Здравствуйте!
Самостоятельно можно заподозрить, обратив внимание на характерные особенности поведения:
Так к 18 месяцам ребёнок не смотрит туда, куда ему показывают, не реагирует на интерес взрослого к окружающему миру, не реагирует особо на самого взрослого (не провожает, не радуется встречи, не откликается на обращение), не играет с предметами «понарошку», не смотрит на другого человека (в глаза в частности), нет указательного жеста.
Так же ребёнок часто повторяет стереотипные (однообразные) бессмысленные движения или действия (кружится, качается), своеобразно играет, расставляя предметы в линию (часто), его реакции на внешний мир неадекватны, он не переносит внешних воздействий и контактов с другими людьми, не стремиться к общению, не любит новых впечатлений, сложно принимает изменения в окружающем мире.
Так же у ребёнка наблюдается задержка речи или ее отсутствие, слабо развит инстинкт самосохранения, может быть не чувствителен к боли и склонен к самоповреждениям, ест несъедобные вещи, могут быть сложности со сном и бодрствованием, избирательность в еде, хождение на цыпочках.
Мы говорим о возможных проблемах, когда присутствуют несколько пунктов из этого списка, они устойчивы, наблюдаются всегда, никуда не исчезают и сохраняются в течение длительного времени, то есть ребёнок ОБЫЧНО так себя и ведёт, и это поведение препятствует его благополучной адаптации в мире и развитию.
Нужно понимать, что аутизм - это спектр, и выраженность может быть очень разная от легкой и не заметной до очень явных и тяжелых форм.
Поэтому лучше всего, если родителей что-то беспокоит - обратиться с ребёнком к специалисту (психиатру) для уточнения ситуации.
Аутизм, ранний детский аутизм, атипичный аутизм, неспецифическое расстройство развития детского возраста, синдром Аспергера, классический аутизм Каннера, детское дезинтегративное расстройство – все это согласно последней версии классификации психических расстройств относится к расстройствам аутистического спектра (РАС).
На сегодняшний день принято считать, что аутизм включает в себя широкий спектр проявлений основных симптомов, поэтому его называют спектральным расстройством. Иначе говоря, все люди с аутизмом обладают общими признаками, но при этом очень разные.
Общие прзнаки- это нарушение социальной коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные повторяющиеся образцы поведения, интересов и активностей и особенности обработки сенсорной информации. Но вот степень их выраженности может очень сильно отличаться и меняется в зависимости от того, получает ли или нет человек с аутизмом программу помощи, основанную на методах с доказанной эффективностью. Например, некоторые люди с аутизмом не пользуются речью для общения, а другие говорят слишком много и используют речь необычным или не всегда социально приемлемым образом.
Этот разброс долгое время не давал возможности ученым и специалистам понять, что они имеют дело с одним и тем же нарушением, симптомы которого у разных людей различаются в столь значительной степени.
Подробно о ранней диагностике аутизма и подборе программы помощи в вебинаре руководителя программы диагностических услуг центра аутизма «Маркус» Университета Эмори (США) Сторми Уайт.
У некоторых детей симптомы аутизма можно обнаружить уже в младенчестве. Чаще всего аутизм проявляется к трем годам. Признаки аутизма могут изменяться в зависимости от уровня развития ребенка и его возраста.
Даже, обладая информацией о проявлениях аутизма, мы не рекомендуем «ставить» диагноз ребенку. Это может сделать только врач-психиатр. Оптимальный возраст для постановки диагноза – 3 года.
Если у вас есть беспокойство по поводу особенностей развития ребенка, можно для начала пройти бесплатный международный тест на аутизм на страничке http://метафорист.дети
Наиболее характерные проблемы (проявления), по которым можно сделать предположения (это ни в коем случае не диагноз!) о наличии расстройств аутистического спектра :
Проблемы речи
Не говорит, не отзывается на имя, не понимает, что ему говорят, не понимает объяснений, неправильно говорит, плохо говорит, не слушает ответ на вопрос, разговаривает только на интересующую его тему.
Проблемы поведения
Кричит, кусается, дерётся, плюётся, вырывает волосы, падает на пол, спит только с мамой, постоянно бегает, неусидчивый, беспокойный, много страхов, не переносит прикосновений, боится громких звуков, очень избирателен в еде, не играет со сверстниками, раздевается догола на людях, зациклен на одном занятии, не играет игрушками, не смотрит в глаза, не любит перемен, циклично повторяет странные движения, не дает осматривать себя врачам, не дает себя стричь, мыть и т.п.
Дефицит навыков
Не владеет навыками гигиены и туалета, не умеет одеваться и раздеваться, не умеет самостоятельно есть, не умеет звонить по телефону и отвечать на звонок, не владеет навыками рисования, счёта, письма, чтения и т.п. согласно возрастным нормам.
Первые признаки обычно проявляются в 2-3 года или несколько раньше, когда родители замечают необычное поведение малыша. В младенчестве такой ребенок плохо привыкает к маминым рукам, тяжело находит удобное положение во время кормления. Он слабо реагирует на эмоции других людей, не следит взглядом за взрослыми, не меняет позу при попытке взять его на руки, проявляет безразличие к ухаживающим за ним людям или, напротив, слишком резко реагирует на их уход, не давая покидать комнату.
Для детей с аутизмом характерно позднее появление лепета. В возрасте 2-3 года они не говорят или говорят значительно меньше сверстников. Их речь монотонна, часто наблюдаются повторения слов за собеседником (эхолалии). В возрасте 3-5 лет они редко проявляют желание приблизиться к другому человеку, не имитируют чужое поведение и не принимают участия в невербальном общении. Такие дети демонстрируют ограничивающее поведение: сопротивляются переменам, играют с одной и той же игрушкой или неигровым предметом либо придумывают странные способы игры (например, расставляют предметы в ряд).
С возрастом признаки аутизма становятся более выраженными. Дети старше 7 лет проявляют замкнутость, отстраненность. Они не хотят играть и общаться не только с чужими людьми, но и с членами семьи, требуют жесткого соблюдения ежедневных ритуалов (одежда должна лежать в одном и том же порядке, чашка должна стоять на одном и том же месте), и резко отрицательно реагируют на любые изменения. Могут наблюдаться изменения пищевого поведения и нарушения сна.
Помимо прочих симптомов расстройства аутистического спектра ассоциируются с проблемами со сном. 80% детей с аутизмом имеют те или иные расстройства сна.
Есть ряд теорий, объясняющих это.
Мне помогла вот эта статья. Много полезного почерпнула.