В самом вопросе уже в скрытой форме присутствует негативная оценка. Происходит эта оценка из представления о спектакле как о месте столкновения с "высокими смыслами", что лишний раз подтверждают приведённые выше отзывы, использующие слово "мораль". В такой традиции создаются отдельные сферы демонстративного потребления и демонстративной же солидарности. Человек не идёт на спектакль, чтобы развлечься или подумать, он потребляет культуру и ставит cебе в невидимую зачётную книжку зачёт. Потребил, выбрался "на культурку", прикоснулся к высокому. Это льстит, повышает самооценку, заставляет чувствовать себя лучше, умнее, добрее. Именно такое сообщество трепетно прикасающихся к высокому людей образует аплодирующая публика.
И трогательно сложившуюся солидарность товарищей, сообща демонстративно потребляющих "культуру", грубо разрушает персонаж, пробирающийся к выходу. Может быть, ему не понравилось, может - он хочет успеть в гардероб до очереди - ещё одной неизбежной формы театрального общения. И этот варвар, этот дегенерат, этот омерзительнейший хам разрушает всю магию момента. Напоминает, что театр, по выражению Чехова, не храм, а бордель, что артистов много лет не хоронили за церковной оградой и что все эти внутренние зачёты и незачёты, которые публика себе выставляет за посещение, к реальным высоким смыслам и вообще - мышлению - имеют отдалённое отношение. Потому что все действия, совершаемые в рамках демонстративного потребления, по содержательности не более значительны, чем поход в макдональдс.
Впрочем, люди, пробирающиеся в гардероб на аплодисментах, очень нужны т.н. "культурной публике" - как приправа к любимому блюду - ведь негодуя по их поводу можно легко почувствовать себя выше, добрее, культурнее, лучше.
Спасибо всем, пробирающимся в гардероб. Без вас жизнь театралов стала бы пресной.
Очень хороший ответ.
Я сам актёр местного разлива. К людям, что уходят до поклона абсолютно равнодушен. Понимаю, что могут быть дела, заботы и тд. А вот наличие людей, остающихся на подольше (не родственников) расцениваю как своеобразный критерий успешности показа.
Я считаю, что дождаться выхода на поклон - это проявление уважения к артистам. Но часто спектакли идут по 3 часа и заканчиваются поздно, и, как человек, живущий в Подмосковье, я смотрю на часы и понимаю, что надо двигать вотпрямщас, иначе я упущу свою электричку. Тут уж не обессудьте, этикет этикетом, а домой успеть хочется.
Такая нетерпеливость может быть связана со спешкой в гардероб без очереди, поздний спектакль или неудовлетворительной игрой актёров.
Осуждать зрителя за то, что у него нет культуры не имеет смысла. На языке профессионалов о подобных случаях говорится, что "зритель не отшлифован".
Я сам актер, но тоже бываю зрителем, и иногда ухожу быстрее, чтобы не ждать долгую очередь в гардеробе. Но вместе с тем я понимаю, что это неуважительно по отношению к актерам на сцене. Поэтому я стараюсь уходить незаметно, чтобы актеры не видели.
Когда ты сам играешь в спектакле, и на поклонах зрители уходят, начинаешь сразу рефлексировать: неужели я так плохо играл?