Сталинский ампир можно узнать по таким параметрам:
1) Выражение миросозерцания эпохи.
Критерии: отражение духа коллективизма и государственности. Здания обычно выглядят (с оглядкой на прошлое)доступными для трудящихся масс и отвечать их социальным потребностям, соответствовать их психологии (воля, творческая бодрость, чувство радости, возрождения и роста), а не служить величественным оборонительным укреплением в духе аристократии или олигархии.
2) Монументальность архитектуры.
Критерии: значительно большая величина, чем в античной архитектуре, так как СССР по своим размерам количественно больше античных государств. Здесь грандиозность и многозначительность, чувство родства с целым.
3) Целесообразность.
Критерии: применение современной строительной техники (железо, стекло, железобетон) также современные перекрытия.
4) Ансамблевое решение.
Критерии: соответствие архитектурной и природной среде.
5) Освоение и критическая переработка культуры прошлого.
Критерии: рациональное использование архитектурных форм как классицизма, так и функционализма с отказом от стихийной эклектики капитализма.
6) Организованность. Критерии: принципы устойчивости и подвижности, статичности и динамичности.
7) Световое и цветовое решение. Чрезвычайная значимость света и цвета.
Критерии: открытость свету, именно отражение солнца и создание искусственного света. Цветовой ряд: в фасаде и интерьере следует без обилия черного, серого, монотонного белого и пестрого.
8) Гуманизм. Критерий: не человек для архитектурной среды, а архитектурная среда для человека. Органическое включение в архитектуру скульптуры и живописи. Архитектура как система идей и чувств прошлого и будущего пролетарской социальной субъектности. (Здесь можно углубиться, но думаю итак понятно)
_____________
Неоклассические проекты можно просмотреть на примере Питера.Обилие неоклассических проектов 1930-х, ориентирующихся на гигантизм Рима. Пластика античности всегда влияла на архитекторов неоклассики, и на мастеров ардеко, ищущих большей творческой свободы. Упрощение, огрубление и смягчение пластики – характерные черты петербургской неоклассики начала XX века. Супрематизация как архитектурная идея зарождается до возникновения ардеко 20х-30-х, но становится одним из характерных признаков стиля 30-х и первым этапом советизации архитектурной формы.
________________
В эпоху формирования соцреализма, неспособность архитектуры напрямую, т. е. без метафорических конвенциональных иносказаний выразить смыслы, заложенные создателями в свои архитектурные произведения, приводила к "не архитектурным" добавлениям (например, повсеместному использованию скульптуры на зданиях, превращение колонн в кариатиды и пр.) и множественности толкований (преимущественно критических) недавно законченных построек. Нужно отметить, что метод соцреализма не допускал какой-либо стихийности, а утверждался на научной платформе, т. е. на основе некоего архитектурного типа, который можно обозначить как классицистический.