Как церковь и сам папа римский относились к Столетней войне, чью сторону принимали, и почему не предотвратили конфликт между христианами?

Анонимный вопрос  ·  
13,5 K
Ivan Renard  ·  8,1K
Католик, историк, англоман-роялист. ¡Viva Cristo Rey!

В начале Столетней войны Святой Престол находился не в Риме, а во Франции – знаменитое авиньонское пленение Пап завершилось лишь в 1378 году. Были ли Понтифики в это время до конца свободны?.. В любом случае, примирить монархов они пытались. (К слову, это неплохо описывается и в «Проклятых королях» Мориса Дрюона, особенно в последней книге «Когда король губит Францию».)

А по возвращении Святого Престола в Рим началась великая западная схизма – в Церкви было по 2-3 Папы одновременно, и каждого поддерживал тот или иной монарх, а за ним стояли отдельные аббатства и епархии (вспомните ситуацию из «Имени розы», хоть действие и происходит на полсотни лет раньше). Несколько десятилетий ушло на наведение порядка и выход из кризиса. Плюс к тому, это была не единственная война на континенте и не самая регулярная: были ещё гуситские войны, поляки и литовцы воевали с Тевтонским орденом за свои земли, и так далее. Столетняя война по тем временам довольно обычное дело, и юридически довольно хитрое – у каждой стороны свои аргументы, и, действительно, разве у внука Филиппа Красивого по женской линии (короля Англии) было меньше прав на французскую корону, чем у внучатого племянника того же Филиппа? Тонкий вопрос. А когда ещё своих проблем по горло... В общем, ясно, что война двух монархов была лишь одной из многих забот церковной дипломатии. Но, к слову, процесс реабилитации Жанны д’Арк начался совместными усилиями светской и духовной властей.

Ответы на вопросы о христианстве и католическом вероучении вы найдёте здесь:
4 марта  ·  5,5 K
Да.вот мне постоянно не хватает какой - то карты -графика.чтобы было видно.в каком году было что в разных... Читать дальше
Комментировать ответ...
Реклама
Ещё 1 ответ
Царь
Я не думаю, что на то время Папа все еще обладал большим авторитетом, скорее, он был уже одним из многих итальянских субъектов. Другие же итальянцы были заинтересованы в конфликте протогосударств, постоянно спонсировали его, поддерживали то одну, то другую сторону, то провоцируя третьи (Бургундия, Фландрия) и длилось это даже больше ста лет. Это Венеция, Генуя... Читать далее
3 марта  ·  142
Да похоже.что папа был в данный период просто марионеткой.а уж их можно налепить сколько хочешь.при условии .что... Читать дальше
Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Какой была реакция папы Иннокентия III на разграбление Константинополя крестоносцами?

Dmitriy Tkachenko  ·  157
Переводчик, мыслитель, правозащитник и зоозащитник

Бодуэн (Балдуин) Фландрский письмом информировал Папу о взятии Константинополя и о своем избрании императором. Его письмо, разумеется, не содержит никаких сведений об упомянутых нами эксцессах взятия города. В этой ситуации Папа, конечно же, может только радоваться тому, что в стране водворен порядок и католическое правление – хотя его распоряжения и были нарушены, Провидение направило все ко благу. В ответном письме Папа «призывает все духовенство, всех государей и народы защищать дело Балдуина и выражает надежду, что со взятием Константинопольской империи станет легче отвоевание Святой Земли из рук неверных; в конце письма папа убеждает Балдуина быть верным и покорным сыном католической церкви».В другом письме Бодуэну Папа мягко упрекает его за непослушание, говоря, что ему было бы, конечно, радостнее видеть возращение Иерусалима христианам, чем возращение Константинополя в послушание Римской Церкви.

Ситуация однако значительно меняется через несколько месяцев: «Но настроение папы изменилось, когда он подробнее ознакомился с ужасами разгрома Константинополя и с содержанием договора о дележе империи. Договор носил чисто светский характер с ясной тенденцией ограничить вмешательство церкви. Балдуин не просил у папы об утверждении своего вышеприведенного императорского титула; Балдуин и Дандоло самостоятельно решили вопрос о Св. Софии, о выборе патриарха, о духовных имуществах и т. д. Во время же разграбления Константинополя подверглись поруганию и осквернению церкви, монастыри и целый ряд высокопочитаемых святынь. Все это вызвало в душе папы тревогу и недовольство крестоносцами».

4 февраля 2018  ·  < 100

Может ли сегодня Папа Римский объявить Крестовый поход?

Ivan Renard  ·  8,1K
Католик, историк, англоман-роялист. ¡Viva Cristo Rey!

Теоретически да, практически нет.(Ответ длинный, из нескольких частей – крестовые походы, осуждение социализма-фашизма-нацизма-коммунизма, "молитвенный крестовый поход" Пия XI в 1930 году.)

Но главное – зачем? Крестовые походы объявлялись для защиты паломников от нападений бандитов и святынь от осквернения. И далеко не всегда Папы одобряли крестовые походы и давали на них своё благословение, понимая, что цель европейских монархов в этом конкретном случае не столь бескорыстна. Хороший пример такого отказа приводит Морис Дрюон в романе «Французская волчица»:

«- Разве не является нашим долгом обратить язычников в истинную веру и искоренить среди них ересь?
- Ересь? Ересь, Бувилль? - спросил Папа Иоанн под возмущённый шепот присутствовавших. - Лучше займёмся-ка поначалу искоренением той ереси, что процветает в наших собственных странах, и не будем торопиться считать чирьи на лице соседа, когда наше собственное тело изъедено проказой! (...) Если рыцари Европы отправятся на Восток, у дьявола будут развязаны руки во Франции, Испании и Италии! Давно ли утихомирились катары, альбигойцы и другие раскольники? Ведь с этой целью я раздробил огромную епархию Тулузы, которая была их логовом, и создал шестнадцать новых епископств в Лангедоке! А разве не ересь вела ваших пастухов, банды которых докатились до нас несколько лет назад? Такое зло не искоренить в течение жизни одного поколения. Этого дождутся только дети наших правнуков. (...) Так что, мессир граф, пусть не беспокоит вас ересь мавров. Давайте лучше охранять наше побережье от их кораблей».

О крестовых походах:их подлинная история (профессор Томас Мэдден), его же статья о мифах вокруг крестовых походах, статья профессора Джонатана Райли-Смита о духовно-эмоциональном наполнении крестовых походов.

Вопрос второй – допустим, объявит, но кто его послушается? У политиков свои интересы, у медиа-магнатов свои, у промышленников и финансистов свои, и они не всегда совпадают даже между собой. И уж точно их цели не совпадают с целями Католической Церкви. Об этом свидетельствует и пример призыва Пия XI (о нём ниже).

Касательно социалистов сразу: "Церковь отвергла атеистические и тоталитарные идеологии, в наше время ассоциирующиеся с "коммунизмом" или "социализмом" (Катехизис Католической Церкви, 2425). В 1846 г. Папа Пий IX обнародовал документ "Qui pluribus" ("О вере и религии”), опередив тем самым Маркса, опубликовавшего "Манифест Коммунистической партии" только в 1848-м. Пий IX писал о "постыдном учении так называемого коммунизма", "кое совершенно противоречит естественному закону и, если будет когда-либо принято, полностью уничтожит права, собственность и имущество всех людей и само общество". Он предупреждал о "темнейших умыслах людей в овечьих шкурах, под которыми скрываются алчные волки". В 1878 г. Папа Лев XIII писал о зле социализма в "Quod apostolici muneris". Свою энциклику он начал словами о "пагубной чуме, проникающей в кости человечества, лишь чтобы привести его к гибели". Затем Папа выделил "секту тех, кто называется различными, почти что варварскими именами - социалистами, коммунистами или нигилистами - и, распространившись по всему свету, будучи связаны между собой самыми тесными и порочными узами, уже не желают скрываться во тьме своих тайных собраний, а явно и уверенно выходят на свет, стремясь осуществить свой давний замысел - низвержение всяких основ гражданского общества". Энциклика предупреждала также о том, что социалисты стремятся уничтожить брак и семью. Для социалистов не может быть высшей приверженности Богу или семье - лишь всемогущему Государству. Папа утверждал, что "в силу непререкаемой власти естественного закона здравые основы этого общества покоятся прежде всего на неразрывном союзе мужчины и женщины". Однако "социализму угодно [этот союз] почти что совершенно разорвать". Тринадцать лет спустя, в 1891-м, Лев XIII издал еще одну энциклику - о труде, капитале и рабочем классе, названную "Rerum novarum" и ставшую основополагающим текстом для католического социального учения в современную эпоху. Он писал: "Чтобы преодолеть это зло, социалисты, рассчитывая на зависть бедных к богатым, предлагают уничтожить частную собственность..." А это, объявляет Церковь, несправедливо: "подобные средства не согласуются с требованиями справедливости. Каждый человек имеет от природы право владеть собственностью, она ему принадлежит". Социализм строится на зависти, нарушении девятой и десятой Заповедей."Rerum novarum" указывает на это: "Освящает [принцип частной собственности] и власть закона божественного, твердо воспрещающего даже пожелать то, что тебе не принадлежит". Лежит в основе социализма и ложная идея классовой борьбы. И эту ошибку опровергает Папа Лев XIII: "Многие впадают в великое заблуждение, полагая, что один класс общества естественно враждебен другому; что сама природа велела богатым и бедным постоянно воевать друг с другом. Взгляд этот неразумен и ложен, истина прямо противоположна ему". Как и в более ранних своих энцикликах, Папа вновь защищает от нападок социализма институты семьи и брака: "семья... со своими правами и обязанностями, совершенно не зависимыми от государства". "Поэтому тяжело и опасно заблуждается тот, кто думает, что гражданская власть должна по своему усмотрению ведать семейными делами и вмешиваться в частную жизнь". В 1931 году Папа Пий XI отметил 40-летие "Rerum novarum" энцикликой "Quadragesimo anno" - "великой хартией" католического социального учительства. Папа говорит прямо: "Мы провозглашаем: социализм, будь он рассматриваем как учение, или же как исторический факт, или же как "движение"... совершенно чужд христианской истине". Далее Пий XI заявляет: Если социализм, подобно всем заблуждениям, и содержит некие толики истины, он всё же основывается на своем собственном учении о человеческом обществе, которое несовместимо с подлинным христианством. "Религиозный социализм", "христианский социализм" - это внутренне противоречивые выражения: нельзя одновременно быть добрым католиком и настоящим социалистом". Ну хорошо, а как же "социализм с человеческим лицом"? Пий XI и его отверг, причем довольно лаконично: "Мы вновь призвали коммунизм и социализм предстать перед судом и обнаружили, что даже и смягченные их формы далеко отходят от евангельских наставлений". Позднее то же повторит Папа Иоанн XXIII в своей энциклике 1961 г. "Mater et magistra": "Верховный Предстоятель [Пий XI] утверждает, что мнения так называемых "коммунистов" и христиан решительно расходятся между собою. Также невозможно для католиков каким-либо образом принять учение "социалистов", даже если их суждения кажутся более мягкими". В 1949 году конгрегация вероучения выпустила Декрет против коммунизма (текст на русском), которым католикам запрещается поддерживать коммунистов под страхом автоматического отлучения от Церкви.

Итак, коммунизм и социализм были официально осуждены ещё Папой Пием IX во второй половине XIX века; фашизм, нацизм, коммунизм, расизм официально осуждены Папой Пием XI соответственно в 1931-м и 1937-м годах энцикликами Non abbiamo bisogno (текст на английском), Mit brennender Sorge (текст на русском), Divini Redemptoris (текст на русском). Католикам запрещено голосовать за коммунистов и поддерживать их. Отдельными заявлениями Понтификов осуждён и антисемитизм.

Про крестовый поход. Часто можно услышать или прочесть о том, что Пий XI объявил крестовый поход против СССР. Есть ещё интересное выражение "молитвенный крестовый поход". Это неправда, так странно интерпретируют призыв Пия XI молиться о прекращении репрессий в СССР и свободе вероисповедания, а также совершённую им 19 марта 1930 года Мессу за Россию. Вот как выглядел этот "крестовый поход":

Как это описывает исследователь Антуан Венгер:

«26 января 1930 года епископ Мишель д'Эрбиньи информировал московского епископа Пия Эжена Невё о решении Папы Пия XI: "19 марта в соборе св. Петра Святой Отец совершит торжественную службу за Россию, за окон­чание гонений и соединение Церквей с сугубыми молитвами свя­тым покровителям, святой Терезе Младенца Иисуса". Это посла­ние свидетельствует о том, что д'Эрбиньи было уже тогда известно содержание письма Пия XI кардиналу Базилио Помпили, в котором он сообщал о предстоящем богослужении в Ватиканс­кой базилике. Письмо, датированное 2 февраля 1930 года, было опуб­ликовано в "Osservatore romano" за 9 февраля и в "Acta Apostolice Sedis" под заголовком: "За восстановление Божественных прав, жестоко попираемых на территории русского государства" (in ditione Russica). Это был самый торжественный акт в истории отноше­ний Святого Престола с Россией со времени основания советского государства: осуждение политики Советов по отношению к рели­гии было высказано четко и однозначно.

Сначала Папа напомнил о своих попытках помочь России в ходе Генуэзской конференции, когда он выступил за свободу сове­сти, религиозного образования и за возвращение Церкви ее имуще­ства: "Мы поспешили также обратиться к государствам—участни­кам Генуэзской конференции с призывом заключить совместное соглашение, которое могло бы избавить Россию и весь мир от мно­гих бед: оно заключалось бы в том, что необходимым предварительным условием признания советского правительства ставилось бы обязательство этого правительства гарантировать свободу со­вести, свободу совершения богослужений и сохранять неприкосно­венным церковное имущество".

Далее Пий XI перечисляет свои выступления в защиту пат­риарха Тихона, говорит о деятельности папской комиссии по по­мощи голодающим: "Мы были рады тому, что смогли оказать дей­ственную помощь патриарху Тихону — главе этой, к сожалению, отделенной от вселенского единства, иерархии. В то же время щедрые пожертвования католического мира спасли от голода и страшной смерти более 150 000 детей, которые ежедневно полу­чали пищу из рук Наших посланников, и это продолжалось до тех пор, пока эти посланники не были вынуждены оставить свое дело милосердия, поскольку кое-кто счел, что лучше обречь на смерть тысячи невинных людей, чем позволить милосердным христиа­нам кормить их".

Эти напоминания, как считал Пий XI, обосновывали его ны­нешний шаг. Папа приветствовал епископов, томившихся в тюрь­мах за веру, — Болеслава Слосканса, Александра Фризона, а также экзарха Леонида Федорова. Далее в письме говорится о жутких антирелигиозных кампа­ниях — основным источником для их описания стали письма Невё, и вполне естественно, что Папа не мог открыто сослаться на них, — а потом сообщается, что 19 марта, в праздник святого Иосифа, в соборе святого Петра состоится церемония искупления и покаяния. Пий XI выражал надежду, что весь христианский мир объеди­нится в этой молитве.

10 февраля 1930 года монсеньор д'Эрбиньи писал Невё: "Го­товы ли вы выдержать контрудар? Именно опасаясь за неприят­ные последствия для вас, Святой Отец так долго откладывал этот шаг. Но после долгих молитв он все-таки решился осуществить этот торжественный акт, отзвуки которого будут услышаны во всем мире". Действительно, не только католики, но и весь осталь­ной христианский мир — русские православные эмигранты, англикане, протестанты — с воодушевлением откликнулся на при­зыв Пия XI.

Митрополит Сергий сделал по поводу папского письма два заявления — одно, от 16 февраля, для совет­ских журналистов, а второе, от 17-го, для зарубежных журналис­тов, аккредитованных в Москве. Во время первой пресс-конференции советский журналист спросил: "Верно ли, что священнослужители и верующие подвер­гаются репрессиям за свои религиозные убеждения, арестовывают­ся, высылаются и т.д.?" Ответ: "Репрессии, осуществляемые советским правительством в отношении верующих и священнослужителей, применяются к ним отнюдь не за их религиозные убеждения, а в общем порядке, как и к другим гражданам за разные противоправительственные деяния. Надо сказать, что несчастье церкви состоит в том, что она в прошлом, как это всем хорошо известно, слишком срослась с монархическим строем. Поэтому церковные круги не смогли свое­временно оценить всего значения великого социального переворо­та и долгое время вели себя как открытые враги соввласти (при Колчаке, Деникине и пр.)".

Другой журналист спросил: "Как вы относитесь к недавнему обращению Папы Римского?" Митрополит ответил: "Считаем необходимым указать, что нас крайне удивляет недавнее обращение Папы Римского против советской власти. Папа Римский считает себя "наместником Христа", но Христос пострадал за угнетенных и обездоленных, между тем как Папа Римский в своем обращении оказался в одном лагере с английскими помещиками и франко-итальянскими толстосумами. Христос так не поступил бы. Он за­клеймил бы такое отступление от христианского пути. Нам кажется, что Папа Римский в данном случае идет по стопам старых традиций Католической Церкви, натравливая свою паству на нашу страну и тем поджигая костер для подготовки войны против народов СССР". Митрополит добавил: "Мы считаем излишним и ненужным это выступление Папы Римского, в котором мы, православные, со­вершенно не нуждаемся. Мы сами можем защищать свою право­славную церковь... У Папы есть давнишняя мечта окатоличить нашу церковь, которая, будучи всегда твердой в своих отношениях к ка­толицизму как к ложному учению, никогда не сможет связать себя с ним, какими бы то ни было отношениями". Под этим заявлением стоят подписи: Сергий, митрополит Нижегородский; Серафим, митрополит Саратовский; Алексий, архиепископ Хутынский; Филипп, архиепископ Звенигородский; Питирим, епископ Орехово-Зуевский.

В послании "Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Российской Церкви" митрополит Сергий заявляет: "Вам всем известны усилия Римского Папы поднять обществен­ное мнение христианских государств против СССР, якобы в за­щиту нашей Православной веры и Церкви. Выступления Папы, исполненные всякой неправды и пресле­довавшие цели, совсем, казалось бы, не свойственные смиренному служителю алтаря, вынудили нас в феврале прошлого 1930 года в известной нашей беседе с представителями советской и иностран­ной печати на эти выступления дать подобающий ответ. Как верные сыны нашей родины, мы не можем промолчать, слыша и читая разные измышления о ней, и всякий, кто искал прав­ды и только ее, мог ясно видеть, нуждаемся ли мы в подобном непрошеном заступничестве папы и желаем ли его. Однако Папа, а за ним и все католическое духовенство за гра­ницей продолжают свое дело, продолжают проповедовать своеоб­разный "крестовый поход" против нашей родины. В этой проповеди нет недостатка в изъявлениях жалости к положению нашей Православной Церкви в Советской стране, нет недостатка призыва помочь нам и пр. Но искушенная многовековым историческим опытом Православная Церковь хорошо знает, как часто самые злые утеснения ее со стороны папства совершались под личиной благорасположения к ней и под знаменем ее защиты. <...> Да не прельстят вас льстивые речи векового врага на­шей Православной Церкви, теперь надевшего личину друга. Да не скроют от вас эти речи подлинных намерений папы: склонить вас к измене Православию, похитить у вас самое драгоценное сокрови­ще — Святую Православную веру".

19 марта 1930 года в соборе святого Петра Пий XI собирался совер­шить торжественную Мессу по невиданному доселе чину — хор семинаристов "Руссикума" должен был петь русские духовные пес­нопения. Сообщение о предстоящей церемонии привело в некото­рое замешательство дипломатов из тех стран, которые поддержива­ли дипломатические отношения с Советским Союзом. Посол Фран­ции при Святом Престоле де Фонтенуа заметил кардиналу Пачелли, что, пригласив на эту Мессу представителей дипломатического кор­пуса, Святой Престол поставил послов в довольно неловкое поло­жение. Статс-секретарь ответил: "Представители дипломатическо­го корпуса не были официально приглашены — просто были приго­товлены места для них". Тогда посол 10 марта отправил министру следующую телеграмму: "Несмотря на противоположную точку зре­ния Вашего Превосходительства, считаю нужным воздержаться". 20 марта де Фонтенуа сообщил, как происходила церемония: кардинал статс-секретарь передал послам, собиравшимся присут­ствовать за этим богослужением, что им не надо приходить в дип­ломатической униформе и что для представителей дипломатичес­кого корпуса не будет выделено отдельной трибуны. "Все воздер­жались", — писал де Фонтенуа о послах государств, поддерживавших дипломатические отношения с СССР. Из представителей дипкорпуса на Мессе присутствовали: посол Бельгии, посланники Венгрии, Никарагуа, Гондураса, Сан-Марино, Мальтийского Ордена, поверен­ные в делах Колумбии, Испании, Чили. Что касается Италии, то де Фонтенуа отмечал, что палаццо Киджи — несмотря на призывы итальянского посла в Москве Черутти проявить твердость — ре­шил занять осторожную позицию».

Резюмируя, крестового похода Папа не объявлял, так призывы к молитве за Россию и о прекращении репрессий восприняли советские пропагандисты и иерархи РПЦ. Выражение "молитвенный крестовый поход" появилось в ответ на эту болезненную реакцию. На призыв Папы молиться о России и советских гражданах откликнулись лишь верующие христиане (католики, англикане, лютеране, православные эмигранты). Ведущие государства не только не отреагировали, но и, в лице дипломатов, не участвовали в Мессе за Россию под предстоятельством Папы Римского. Враждебная позиция РПЦ к призыву Папы и просоветские заявления иерархов не помогла им избежать репрессий, которые продолжали нарастать, пока не уничтожили структуры Католической Церкви в России и большую часть священников, монашествующих и верующих – и не только католиков, но и православных, лютеран, протестантов, а также верующих и служителей других религий.

Следовательно, никто из политиков не откликнется на призыв Папы, который не отвечает их интересам, а сам этот призыв может лишь ухудшить ситуацию (в том числе поэтому во время Второй мировой войны Папа практически не делал громких заявлений, а в послевоенные годы Церковь в странах советского блока была в подполье).

23 июля 2018  ·  138

С какого момента римские папы стали носителями светской власти?

Студентка исторического факультета МГУ

После того, как в Константинополе в 381 году прошёл второй Вселенский собор, в христианском мире образовалась пентархия — пять главных епископских кафедр. Уже тогда епископ Рима был первым среди равных: это объяснялось представлением о примате престола апостола Петра над всеми остальными. Впоследствии тройка епископских кафедр вообще вышла из соревновательный гонки, так как их территории были завоёваны арабами. Теперь между собой стали соперничать Рим и Константинополь. К чему это привело, все мы знаем, и плоды данного соперничества вынуждены пожинать до сих пор.

Но вернёмся к Римской кафедре. Со второй половины V века — во время нашествия варваров — папы принимали активное участие в делах светского политического управления, защищая народ. Лев I, кстати говоря, прославился как настоящий дипломат, сумев договориться сначала с Атиллой, а затем с Гейзерихом не проливать кровь невинных жителей и не грабить Рим. Таким образом, отсутствие в Италии стабильной верховной власти вынуждало пап выполнять светские функции. При Григории Великом влияние папы стало расти и распространилось на Великобританию, которая приняла христианство из Рима.

В 728 году папа Григорий II и король лангобардов заключают договор о даровании Рима апостолам Петру и Павлу, что становится основой для формирования папского светского государства. Затем всё развивается ещё быстрее: Пипин Короткий дарит папе земли, отвоёванные у лангобардов, и уже в 800 году Лев III коронует Карла Великого как императора. Таким образом, император становится помазанником папы.

Примерно к этому же времени относится создание так называемого «Константинового дара». До сих пор историки спорят о датировке этого документа, однако для настоящего вопроса это не имеет решающего значения. В документе говорится, будто бы папа римский Сильвестр крещением излечил императора Константина от страшного недуга — слепоты, и, поразившись этому чуду, Константин признал превосходство папской власти над императорской, а кроме того вручил ему права на управление Римом.

К IX веку, когда борьба между империей и папством только-только зарождалась, папы стали ссылаться на этот документ. Тогда же стала развиваться так называемая «теория двух мечей» — концепция, обосновывающая верховенство власти папы римского над светскими государями. В чём она заключается? Согласно этой теории, существует два меча: духовный и светский. Оба меча принадлежат церкви, но духовный меч она держит рукой духовенства, а светский — рукой императора. Светская власть подчинена духовной, но папа не может держать светский меч.

В XIII веке можно говорить о победе папства над светскими государями. Воцаряется папская теократия, главный представитель которой — Иннокентий III (тот самый, при котором произошёл захват Константинополя крестоносцами; а ещё он дал добро на основание францисканского ордена) — сосредоточил в своих руках огромную власть и считался на тот момент самым могущественным человеком в Европе. К счастью или сожалению, после смерти Иннокентия III стало понятно, что папству не повторить такого головокружительного успеха. Римские епископы стали стремительно терять свои позиции.

Кризис XIV века отразился и на папстве. В 1302 году на первом собрании Генеральных штатов во Франции папа римский Бонифаций VIII был осуждён, а затем взят под арест. На папский престол взошёл Климент V, ставленник французского короля. А потом и вовсе началась неразбериха: Авиньонское пленение пап, Западная схизма, как последствие всего этого — набирающее обороты движение концилиаризма, которое провозгласило примат вселенского собора над папой. Пожалуй, снова заявить о себе папы смогли только в период Контрреформации, ловко орудуя новооснованным орденом иезуитов в своих целях и участвуя в политических интригах.

Когда папы официально расстались со светской властью? Это произошло в конце XIX века, когда Папская область была присоединена к Итальянскому королевству, а Пий IX — официально лишён светских полномочий. Что парадоксально и забавно, именно Пий IX является автором догмата о непогрешимости папы римского.

24 января 2017  ·  < 100

Зачем США помогали России во время голода 1891, в Поволжье, ленд-лизом в 1941, и гуманитарной помощью в 1991, если они нам враги?

Merops  ·  24

США - делают все исключительно для собственной выгоды. Давайте, для начала, зададим вопрос, какая из стран оккупировала другую - Россия - США, или наоборот? Почитайте историю, про незваных гостей здесь.

А насчет Второй Мировой - давайте вспомним вот эту цитату:

"Если мы увидим, что войну выигрывает Германия, нам следует помогать России, если будет Россия, нам следует помогать Германии, и пусть они как можно больше убивают друг друга, хотя мне не хочется ни при каких условиях видеть Гитлера в победителях. Ни один из них не держит обещанного слова. [10] " Гарри Трумен, будущий Президент США

Очень дружелюбно. Зато отвечает на все вопросы по ленд-лизу. Чем больше поставляешь в зону конфликта оружия, тем больше там убивают.

12 марта  ·  4,1 K
Прочитать ещё 17 ответов

Почему христиане не пытались завоевать Константинополь? Это же по сути центр православия

мои ответы не являются "глубокомысленными" статьями для ЯДзен

Про Константинополь уже сказано, но хотелось бы уточнить про центр.

Христианство не имеет какого-то догматического центра.

Почему не Рим, тогда уж? Изначально Рим -- кафедра апостола Петра. Его первенство чести и первенство чести епископов Рима первого тысячелетия признаётся православной церковью.

Точно также теперь первенство чести признаётся за епископами Константинополя. Их титул, кстати, полностью звучит так: "Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх".

Новый Рим тут не случаен и достоинство старого Рима задним числом не отменяется.

А почему не Вифлеем, город рождения Христа?

А почему не Иерусалим, город, в окрестностях которого Христа распяли и где Он воскрес?

Почему иудеи не выкинут мусульман с Храмовой горы и не восстановят Храм?

Потому, что все понимают, что разрушения и лишения подобных масштабов не могут быть случайны. Это следствия нашей жизни, наших поступков.

В Библии очень и очень много о том, что все святыни у людей отошедших от Бога отнимутся.

===

37 Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39 Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

===

Евангелие от Матфея 23

Так что начинать возвращение святынь надо не с войны. Война, вообще, не про возвращение святынь, а про что-то совсем другое (наступательная).

Не мне, почитателю Армении, говорить что-то хорошее о турках, но скажу -- сейчас турки стараются нормально содержать православные святыни. Не хотят вообще сильно играть на собственную исламизацию и любят деньги туристов. Вот, например, смотрите: thequestion.ru

Вот, что касается святынь Армении, да, их турки разрушают гораздо активнее. Потому что, преступление геноцида для них является актуальным вопросом, хотя они его отрицают. Им хочется стереть память о полутора миллионах уничтоженных своих соседей.

Прочитать ещё 2 ответа