Как отличается классическая музыка от популярной и чем(сложность, структура) Классическая когда то была современной и популярной, т.е.это понятие относительное?

Музыка
Сергей Смирнов
  · 11,3 K
Историк философии, композитор/музыкант (vk.com/ellektracyclone)

Ответ на этот вопрос подразумевает некоторое упрощение достаточно запутанной и насыщенной ситуации, нечто вроде поляризации. Классическая/серьезная/академическая музыка и "попса" - это условные полюсы, между которыми лежат явления, которые иногда трудно однозначно причислить к той или другой области. Однако можно попытаться указать на сущностные черты того и другого, держа в уме, что это неизбежное упрощение, подразумевающее упущение из виду некоторых интересных деталей.

В наиболее узком смысле слова, под классикой подразумевают достаточно обширный канон значительных произведений времен так называемой common practice - т.е. периода систематизации и стандартизации исполнительских и композиционных техник, периода, между возникновением и распадом классической тональной системы с ее тональностями, мажорами, минорами и прочими аспектами, знакомыми на слух даже совершенно далеким от музыкальной теории людям. Это произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Гайдна и многих других великих "классиков", этот относительно условный канон включает произведения 17-19 веков, он является основой специализированного музыкального образования.

Это узкое определение в свою очередь способно пролить свет на более широкое употребление понятия "классическая музыка", когда оно смыкается с понятием академической музыки и еще более неопределенным понятием "серьезной" музыки. Классическая музыка - это музыка, которая так или иначе является развитием или преодолением тенденций, относящихся к классическому канону; для классической музыки характерны, таким образом, две черты - творческое отношение к динамично и активно используемому наследию, существующему в письменной форме - в виде трактатов по музыкальной теории, эстетических манифестов, партитур - и связанная с этой чертой автономность. Несмотря на то, что классические/академические музыканты и композиторы часто хотят признания и известности, основной движущей силой их творчества являются внутренние тенденции музыкального искусства - т.е. развитие идей, законов, образов и прочего, возникающих как следствие анализа обширного теоретического и практического материала. Грубо говоря, композитор "серьезной музыки" обязан быть - в силу собственной обширной подготовки и запросов этой сферы - еще и исследователем, ученым: он обязан знать историю и современность собственного искусства, даже если собирается не утвердить существующее положение дел, а революционизировать современную ему музыку. Таким образом, классическая музыка в широком понимании - это "музыка ради музыки", относительно автономная область творческой деятельности, которая развивает свои собственные тенденции в рамках обширной письменной традиции, которая обновляется, изучается, воспроизводится обширной сетью академических институтов и специализированных учебных заведений, вроде училищ, консерваторий и так далее.

Популярная музыка, несмотря на то, что понятие это также весьма аморфно, обыкновенно нацелена не на реализацию художественного замысла, являющегося частью большой истории искусства и всего связанного с ним в плане теории, художественных средств и так далее, а на то, чтобы развлечь обывателя, т.е. неспециалиста и не-энтузиаста, угодить вкусам непритязательных слушателей, которые в силу отсутствия глубокого интереса или склонностей, вряд ли готовы тратить время и силы на то, чтобы разобраться в теоретических и исторических нюансах, т.е. стать квалифицированным слушателем. Популярная музыка внятна всем в силу того, что она основывается на теоретической системе (часто интуитивно), которая тесно связана с народной музыкой и уже упомянутым каноном классики в узком смысле; она опирается на вошедший в плоть и кровь большей части современных больших культур набор художественных приемов и эстетических ориентиров: популярная музыка использует систему тональностей и ладов, причем безо всяких изысков (скажем, поздняя романтическая музыка, вроде музыки Равеля и Скрябина, использует мелодии и тональности, однако более утонченным и усложненным путем, чем любой мелодичный indie rock или post rock), несложные ритмы, простые формы, она в первую очередь эмоциональна или повествовательна.

Современная классическая музыка, в которой находится место и наследию прошлых веков, и современным экспериментам, в этом плане гораздо более свободна: она не должна нравиться всем, она может быть сложной для неподготовленного слушателя, она требует инвестиций сил и внимания (иногда колоссальных) для того, чтобы стать относительно понятной или интересной. Она использует совершенно иные музыкальные теоретические системы, чем популярная музыка, которая обычно не "заморачивается" такими тонкостями (разве что в качестве своеобразной и экзотичной приправы, и то в количестве щепотки); она не обязана быть исповедью об эмоциях композитора, т.е. знаковой системой с чувствами и образами в качестве значений, она не обязана использовать мелодию, контрапункт, тональности и так далее. Додекафоническая музыка, расцвет которой пришелся на первую половину XX века, скажем, строится по совершенно другим законам, нежели музыка классической и романтической эпохи - там нет тональностей и мелодии в привычном понимании, зато есть серии, которые образуют крайне интересные структуры. При этом, несмотря на то, что прошло около столетия с появления первых додекафонических сочинений, эта музыка все еще остается шокирующе новой для подавляющего большинства слушателей, который (что крайне иронично) не могут удержаться от искушения использовать в ее адрес скандально известное выражение "сумбур вместо музыки". Подобных примеров можно назвать много.

Была ли классическая музыка популярной и современной? Ответ на вопрос зависит от того, что мы вложим в понятие современности и популярности. Музыка Бетховена, Моцарта, Шопена и прочих требовала определенной подготовки от слушателей и никогда не была в полной мере достоянием широких масс; более того, она всегда была тесно связана - в силу того, что предполагала образование - с наследием. Популярная музыка, о которой мы говорим, не столь требовательна в этом плане; она, повторюсь, скорее связана с неким общераспространенным вкусом, мало меняющимся по своей сути, который в свою очередь ведет свое происхождение от народной музыки, т.е. того, что широко и условно сейчас называют "фолком"; разнообразие "саундов" условной популярной музыки является разнообразием кажущимся, декоративным, принципы же ее построения мало изменились с середины XXго века.

Еще немного о том, что такое классическая музыка и какой она бывает, почитать здесь, в небольшом цикле публикаций о современной классической музыке, что я пишу для паблика DA Vision: vk.com

подписался на паблик, очень удивился увидев там ELP рядом с Оксимироном, первое слушаю, второе не зашло

Комментировать ответ…Комментировать…
Ещё 1 ответ
Мы - школа современной музыки. Наши преподаватели давно занимаются музыкой и у...
Классическая музыка работает по принципиально другим законам, нежели популярная. Нельзя сказать что одна сложнее другой, т.к. в обоих случаях есть и очень простые и сложные произведения.  Классическая музыка это многовековые традиции и и репертуар, зачастую возрастом в несколько веков. В поп-музыке многие законы классической гармонии просто... Читать далее
не подскажите что можно конкретно прочитать про различия в структуре? и про анализ музыки? Вот все говорят "академи... Читать дальше
Комментировать ответ…Комментировать…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос