Когда на моих глазах происходит террористическая атака, то есть травматические события, которые разрушают жизни других людей и могут разрушить мою жизнь, то наступает так называемое состояние психологического шока. Какое-то определенное время, кстати, оно у всех по-разному – человек не испытывает никаких эмоций, в том числе не может испытать до конца и страха. Это такая психологическая защита. Как действовать в такой ситуации, знают психологи, которые работают с травматическими состояниями, с состояниями после катастроф, военных действий. А неспециализированные психологи занимаются с человеком уже потом.
Обычно волна страха накатывает чуть позже самого события, то есть когда отходить вот этот вот шоковая заварушка. Она действует для того, чтобы дать человеку возможность как-то действовать в шоковой ситуации: как-то прятаться, куда-то бежать. Это химические такие адреналиновые выбросы и так далее. А вот потом накатывает страх. Если вы стали свидетелем какой-то очень страшной истории, не обязательно террористической, а просто разрушающей жизни других людей, то страх придет. Просто не очень понятно, когда. В принципе, у людей существует 3 реакции на страх – это замереть, убежать или кинуться в атаку. Мы так действуем со времен первобытных людей. И у каждого человека какой-то путь является ведущим, то есть кому-то в страшной ситуации, когда он уже оценивает эту ситуацию через некоторое время, хочется что-то немедленно делать, куда-то бежать, к кому-то обращаться, как-то защищаться. Кто-то испытывает оцепенение, а кто-то пытается просто уехать, убежать от этого места. Чтобы справиться со страхом, нужно прежде всего понимать, что все 3 реакции абсолютно естественны. Страх – это самая древняя эмоция, которая есть у человека. Эмоция, которая хранит нас всю жизнь и не дает нам попасть под машину или как-либо пострадать еще. Так что пугаться – это нормально и естественно. Если вам хочется замереть и куда-то спрятаться, в какой-то период жизни уехать подальше от этого места, какое-то время не вспоминать, не встречаться с какими-то участниками событий, то дайте этой реакции побыть с вами, то есть дайте себе попугаться, дайте себе право сделать то, что требует от вас страх. Если я позволяю себе испугаться, если я позволяю себе сделать то или иное, что мне приходит в голову, то страха становится меньше.
А вот преодолевать страх необходимо тогда, когда он уже мешает жить. Например, если я увидела, как на моих глазах на улице террористы расстреляли девушку, я могу вообще отказаться выходить из квартиры. И вот тогда начинаются какие-то определенные неприятности в жизни человека. Вот с такими страхами необходимо справляться.
Первый шаг – надо понять, какой это страх, что он мне говорит. Психологи иногда называют это «посмотреть страху в глаза». То есть понять, чего именно я боюсь. Второй шаг – сказать страху стоп. Понять какой он: реальный или ирреальный. То есть он действительно существует в карте реальности моей жизни, или это какие-то последствия того, что я увидела по телевизору или на улице. Если страх реальный, то есть у меня действительно опасность быть застреленной на улице, то тогда страх просто делает свою работу, заставляет меня быть особенно осторожной, обращаться к каким-то необходимым мерам безопасности. Тогда очень полезно выполнять то, что говорит мне этот страх. А вот если страх ирреальный, то нужно суметь сказать своему страху: «Ты не настоящий». На той улице, где я сегодня живу, уже не стреляют, и мне страшно потому, что это со мной случилось.
Если справиться все-таки не удается, то я бы рекомендовала обратиться к специалистам. Есть много методик преодоления страха. Нарисовать страх, описать его. Например, когда дети рисуют страхи, они сажают их в клетку, много моих клиентов выпускало их в окно. Кроме того, существуют специальные методики работы с психологической травмой, которые позволяют человеку так рассказать историю своего страха, чтобы она стала менее травматичной для него. Дело в том, что страх так травматичен для психики, потому что рядом со страхом всегда живут стыд и чувство вины, что я не справился, что я виноват, что это было стыдно. С такими ранами помогают справиться специальные методики.
В последнее время правила терроризма изменились, как и то, как надо себя вести при атаке. Если раньше говорили - сидите тихо, не привлекайте внимания, то теперь с этой Сирией всё иначе. Правило одно - бежать к выходу, потому что теперь зачастую цель не захват, а просто убийство.
Всё, что вы можете - это в самом начале успеть убежать при попытке захватить заложников. Когда всех жертв собрали вместе - ваши шансы закончились. В РФ террористы применяют пока только захват заложников и взрывы.
Но если перестать посещать места массовых скоплений, разве это не будет означать, что терроризм работает, что люди боятся?
Яндекс.Кью — это сервис экспертных ответов на вопросы. Мы объединяем людей, которые хотят делиться знаниями и менять мир к лучшему.
Станьте одним из экспертов Кью! Ваши ответы помогут другим, а вы найдете единомышленников и новую благодарную аудиторию.