Как развить критическое мышление у ребенка?

Степан Агафонов
  ·  
781
Студент, интересуюсь наукой, борюсь с заблуждениями

В первую очередь, родитель сам должен уметь критически мыслить, и уже на своем примере показывать ребенку, как можно решать некоторые задачи. Для начала определимся с формулировкой обсуждаемого термина.

"Критическое мышление – когнитивная стратегия, которая в значительной степени состоит из непрерывной проверки и испытания адекватности возможных решений относительно того, как выполнять определённую работу. Сосредоточено на поиске ошибок или недостатков в текущей умственной работе."

Первое, чему должен научиться ребенок (да и в принципе любой человек, который хочет научиться критически мыслить) – это умение признавать свои ошибки и менять свои убеждения при наличии убедительных доказательств. Это, как я уже отмечал выше, лучше показывать на собственном примере.

В детстве люди еще плохо знакомы с окружающим миром и оттого у детей может появиться множество иррациональных страхов: от монстра под кроватью до увиденного за окном призрака. Важно рассказывать детям о всевозможных ошибках восприятия человеческих органов чувств, да и вообще пояснять детям, как устроен наш мир!

Помню, что еще в детском саде у меня была воображаемая подруга-ведьма, но это только потом выяснилось, что она воображаемая! Поскольку моя мама рассказывала своим подругам, что я общаюсь с какой-то ведьмой, что я, возможно, обладаю какой-то силой. Как же смешно сейчас все это вспоминать! Просто мне никто не объяснил, что таких ведьм – не существует! Даже позже, когда я уже ходил в школу, я верил во всякий бред: от мирового заговора до пришельцев с Нибиру! Но, слава Ситису, я легко избавился от этих заблуждений, научившись искать и анализировать информацию самостоятельно.

В общем, весь этот текст можно уместить в два тезиса:

• показывать пример ребенку на себе

• говорить с ребенком, рассказывать о мире и ошибках мышления и восприятия

UPD. Вспомнил сейчас еще цитату Шелдона из сериала "Теория Большого Взрыва": "Когда мы убиваем у детей способности критически мыслить, говоря им, что кролики появляются из шляп, мы создаем взрослых, которые верят в астрологию и гомеопатию."

Комментировать ответ...
Реклама
Ещё 1 ответ
социальная работа, общепит и сублимация
Мне кажется, детство тем и хорошо, что ты не мыслишь критически - все восторг, новизна, интересное и волшебное. Критически мыслить полезно, но когда ты взрослый и решаешь взрослые проблемы. В детстве я верила в фей, Деда Мороза (до сих пор) и ведьм, но сейчас, став старше, это не повело меня по пути астрологии и «Битвы экстрасенсов». И критическое мышление ни при чем -... Читать далее
3 февраля 2019  ·  < 100
Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Почему полезно учить детей играть в шахматы?

Шахматы научат проигрывать. Какая-то чудовищно тяжёлая безнадега. Просчитать ситуацию на доске не сможет даже взрослый слабый шахматист, не говоря уж о ребенке. Не влезет в голову топография в 64 клетки, всё многообразие фигур и возможностей. Можно только примерно прикинуть и обмануться в своих ожиданиях.

Лучше учите детей реверси, рэндзю, игре Го, у них очень простые правила. Здесь действия партнера более прозрачны, можно их предвидеть на несколько шагов вперед, легко найти партнёра в своей весовой категории, чтобы играть с ним вживую или онлайн из интерфейса игры, или играть с роботом. Начинать можно с "маленьких" национальных игр из советских книг по занимательной математике.

Для меня было полезно по чайной ложечке добавлять нагрузку, чтобы позднее в голову быстро умещались формулы из математики и физики. Те одноклассники, которые не входили в гм, элиту, и расправлялись с упражнением значительно позже авангарда, наверное, чувствовали себя неуютно. Прям как я в шахматном кружке.

23 апреля 2018  ·  1,5 K
Прочитать ещё 6 ответов

как сильно может влететь от родителей за критическое мышление, и за каие идеи с особой силой ?

психолог-консультант, бизнес-тренер, гештальт-терапевт, www.facebook.com/evgeny.yakovlev.3...  ·  vk.com/id186672748

Настя, слишком широкий диапазон: 

  • как сами родители относятся к критическому мышлению, 
  • в какой форме ребёнок/подросток/взрослый потомок их выражает(!!), 
  • какие взаимоотношения в семье, 
  • не является ли сама тема, по которой отпрыск мыслит, "болевой точкой" для одного из родителей, "переклиниваающая" мгновенно (тогда отпрыску может достаться со всей дури вместо врага/оппонента родителя из прошлого),

  • что вы подразумеваете под "критическим мышлением", в чём оно выражается. - Есть огромная разница между возмущением "тупостью" родителей, которые "не понимают очевидных вещей" ("Баба Яга против!") и уважительным высказыванием своего мнения без претензии на конечную истину.
    То есть в родителях-то дело тут процентов - максимум! - на 50. Реально, думаю, ещё меньше. Уж претендуешь на критическое мышление - соображай, как его выражать, чтобы живые несовершенные люди к нему нормально отнеслись))

23 ноября 2016  ·  < 100

Как можно у ребенка развить интеллектуальные и творческие способности?

Антон  ·  3,3K

Ребенок развивается и познает мир самостоятельно, для его развития достаточно создать богатую стимулами среду, дополнив её нужным содержанием, и постаравшись свести к минимуму нежелательное. Больше гуляйте с ним, играйте. Создавайте возможности для общения с интересными ему (и приемлемыми для вас) людьми, водите в различные секции, но не через силу, а по желанию. Не беда, если вы смените 5 кружков, прежде чем ваш ребенок определится с выбором. Сократите до минимума время контакта с телевизором и различными гаджетами, перенасыщение информацией оказывает негативное влияние, подробнее об этом можно прочитать у А.В. Курпатова. Пусть лучше он в это время танцует, гоняет на карте или собирает роботов в доме творчества. И помните, что ваш образ жизни может передаваться по наследству, и если ребенок 7 дней в неделю и 365 дней в году видит любимых родителей на диване перед телеком/компом, то вряд ли и от него стоит ожидать чего-то другого.

14 декабря 2018  ·  < 100

Можно пересказать словами невербальное мышление (у младенца или животного)?

Anton Tkachyov  ·  1,5K
Медицинский психолог

Мышление - это решение задачи (конкретной или абстрактной). Вы, возможно, имели ввиду сознание. Вообще, сознание формируется вместе с речью, а раз нет сознания, то для нас там ничего и нет. К примеру, если разделить человеку полушария мозга (перерезать мозолистое тело - лишить их возможности обмениваться информацией) и показывать картинки каждому глазу, то правым глазам человек будет видеть и называть предметы на картинках, а левым - будет говорить, что ничего не видит, но если совершить резкое движение (сымитировать удар), то он попытается уклониться (одернуть голову). То есть, в том полушарии, где есть центр речи - есть и сознание. А другим полушарием он видит, но не осознает. Поэтому-то, большинство людей и имеет первые воспоминания лет с трех.

У ребенка сначала возникает наглядно-действенное мышление (он сидит и собирает пирамидку методом проб и ошибок). Потом, наглядно-образное, теперь собирая пирамидку он не тыкается, а «понимает» что куда вставлять (то есть действует образами). У ребенка внутренняя речь формируется также не сразу. Сначала он начинает как бы сам себе давать команды вслух ("надо собрать игрушки" и т.д.). Потом научается говорить про себя. С развитием речи формируется постепенно словесно-логическое мышление, которое по-настоящему начинает использоваться только в подростковом возрасте: ребенок становится способным не зазубривать текст, а запоминать его по смыслу.

Младенец видит, скорее, то же, что и взрослые, но не анализирует это. Соответственно, он видит материнское лицо, начинает улыбаться, начинает дергать руками, ногами - то есть приходит в двигательное возбуждение, не принимая при этом никакого решения - это скорее инстинкты. Определение человеческих лиц заложено биологически (бывают поражение мозга, когда сложно взрослому человеку становится отличать морды животных от лиц людей) Внимание тоже условно внешнее, внимание его привлекают большие яркие цветастые объекты - он начинает всматриваться в них. До определенного возраста, если объект, который его заинтересовал, спрятать - он тут же забывает о нем. Потом научается помнить, что он был и плачем показывать свое недовольство, требуя его обратно.

Вот так…

12 декабря 2015  ·  < 100
Прочитать ещё 2 ответа

Почему подростки такие несдержанные и обладают критичным мышлением?

Психолог, гештальт-терапевт, психодраматист

Во время подросткового возраста происходит что-то вроде "гормональной бури": под влиянием гормонов происходит бурное физическое развитие организма, происходит половое созревание.  Все системы нашего организма перестраиваются. Но фишка в том, что это происходит очень быстро и неравномерно.  В это время бывает буквально так: заснул одним человеком - с одними гормональными реакциями - проснулся другим. Мозгу сложно контролировать такой бурный рост. Более того, сам мозг претерпевает в этот период много изменений. Отсюда импульсивные реакции. Что касается "критического мышления" - здесь стоит различать "негативизм" и "критическое мышление". Кроме экстренного формирования физических систем в это время происходит формирование личности. Ответы на вопросы: "Кто я? Какой я? Зачем я?" становятся самыми важными. И часто эти ответы ищутся через отрицание: "Я не..." - так же, как это бывает в процессе  другого возрастного кризиса - в трехлетнем возрасте, когда ребенок еще не знает, что именно он хочет, но уже отказывается от того, что ему предлагают. Для того, чтобы полететь, птичке нужно оттолкнуться от веточки.

10 апреля 2018  ·  < 100