Перво-наперво штиль бывает разный. Полный штиль (когда ветра ноль), и штиль (когда ветер чуток дышит). Потом, штиль бывает на гладкой воде и на мертвой зыби, причем, зыбь эта бывает свежая и старая. Потом, при штиле (когда дышит) есть разные курсы относительно ветра, а бывает что ветер очень часто меняет свое направление.
Все эти случаи предполагают разное поведение. Остановлюсь на случае когда у нас нет двигателя, или мы его не можем запускать (гонки), пампинг силами команды запрещен. Навигационных опасностей нет, и течением не валит на камни, судовой ход и пр. неприятности.
Замечу старую истину, что яхта под парусами ВСЕГДА движется относительно воды. Даже в полный штиль
Полный штиль + гладкая вода
Сидим, курим бамбук. Наблюдаем за погодой ждем ветра. Уже и волны нет. Паруса трепыхаться не будут. Можно их поставить, даже если вы не на гонке. Хода они, по любому, прибавят. Например, помогут выйти из локального штилевого мешка, или подобраться к бризовой зоне.
Штиль + старая зыбь
Поведение, примерно, такое же как и при свежей зыби, только перемещения экипажа по лодке создают большие помехи. Тут уж сидеть как мышь. Перемещаться медленно, как шпион Гадюкин, которого при обнаружении застрелят. Рулевому нужно в руках держать здоровенную дубину, и отоваривать ею каждого праздно шатающегося по лодке. Еще рулевому нужно помнить что румпель что у него в другой руке, не палка погонялка для яхты, а инструмент помогающий яхте идти в нужном направлении. Все знают что руль заставляет лодку изменить курс ТОРМОЖЕНИЕМ. Поэтому, поаккуратнее там на руле. Предугадывайте тенденции лодки изменить курс, и легкими движениями одерживате ее. Каждое перемещение любого члена команды по яхте, отдается на руль. Решение - нещадно лупасть провинившихся))
Штиль + свежая зыбь
Если нам нужно идти в бейдевинд (лавировка), то следует увалиться до полного бейдевинда. Острым идти не удастся. Волна вытряхнет слабый ветер из парусов. Команде завалиться на подветренный борт - закренить лодку. Это позволит парусам хоть отдаленно принять более правильную форму.
Если мы идем полным курсом, например, под спинакером. Стараемся нести спинакер как можно дольше. Даже если он безжизненно висит, он, все равно, какой-то ветер ловит, и немного тянет. Можно его "накачивать" ветром. Медленно отводим спинакер гик к штагу, и потом оттягиваем его к вантам. Эти действия лучше совместить с малыми усилениями ветра. Часто этим заниматься на гонках нельзя - пампинг. Соперники подадут протест, и будут правы. Команде, желательно не болтаться по хзте, а находиться на своих местах. Одни работают с парусами, свободные закренивают лодку. Хотя, зыбь, все равно, вытряхивает ветер, но помогать ей в этом, бегая по палубе, не за чем. На зыби лодку разворачивает во все немыслимые стороны. Рулевому нужно стараться держать нос яхты в выбранном направлении. Если это не очень удается, резкими гребками рулевым пером вернуть лодку на курс.
Полный штиль + старая зыбь
Ветра нет давно. Зыбь потихоньку замирает. Весьма возможно появление нового ветра. Надо следить за облаками, изменением давления, температуры, влажности... Если метеорологические параметры остаются без изменения, то можно прогнозировать что ветра еще долго не будет. Тогда продолжаем болтаться без парусов, хотя, старую зыбь можно использовать для пампинга. Даже без ветра яхта может идти.
Сдаётся мне, что тут бывалые моряки. Моряк - с печки бряк.
Был стандартный способ. Чтобы корабль не отнесло к берегу течениями, на воду спускала шлюпки с гребцами и использовали их как буксиры. Шлюпки на судах были.
В абсолютно безветренную погоду на воду спускали шлюпки, а шлюпки были на любом корабле, и они использовались как буксир. Этот способ, разумеется, использовался когда была крайняя необходимость. Например, чтобы течения не отнесли корабль на мель.
С помощью перового руля конечно. А как тут многие уже поясняли - в безветренную погоду корабль тянули шлюпками.
А вот Андрей Миллер вообще попал пальцем в небо. Ибо навигация это прокладка курса, но не управление(руление) кораблём(судном)
Печальная участь в таком случае у лошадей.
Никак. Мертвый штиль или мертвая зыбь - это синоним слов мертвый экипаж. Ну если затянется непогода. Поэтому просто ложились на палуб и молились. Слава Богу, в природе нет ничего постоянного и как правило погода меняется тоже. Но бывало... и плохое. А на шлюпках сколько можно было протянуть корабль?
Конечно знаю! Мультик "Ну, погоди!" посмотрите. Дуть надо сильно, а если и сзади, ниже спины, пойдёт сильно - так дополнительная реактивная тяга! . Ещё можно птиц водоплавающих с собой набрать- -утки - они умные, не захотят лететь - по воде погребут. Запрягаются по способу барона Мюнхгаузена - шнурок и кусок сала.
Юморист однако :-))) !