю, что ребенку не нужно объяснять современное искусство, что любой ребенок и так понимает это лучше, чем взрослый. И скорее наоборот, сам может объяснить очень многое любому другому человеку об этом. Если ребенок смотрит на экспонат и спрашивает «а что это такое?», то лучше сказать то, что в голову придет. По структуре своего сознания ребенок гораздо ближе к... Читать далее
Современное искуство это то что в моде , но очень скоро забудется и станет неинтересным, так как поддерживается... Читать дальше
Создатель семи театров в разных странах и городах  · 4 янв 2020  · театрлаб.рф/ProfileLST.php
Вопрос не простой. И не потому, что с возрастом человек попадает в рамки и не может выбраться из них. Сами определения искусства, как "современное" и "классическое" уже рамки. Больше влияют факторы ощущения и восприятия. Они у каждого индивидуальны. И все это осложняется развитием вкуса и сознания у ребенка. Рекомендую почитать книгу Сергея Образцова "Эстафета... Читать далее
Степан Николишин, художественный руководитель Лаборатории современного театра.Перейти на xn--80aadn5a3alc.xn--p1ai/ProfileLST.php
2 Д, рисунок, фотография, текст  · 29 дек 2019
Лучше всего ребенку сказать, что взрослые художники, когда учились рисовать в институте, незаметно для себя забыли, как они рисовали в детстве. А для художников это было важным. Они что-то потеряли в душе, разучились играть и мечтать. От этого хуожники стали грустить. И в один прекрасный момент они захотели опять научиться играть. Они попытались по-разному играть, даже... Читать далее