Мой проект называется ТОБИ. Это не аббревиатура, просто такой псевдоним. Я работаю в формате one-man band, исполняю музыку один, но создаю впечатление, что звучат несколько человек. Я пою, имитирую голосом звуки духовых инструментов, играю на гитаре, а ногами на перкуссии — самодельных барабанах, встроенных в чемодан, и всё это одновременно. А стилистически то, что я делаю, — смесь блюза, регги, джаза, инди и рока.
www.youtube.com/embed/p3l5HW9xCpQ?wmode=opaque
На концерты в клубы и на фестивали я вожу с собой много оборудования: саму гитару, чемодан-барабан и «примочки». А в метро в силу специфической акустики немного упрощаю схему и чаще всего обхожусь без вокала и духовых инструментов, играю больше инструментальной программы.
www.youtube.com/embed/zQseUvjJlmg?wmode=opaque
В подземке решил выступать для поиска новой аудитории. Я подавал заявку в первый «пилотный» поток больше из интереса, но не получил ответа. А через год, когда шёл новый отбор, несколько друзей, не сговариваясь, скинули мне фото объявления, намекая: «Давай, попробуй». Я заполнил заявку, прошёл кастинг и попал в проект #музыкавметро.
По поводу кастинга хочу сказать, что мало что помню, но знаю, что я волновался. И, насколько я видел, остальные музыканты тоже в большинстве волновались. Самое сложное — это отпустить свое волнение. Любое творчество, рассчитанное на живое исполнение перед аудиторией, всегда предполагает состояние «публичного одиночества». И это норма для опытного исполнителя. Просто в условиях конкурса это сделать немного труднее.
Каждому участнику давалась буквально пара минут на сцене, чтобы «показать себя». Жюри несколько дней отсматривали претендентов, а принимали решения уже после, совещаясь. Все, кто прошел узнали об этом лично через несколько дней.
В составе жюри были представители Московского продюсерского центра, люди из шоу-бизнеса. Например, мне Родион Газманов сказал, что «идея с чемоданом - очень крутая». Кто-то ещё интересовался, свою ли я спел песню. Да, свою.
Сейчас могу сказать, что в метро мне нравится играть, но не везде. Не каждая площадка подходит для моей музыки. Есть площадки рассчитанные на полноценные ансамбли — например, на Курской. Там отлично будут звучать большие коллективы, но я такой зал «не прокачаю». Пришлось приноровиться и поиграть на разных станциях, чтобы понять, где я звучу лучше.
Чаще всего меня можно встретить на Площади революции, Чеховской, Полянке и на Ленинском проспекте. Акустика именно этих станций отлично подходит для меня. Шум, конечно, мешает, но это дело привычки. После этого сильнее ценишь комфортные условия на сценах с хорошим звуком! Постоянно меняющаяся аудитория — огромный плюс. Нужно понимать, что выступление в клубе и в метро, — это очень разные задачи. Большой пассажиропоток — это подарок. И это большая ответственность. Ведь ежедневно на меня смотрят тысячи людей.
Стоит сказать, что в центре и на пересадках людей больше, чем на станциях без пересадок и за кольцом. При этом у каждого, как и у меня, есть свой личный рейтинг в зависимости от стиля, инструментов, специфики исполнения, количества участников.
По поводу денег: на каждой площадке есть табличка: «Выступление бесплатное, благодарность — на усмотрение слушателей». Это правда. Выпрашивать деньги и «аскать» нельзя. Это выступление, в первую очередь, для удовольствия пассажиров.
Конечно же, люди «благодарят». И не только финансово. Меня часто «подкармливают», даже несколько раз уговаривали принять алкоголь, но я не пью. Порой нахожу в гитарном кофре совершенно неожиданные вещи: конфеты, печенье, цветы, записки с сердечками, сыр, пакет с персиками, гель для душа — и это ещё неполный список того, как люди благодарили меня за последний год. А ещё в Москве много туристов, так что я теперь коллекционирую иностранные монеты.
Кстати, продавать ничего нельзя, всё-таки метро — это транспорт, а не торговая площадка. Можно указать ссылки на свой сайт, страницы в социальных сетях. По-моему, сегодня это даже важнее, чем просто продать свои записи на станции. Как раз это и помогает найти аудиторию и в каком-то смысле раскрутиться.
На мои концерты в Москве часто приходят люди, которые впервые увидели меня в метро. И, кстати, в весенний гастрольный тур по России мы поедем вместе с другом, с которым именно через метро и познакомились.
Я вообще часто езжу с концертами. Был интересный случай: ко мне на Площади Революции подошла девушка из Гомеля. В Москве лишь один день проездом — сожалела, что не сможет попасть на концерт. А я буквально через полтора месяца был с гастрольным туром в Беларуси, и мы с ней встретились там!
А ещё департамент транспорта периодически приглашает меня выступить на крупные фестивали в Москве. Например, мне довелось играть в Сокольниках на Дне Транспорта, на уличной площадке в Лужниках на Дне рождения МЦК и на нескольких других мероприятиях. В статусе участника проекта #музыкавметро участвовал в фестивале «Сны о Москве» в Музее Москвы.
Я это воспринимаю как подарки. Очень благодарен за такие возможности. Ведь подобные массовые концерты и вообще выход к огромному количеству людей в метро сильно помогают расти и находить новых слушателей. В целом, у меня впечатления от проекта #музыкавметро только положительные. Надеюсь пройти и в следующий сезон.
www.youtube.com/embed/watch?wmode=opaque
Хорошая статья примерно на эту тему: Если можешь не петь - не пой!
А попасть в базу "творческих единиц #МУЗЫКАВМЕТРО" очень просто, достаточно внести свои данные на сайте куратора проекта тут: http://music.mosmetro.ru