Вероятно вы — автор сценария, а значит, у вас есть некая идея-сюжет, которую вы хотите воплотить в формате комикса. Значит, вам потребуются художник и издатель, но не гоните коней, для встречи с ними нужно подготовиться.
Мы не рассматриваем вариант, в котором вы художник, так как у них нет проблем с показом своего творчества целевой аудитории — обычно это собственные паблики и прочие сообщества, в которых аудитория набирается «живым» траффиком как реакция на популярные публикации. Вы можете начать с этого, а затем показать читателям свой комикс.
Но если своего паблика и аудитории у вас нет, то, во-первых, вам нужно проработать свой сценарий. Это должно быть законченное произведение, и чем короче оно будет, тем лучше. Онгоинг вы без опыта и поддержки профессионалов написать не сможете. Как пример, Артём Габрелянов из издательства BUBBLE поначалу сам писал свои комиксы, не имея при этом опыта работы над другими сериями, но довольно быстро отказался от этой идеи, заняв место редактора. Мы не беремся судить о качестве работ Габрелянова, но по странному совпадению первые выпуски комиксов BUBBLE подвергались очень жесткой критике, в то время как последующие были приняты сообществом гораздо теплее.
В общем, не замахивайтесь на онгоинги, а если у вас есть сногсшибательная идея, которая может существовать только в виде онгоинга, отложите её — у неё будет только один шанс выстрелить, и вам стоит поднабраться опыта, прежде чем пытаться его использовать. Поэтому ограничьте свою историю.
Есть и почти идеальный вариант для любого новичка в комиксах — принять участие в антологии. Это совершенно обычная практика из истории мировых комиксов, которая почему-то слабо приживается в России. Антологии — сборники коротких произведений от разных авторов, один комикс в них может занимать от четырёх страниц. Участие в антологии, что немаловажно, позволит большему количеству людей увидеть вашу работу — для любого начинающего комиксиста это будет шикарным условием. Кроме того, участников успешных антологий часто приглашают на различные выставки «всем скопом» — это возможность самому познакомиться с другими авторами комиксов.
Но вернемся к сценарию. Главная проблема начинающего комиксиста — его непроработанность. И под этим имеется ввиду не то, насколько он логично выстроен (хотя это тоже частая проблема), а то, насколько он готов к работе. Сценарий комикса — не повествование, это схема, в которой даны указания о том, кто что где как и когда делает. Поэтому нельзя написать его в повествовательном жанре и предлагать художнику работать с этим — это очень плохая идея.
Возьмите за основу сценарий любой театральной постановки и то, как он написан. Вам нужно повторить это в своем комиксе. Довольно часто авторы комиксов прикладывают свои сценарные наработки к дополнительным материалам в книги — обратите на них внимание, они все достаточно однообразны по стилю, и это не от простой традиции. Художник, с которым вам придется работать, никогда не увидит вашу идею в точности так же, как видите её вы, а вам, в свою очередь, может не понравиться то, как её изобразил по вашим скудным описаниям художник — чтобы этого не произошло, вам и нужно всё детально расписывать, от цвета глаз до поз на рисунках.
С рисунками, кстати, есть отдельная проблема. Формат комикса сам по себе предполагает некие сложности с тем, как рисунки будут распределяться по странице и что увидит читатель. Это целая наука, которую можно понять только если самому попытаться сделать раскадровку и распечатать её в формате книжки. Раскадровку может делать как сценарист, так и художник комикса, но в 90% случаев это работа для сценариста, так как он расписал кадры в сценарии.
Если сценарий не состыковывается с тем, что можно изобразить на бумаге (страница на 10 кадров, к примеру, может существовать в сценарии, но почти никогда не будет возможна в реальности), это должен исправить сценарист, а не художник — иначе перетягивание одеяла наложит отпечаток на конечный продукт. Нет ничего плохого в том, чтобы переписывать сценарий и перерисовывать страницы, но нужно понять, кто и что должен делать, чтобы не выполнять работу за другого (это ведь никогда не приводило к хорошим результатам).
Итак, представим, что сценарий готов. Теперь-то вам и нужно искать художника. Но одновременно с этим вам нужно искать и издателя. Одновременность важна, так как
художник не будет рисовать ваш комикс бесплатно (если вы не какая-то известная личность), даже не думайте ожидать тут благотворительности и слепой веры в вашу идею. Издатель поможет решить эту проблему, ведь если проект потенциально успешен, художнику уже можно будет что-то пообещать по срокам и оплате. Что немаловажно, многим издателям не обязательно видеть заранее сформированный дуэт автора и художника, они понимают суть проекта и по одному сценарию — и даже могут помочь с кандидатурами художников, если вы в затруднении.
Если сравнивать написание комикса со съемками фильма, то вы занимаете кресло режиссера, а художник представляет собой весь актерский состав — от его усилий зависит то, как ваша идея будет выглядеть. Но помните и о том, что фильмы, при создании которых вся актерская труппа ссорилась с режиссером или не понимала его, редко когда были успешными. Поэтому и художника вам нужно подбирать такого, с которым вы либо сотрудничали бы профессионально и по всем канонам корпоративной этики, либо сдружились до уровня настоящей супергеройской команды.
Что до издателей, то в России есть несколько издательств, которые работают с начинающими российскими авторами. У каждого из них есть свои условия сотрудничества, как финансовые, так и общие — к примеру, BUBBLE присваивает себе права на созданных персонажей, а «Терлецки комикс» обычно делит выручку с продаж тиража антологий поровну между авторами и ограничивается этим в качестве оплаты.
Известных издателей российских комиксов найти несложно, вам их пересислят в любом комикс-шопе — там же, кстати, стоит пролистать работы всех таких издателей, чтобы понять, с кем они сами часто работают. Скажем, издатель Vicious Membrane выпускает комиксы с примесью трэша как Fantagraphics Books, и потому вы вряд ли будете интересны им с милой историей о том, как девочке возвращают плюшевого мишку.
Обратите внимание и на количество релизов вашего потенциального издателя — если он ещё не обладает репутацией, у вас могут начаться проблемы и с ним самим. Издатель предоставляет вам редактора, а редакционный процесс важен в любом произведении. И если редактор будет разгильдяем, вам придется выполнять за него всю работу или жить потом с мыслью о том, что вам не хочется открывать собственную книжку.
И, конечно, помните, что вам ни за что не удастся заработать на создании своего первого комикса. Исключения возможны, но почти невероятны. Поэтому воспринимайте свой комикс только как постоянное и требующее огромных вложений хобби.