Какие десять произведений классической академической музыки нужно послушать в первую очередь и что про них знать?

The Question
  ·  
15,3 K
Композитор, студент Венской консерватории

Понятние "произведение" в классической музыке достаточно растяжимое. 20-я прелюдия Шопена которая длится сорок секунд, это одно произведение, и к примеру си-минорная месса Баха длительностью около двух с половиной часов, или пятичасовая опера Рихарда Вагнера - тоже одно произведение. Составить список из 10 произведений, которые необходимо знать, задача достаточно условная (или невозможная), - это все равно что перечислить десять романов, которые необходимо прочесть для того что бы понимать что такое мировая литература. Единственное что можно попробовать сделать, это создать лист из 10 произведений в стиле "Классическая музыка для чайников", то есть составить список для начинающих, или для тех, кто хочет заинтересовать себя данным вопросом:

1) И. С. Бах, "Страсти по Матфею" (Mattheus Passions): как самое масштабное и гениальное произведение, написанное по Библии,для начала можно послушать отдельные арии и хоры, а если процесс пойдет, попробовать послушать целиком (около 2 часов) следя за развитием событий по 26-27-28 главам Евангелия от Матфея - Бах озучил практически каждое слово этого эпизода священного писания.

2) А. Вивальди, цикл концертов для скрипки с оркестром "Времена года": пример до боли попсовый, тем не менее, музыка гениальная, и для всех новичков желательно скачать из интернета поэтические сонеты предшествующие каждой (Весна/Лето/Осень/Зима) части, и послушать все это как один из самых ярких в истории примеров "программной музыки"

3) В.А. Моцарт, "Реквием" - заупокойная месса, предсмертное сочинение гениального композитора, прослушивание начать с отдельных частей (Dies irae, Lacrimosa), затем перейти к прослушиванию целиком (около 45 минут), для более проникновенного вхождения в материал можно пересмотреть фильм "Амадеус" где достаточно патетично но интересно показан процесс сочинения Реквиема, или кино-трагедию "Иди и смотри" где под музыку Lacrimosa немцы сжигают живьем белорусскую деревню

4) Л. ван Бетховен, соната для фортепиано №8 "Патетическая" - слушая это произведение, нужно понимать, что Бетховен стал первым композитором в классическом/романтическом понимании этого слова, свободным художником не зависящим от церкви/двора/императора и т.д. Для любителей необычных контекстов также можно посоветовать посмотреть в нагрузку полную версию клипа Lady Gaga "Marry the night" где первая часть Патетической сонаты озвучивает первую, театрализованую половину видео.

5) Ф. Шуберт, "Неоконченная" симфония № 8 си минор, Шуберт, на самом деле очень не простой для понимания композитор, значит для всей истории классической музыки необычайно много. Он - это своеобразный мост от классики к романтизму и далее - в музыку XX и даже XXI века. Для прослушивания музыки Шуберта есть специфический, но несложный лайфхак. Приезжаете в Вену (желательно в дождливую погоду, конец октября/начало ноября), садитесь на 71 трамвай возле оперы, и едете в сторону центрального венского кладбища, где похоронена половина мировых композиторов-классиков, слушая паралелльно в наушниках Шуберта: полчаса такого путешествия, и очень многое в истории классики сразу становится на свои места само собой)))

6) Дж. Верди, опера "Травиата": начать прослушивание с отдельных номеров: увертюра, дуэт Альфреда и Травиаты, прощальная ария Травиаты, закончить прослушиванием/просмотром оперы в оперном театре, предварительно подготовленым прочтением повести А. Дюма "Дама с камелиями", на которой основано либретто.

7) Ж. Бизе, опера "Кармен": начать прослушивание с отдельных номеров: увертюра, Хабанера или Сегидилья Кармен, закончить прослушиванием/просмотром оперы в оперном театре, предварительно подготовленым прочтением новеллы Проспера Мериме, на которой основано либретто.

8) П. И. Чайковский, симфония № 6 си минор - слушая это произведение, надо помнить, что Чайковский закончил его за две недели до своей смерти, и оно стало своеобразным симфоническим Реквиемом, одной из первых в истории музыки симфоний с медленным минорным финалом, с траурным маршем, трагическим прощанием с жизнью/радостью/надеждами. После такого сочинения действительно остаеться лишь смерть и небытие.

9) К. Орф, кантата "Кармина бурана", произведение, премьера которого сотоялась в Германии 1937 года, во время розгара национал-социалистического движения и подготовки к войне. Музыка всем известная, театральная и достаточно простая для восприятия. Для более глубокого понимания скачайте из интернета русский перевод текстов кантаты, скомпилированных из стихов баварских студентов/вагантов XI-XII веков.

10) Арво Пярт, "Зеркало в зеркале", "Spiegel im Spiegel" - на первый взгляд - "лирическая" пъеса для скрипки и фортепиано, а на самом деле: послесловие всей истории музыки, просветленный мажор, который пережил все бури музыкального авангарда XX века, катарсис, прощание с классической музыкой, да и в принципе, культурой нового времени.

P.S. список достаточно условный и должен корректироваться в зависимости от уровня развития, образования,слушательского опыта и противопоказаний непосредственно личным музыкальным психотерапевтом реципиента)))

Почему нет девятой симфонии Бетховена?

Комментировать ответ...
Реклама
Ещё 1 ответ
Level One  ·  172
Level One — образовательная платформа и крупнейший лекторий Москвы.   ·  levelvan.ru
ОтвечаетЛяля К.
Смотря какая у вас цель; если хочется ликвидировать безграмотность, то список будет одним, если приятно провести время – другим, если хочется почувствовать азарт и интерес для дальнейшего погружения – то третьим. Если вы никогда не слышали вообще ничего, кроме «Времён года» и Похоронного марша Шопена, и считаете, что «классическая музыка» – это вот это, то я предложила... Читать далее
26 апреля 2019  ·  < 100
Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Чем классическая музыка отличается от академической?

Alexander Vanetsev  ·  8,8K
Researcher, Institute of Physics, University of Tartu

Это немного разные типы классификации, насколько я понимаю. "Академическая музыка" - это вид в классификации по источнику происхождения, а "классическая музыка" - это вид в классификации по типу восприятия, что ли, или по социальному статусу, сложно сформулировать.

Классическая музыка - это то, что воспринимается нами как классика, точнее говоря, то, что воспринималось как классика в конце XIX - начале XX вв. и "похожая" более поздняя музыка (как Шостакович или Бриттен, например). При этом где-то в районе Баха происходит отсечка и то, что идет раньше, по тем или иным причинам называется не "классикой", а "церковной музыкой" или "музыкой Барокко" и т.д. Хотя здесь тоже нет какого-то жесткого разделения и я думаю, что многие люди услышав музыку, не знаю, Люлли, назовут ее "классической", не говоря уже о Бахе, который и вашим и нашим в этом смысле. Это в принципе не строгое понятие, граничные случаи всегда можно оспаривать по принадлежности (с одного конца неясные по принадлежности Бах или Скарлатти, с другого - не менее неясные Веберн или Кшенек).

Академическая же музыка - это то, что произведено людьми, имеющими формальное "академическое" музыкальное образование, то есть выходцами из консерваторий, муз.училищ, муз.институтов, hochschule и т.п. Скажем, John Cage является композитором академической музыки, но никак не классической. Не знаю, правда, насколько поддерживается специалистами по истории музыки обратный вывод, что композиторы, скажем, балакиревского кружка, не имевшие формального высшего муз.образования, являются композиторами классической музыки, но не академической. В отличии от вопроса принадлежности к "классической музыке", в данном случае отнесение может быть вполне строгим, но это не всегда приводит к осмысленности. Скажем, Cardew и Tilbury имели  академическое муз. образование, но можно ли на этом основании считать музыку AMM или композиции-импровизации Scratch Orchestra академической музыкой?

Прочитать ещё 1 ответ

Что почитать про классическую музыку?

Композитор, студент Венской консерватории

1) Для совсем новичков, но желающих начать действительно разобраться в вопросе: обязательны к прочтению книги и статьи композитора и дирижера Леонарда Бернстайна, в русском издании они собраны в книгу "Музыка всем". Бернстайн, долгие годы проводивший уникальные телепередачи о классике на центральном телевидении США просто и увлекательно рассказывает от самых разных вещах: о роботе дирижера и оркестра, о структуре симфонических циклов и о лейтмотивах, о истории джаза, мюзикле, Моцарте, фольклоре и т.д. Отечественный вариант познавательных статей о музыке: работы советского искусствоведа, близкого друга Д. Шостаковича И.И. Соллертинского

2) Другой пласт литературы для начинающих: биографии композиторов, которые зачастую способны своим нарративом пробудить интерес реципиента к собственно музыке. К примеру "Возвышенное и земное" (биография Моцарта), Д. Вейса, биографии из серии ЖЗЛ Верди, Бетховена и Чайковского и т.д. В плане литературы это как правило газетное чтиво, но частенько пригождается для привлечения паствы в филармонии и оперные залы.

3) для людей, любящих литературу и музыку, есть целый пласт классических книг, обязательных к прочтению для более полного осознания истории классической музыки а именно: Томас Манн, "Доктор Фаустус" (роман перекликается с биографией Арнольда Шенберга), Герман Гессе, всем известные "Степной волк" и "Игра в бисер", романы Милана Кундеры (их всего 7 или 8) ни в одном не обходится без классической музыки, особый упор сделать на развернутое эссе "Нарушенные завещания" - удивительную компиляцию истории романа и музыки где перемешаны Рабле и средневековые хоралы, Достоевский и Чайковский, Кафка и Стравинский.

P.S. ну а вообще как сказал Д.Д. Шостакович: "Чтобы любить музыку надо ее слушать!"

Прочитать ещё 3 ответа

объясните пожалуйста,до появления рок-музыки что конкурировало с поп-музыкой?

В М  ·  267
Погонщик балбесов

Джаз. До появления рок-н-ролла (1954-55гг) в США была так называемая "эпоха свинга", время больших джазовых оркестров, исполнявших вполне себе танцевальную музыку (оркестры Дюка Эллингтона, Глена Миллера, Каунта Бэйси и других). Рок-н-ролл стал в том числе реакцией на то, что джаз стал сильно усложняться (стиль би-боп) и начал терять танцевальность.В Европе было примерно то же самое, только оркестры играли более попсово ориентированную музыку.

7 ноября 2017  ·  < 100

Почему в классической музыке пишут опус, порядковый номер в творчестве композитора, а не год создания?

Лингвист, любитель классической музыки

На этот вопрос можно ответить несколькими способами.

Во-первых, такова сложившаяся традиция, которая не всегда и не во всех случаях имеет под собою какой-либо глубокий смысл.

Во-вторых, год создания того или иного произведения далеко не всегда точно известен, кроме того, многие произведения сочинялись в течение длительного периода, перерабатывались, так что существуют в различных редакциях, хронологию которых не всегда можно установить (по крайней мере, для эпохи до второй половины XVIII в.). Наконец, за год композиторы успевали написать немало различных произведений, так что год создания не всегда достаточно информативен.

В-третьих, сам вопрос поставлен не вполне точно. Номер опуса — лишь один из общепринятых способов идентификации произведений композитора, причем далеко не во всех случаях применимый. Термин «опус» стал использоваться примерно с середины XVII в. по отношению к опубликованным произведениям, а номера присваивались в порядке публикации, не всегда отражавшем хронологию их создания. Те сочинения, которые не публиковались (по крайней мере, при жизни автора, а таких у иных композиторов, особенно до XIX в., большинство), номера опуса обычно не получали.

Собственно, широко распространилось обозначение «опус № такой-то» лишь в XIX в., когда композиторы стали получать приемлемые гонорары от музыкальных издательств и жить во многом за счет публикации своих произведений или преподавания. В предшествующие эпохи, когда композитор был в первую очередь «музыкальным служащим», получавшим жалование за регулярное сочинение и исполнение музыки для светских или церковных нужд, публикация произведений была скорее исключением, чем правилом. Поэтому произведения большинства композиторов эпохи барокко и классицизма идентифицируются не по номеру опуса, а по номеру в специально созданном научном каталоге. Такие каталоги могут составляться в хронологическом порядке (как каталоги сочинений В.А. Моцарта Кёхеля или Шуберта Дойча), так и в жанровом (как каталог произведений Баха — Bach-Werke-Verzeichnis, BWV, а также каталоги сочинений Генделя — HWV, Телемана — TWV и др.). Именно номер по общепринятому научному каталогу произведений композитора (если таковой существует) служит однозначной идентификации каждого известного произведения.

18 июня 2015  ·  378

С чего начать чтобы лучше понимать классическую музыку? Где и в какой хронологии находить и изучать композиторов?

Независимый журналист, медиаконсультант. Веду канал о журналистике в Telegram

Хронологию лучше всего прослеживать по эпохам: начать с григорианских хоралов, затем перейти к барокко, рококо, классицизму, романтизму. В каждой из эпох творили определенные композиторы, некоторые работали на стыке эпох.

Есть несколько замечательных книг и видео для тех, кто хочет лучше понимать классику: например, книга Дэниэла Хоупа "Когда можно аплодировать: путеводитель по классической музыке", серия видеолекций Ховарда Гудалла "How music works". Есть неплохие музыкальные энциклопедии. Также можно покупать учебники для музыкальных школ - по предмету "Музыкальная литература", там тоже все четко разбито на эпохи, также объясняются все музыкальные жанры, их строение, отличия друг от друга. Например, "Музыкальная литература 1-4 годы обучения" Шорниковой, "История зарубежной музыки" Друскина и Конена.

Прочитать ещё 1 ответ