Капоэйра – это народная бразильская игра хитрости, ловкости и силы. Основой для неё послужило ритуальное конголезское единоборство, в котором мужчины, показывали мужество и смелость. В XVIII веке, находясь под сильным влиянием европейской (креольской) и индейской культуры, африканское единоборство превратилось в капоэйру.
Хотя капоэйра того времени была игрой в ней были допустимы любые удары, броски и даже оружие: нож или бритва, ставшие важным атрибутом капоэйриста вплоть до XX века.
Капоэйра была жестокой и кровавой игрой, кроме того она обладала достаточно эффективными техниками борьбы. Практикуемая в низших слоях бразильского общества и среди маргиналов, она долгое время оставалась в тени истории.
В конце XVIII века, впервые столкнувшись с капоэйрой, власть имущие увидели в ней не только варварские обычаи, но и угрозу своей безопасности. Они запретили занятия капоэйрой и начали преследовать практикующих её (100 ударов палкой или плетью, тюремное заключение, исправительные работы и др.).
Самое первое достоверное упоминание «capoeira» (как «практики достойной порицания») относится к 25 апреля 1789 года, когда за неё был осуждён африканец (точнее парду), раб по имени Адам.
Не удивительно, что капоэйристы старались скрывать свою опасную забаву от посторонних глаз.
Само название напоминает об этом. «Капоэйра» – это небольшой густой лес, заросли, которые были частью городского ландшафта вплоть до середины XX века. Название для борьбы «капоэйра», «капоэйражень» дали сеньоры, сами же капоэйристы прошлого называли её «конго» («кунгу») или «ангола», а также «манджинга» или «сау-бенту».
До конца XIX века капоэйристы играли капоэйру в зарослях кустарника, небольших перелесках, а также в безлюдных закоулках трущоб. Но с каждым годом таких мест становилось всё меньше и меньше. Капоэйре требовалось новое прикрытие. И она нашла его в родной и близкой африканской культуре, которая как раз получила право на существование (что было связано с отменой рабства 13 мая 1888 г.).
Капоэйристы перестали прятать саму капоэйру, но за музыкой и танцевальными движениями скрыли её воинственную суть.
Спустя несколько десятилетий (в начале XX века) капоэйра окончательно обрела форму фольклорной ярмарочной игры, театрализованного состязания и стала неотъемлемой частью больших городских праздников и гуляний.
Праздное шатание, бездельничанье – «вадиасау» – именно так называли капоэйру в начале XX века.
Хотя форма игры смягчилась, техника борьбы в ней осталась прежней. И, играя, капоэйристы учились тому, как в случае необходимости дать отпор сильному противнику. Ведь капоэйра – это игра только тогда, когда в неё играют; и грозное оружие, с мощнейшими ударами и бросками, когда применяют в настоящей драке («взаправду»).
Мастер Бимба, неоднократно дравшийся на улицах и на ринге, за свои бойцовские качества получил прозвище «Три Удара», т.к. в бою с ним никто не мог выдержать больше.
На протяжении всего XX века капоэйристы боролись за капоэйру и, в конце концов, смогли завоевать для неё достойное место в обществе – в качестве спортивной дисциплины, боевого искусства, части бразильского фольклора, культурного наследия человечества.