Для приучения все уже давно есть вокруг любого родителя, а вот как родитель это использует и с какого возраста - тема другая, особенно, если мама 7-10 лет убирала, готовила, решала все бытовые вопросы единолично. Домашние дела могут выступить дополнительным способом для формирования дисциплины, которая остро понадобится в период школьного обучения и далее по жизни.
О том, что в семье есть домашние дела ребенку можно пропевать через песенки, потешки уже с 6 месяцев. Не только веселье, игры и прогулки составляют досуг ребенка, но и быт, который мама активно организует и поддерживает ежедневно (в некоторых семьях и папы тоже). Почему бы об этом хотя бы просто так не рассказать, пропеть и показать деточке?
С 2х лет дети начинают активно подражать взрослым и малышам это очень нравится. Если родители постоянно проговаривают, показывают что и зачем они делают, предлагают выполнить простейшие действия, то увлеченный ребенок начнет испытывать от этого процесса удовольствие и в дальнейшем желание участвовать в этих делах.
С 3х лет дети активно "практикуют" позицию "Я сам!", что наруку родителям в вопросах уборки, наведения порядка. Давайте разнообразные задания (их реально очень много, тк современные дети преимущественно живут в квартирах, в условиях, где тяжелого труда и в помине не бывает) после наглядной демонстрации действий по уборке и домашним делам (наслух дети поверхностно восприниают задания). Подчеркивайте самостоятельность ребенка - "молодец, ты ужу сам...!"
Отлично срабатывает проигрывание сюжетов в игре: проиграйте ситуации беспорядка/порядка и результатов в будещем от порядка/беспорядка. Включайте героев - капризного,ленивого ребенка/помогающего и тп. Используйте сказки, обсуждайте их. Пример, Сказка "Мороз Иванович", где 2 главных героини, Ленивица и Рукодельница, получают разные награды за работу и безделье. В магазине можно купить набор "Хозяюшка" и активно его применять.
Сходите с ребенком в магазин и подберите различные органайзеры вместе с ним, объясните чем они помогут в доме, а дома покажите что можно сложить в них, чтобы у вещей были свои квартиры и домики. Предлагайте ребенку участвовать в выборе товаров в магазине. Детям очень нравится катить тележку и наполнять ее товарами, если они понимают значимость своего участия, ценность своей помощи в общем деле.
Ребенок сам по себе не поймет никогда чего от него хотят родители, пока они сами не продемонстрируют эталон и спосо его достижения.
В квартире покажите средства для домашних дел и уборок, где они хранятся (опасные разумеется убираем далеко, безопасные в доступном месте), покажите что требует постоянного ухода, что нет, как достичь нужного результата. Наделите ребенка элементарными обязанностями в зонах квартиры. Давайте поручения согласно обязанностям.
В 4-5 лет в саду дети в состоянии помогать няне накрыть стол, удержать роль "помощника", "дежурного", убрать комнтау за собой, развесить вещи в шкафчике и тп. С этими ролями справится любой ребенок где угодно, если их регулярно "включать".
Лучше свои обязанности дети понимают в наглядном виде: нарисуйте понятные ребенку картинки по делам, о которых вы просите ребенка и просите его быть помощником для вас.
Там, где есть обязанности, там есть и правила и их важно часто проговаривать. За невыполнение обязанностей, правил я рекомендую вводить санкции. Тихо, мироно договариваемся, что будет и чего не будет при выполнении/не выполнении.
К 6 годам дети считают себя большими, поэтому подчеркивайте статус большого ребенка через помощь и труд, примяняя все, что было выше расписано.
В 7 лет новая роль ребенка - школьника, требующяя самоорганзации, устойчивой воли как раз показывает насколько качественно ему были переданы родителями необходимые способы самоорганизации, следования правилам и образцам. Здесь количество требований, предъявляемых ребенку-школьнику расширяется автоматически, в том числе и дома. Проговорите заранее, что изменится, чего вы будете отныне ожидать, что учителя, другие люди.
Если и обязанности по домашним, прочим делам, и формирование соответствующих навыков являются частью увлекательного процесса воспитания, то в подростковом возрасте данная тема никогда не будет иметь отрицательного заряда.
огромное спасибо за ответ!
Чтобы приучить детей заниматься домашними делами существует в принципе один подход. Это личный пример и вовлечение ребенка в процесс. На словах дети сложно понимают чего от них хотят, но видя примеры, что делает мама и папа, поступают также.
Для ребенка важен пример родителей, а не посредственно с ним, все должно проходить на уровне игры, которая в последствии станет частью его жизни. Нельзя ни в коем случае применять угрозы физического, а тем более психологического характера воздействия...
Только личным примером. Когда ребенок проявляет интерес, не отталкивайте его. Дайте ему возможность быть рядом и помогать вам. Хвалите и благодарите его.