Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Какие интересные и малоизвестные автомобили были созданы в советской Прибалтике и Восточной Европе?

Авто
Дмитрий Лазарев
  · 1,9 K
Пользователь TheQuestion  · 13 авг 2016

История автопрома Восточной Европы очень богата. Правда, в России автомобилями как Прибалтики, так и ближайших соседей СССР мало кто интересуется. Сегодня я докажу, что эта тема гораздо интереснее, чем многие думают.

Польша

Основной автозавод Польши — FSO, расшифровывающийся как “Fabryka Samochodów Osobowych”. Начиная с 1990-х годов компания не выходит из затяжного кризиса, но в былые времена многие автомобили, разрабатываемые на этом заводе, удивляли своей неординарностью.

FSO Syrena

FSO Syrena – польский серийный автомобиль, впервые представленный в 1955 году. На FSO он серийно производился с 1957 по 1972 годы, после чего с 1972 по 1983-й выпускался на заводе микролитражек FSM. Основных версий было три: Syrena 100, Syrena 104, Syrena 105. (Фотографии сверху-вниз соответственно).

!http://www.jukov.net/images/454193396b.jpg

!

!http://www.jukov.net/images/4148413.jpg

!http://www.jukov.net/images/fsosyrena1.jpg

FSO Syrena Sport

В 1957 году свет увидел автомобиль FSO Syrena Sport: спортивная версия серийной машины. Примечательно, что неожиданный дизайн автомобиля привлек внимание публики даже на Западе. А что еще примечательнее, машина полностью была разработана в Польше. Кузов автомобиля выполнен из стекловолокна, а под капотом находится 4-цилиндровый 4-тактный двигатель.

Конечно, такой смелый концепт до серии не дотянул, но в памяти народной остался. По сети, кстати, гуляют фотографии как оригинала, так и реплики с автомобильной выставки: будьте внимательны.

!http://www.jukov.net/images/ssport2.jpg

!

!

!

!

!

FSO Syrena Mikrobus

Через три года после появления Syrena Sport на FSO объявили очередную новинку. Так, в 1960 году вышел новый концепт — FSO Syrena Mikrobus. К сожалению, до серийного производства этот милый фургончик не дожил. Хотя как малый коммерческий транспорт он был бы удобен.

!http://www.jukov.net/images/fsosyrenam.jpg

Чехословакия

В Чехословакии большинство выдающихся автомобилей было произведено на заводе Tatra. О них сейчас и пойдет речь.

Tatra 603

C 1956 по 1975 год в Чехословакии производилась Tatra 603. Столь знакомая любому чеху или словаку, она покажется странной жителю России. Когда я впервые увидел эту машину, я не знал ее названия, поэтому подумал, что это смелый американский концепт.

В течение всего времени производства машина оснащалась одним двигателем: Т603, выдававшим 95 л.с. при 4000 об/мин. С ним машина развивала неплохую максимальную скорость в 160 км/ч.

В СССР было всего несколько экземпляров этого авто. Их использовали высшие начальники КГБ как средство передвижения. Естественно, окраска этих машин была черной.

Машина продержалась на конвейере 19 лет и выпускалась в нескольких модификациях. В 1975 году она ушла «на пенсию», уступив конвейер 613-й Татре.

!http://www.jukov.net/images/6603206.jpg

Tatra T77 и Tatra 87

Умеют чехи удивлять. Это Tatra 77, появившаяся еще до войны, в 1934 году. До 1938 года было выпущено 249 экземпляров. В 1936 году автомобиль усовершенствовали, дав модернизированной версии новый индекс - Tatra 87. Она выпускалась до 1950 года.

Дизайн этих автомобилей поистине уникален. Татру 87 мне довелось увидеть своими глазами всего один раз: в небольшом музее в Санкт-Петербурге. Заметив эту машину, я испытал целый спектр положительных эмоций.

Tatra 77:

!http://www.jukov.net/images/tatra77.jpg

Tatra 87:

!http://www.jukov.net/images/original.jpg

Tatra President

Это самый первый автомобиль компании. Появился в 1897 году. Оригинальный автомобиль, как ни странно, дожил до наших дней; сейчас он находится в Праге.

!http://www.jukov.net/images/2013052015.jpg

Латвия

Настало время рассказать о нескольких латвийских концептах.

РЭАФ-50

В сталинские времена в Латвии функционировала РЭАФ (Рижская экспериментальная автомобильная фабрика). Ее существование не принесло автомобильной индустрии СССР никакого толка, поэтому в 1949 году она превратилась в Рижскую Автобусную Фабрику посредством слияния со вторым Рижским Авторемонтным Заводом.

Мало кто знает, однако, что у РЭАФ был интересный, но не воплощенный проект: легковой автомобиль РЭАФ-50. В конце 1940-х его разработку лично одобрил Сталин. Машина прошла почти все необходимые тесты, однако множество недостатков конструкции и наличие куда более конкурентоспособных аналогов погубили проект. В 1949 году, как уже упоминалось, фабрика перестала существовать.

!http://www.jukov.net/images/reaf50seda.jpg

!http://www.jukov.net/images/31160hvh.jpg

РАФ-М1 и РАФ-М2

Следующий необычный автомобиль был произведен на Рижской Автобусной Фабрике. Этому предприятию повезло больше, чем РЭАФу: оно просуществовало 49 лет и прославилось своими автобусами на весь СССР. Однако с ослаблением Союза в конце 1980-х, настали тяжелые времена. Уже устаревшим моделям подготовили замену; в единственном экземпляре было выпущено два концепт-автобуса. Жалко, что находившаяся на грани распада страна так и не нашла силы, чтобы воплотить в жизнь эти проекты. Я говорю о РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс».

РАФ-М1:

!http://www.jukov.net/images/rafm11.jpg

РАФ-М2:

!http://www.jukov.net/images/12a1969b7a.jpg

РАФ Рига

Это РАФ Рига — автопоезд для перевозки людей в парках и на крупных выставках. Выпускался в общей сложности с 1959 по 1972 год в трех поколениях. Эксплуатировался, помимо прочего, на ВДНХ.

На фото — версия "Риги" 1962 года.

!http://www.jukov.net/images/raf980d979.jpg

Венгрия

Главная автомобильная достопримечательность Венгрии - ее "Икарусы". Далее речь пойдет о нескольких интересных автобусах венгерского производства.

Ikarus 695.01

Венгерский Икарус (или Икаруш) был широко известен в Советском Союзе. Одна из самых интересных его моделей — Ikarus 695.01. Разработана была в 1984 году и показана на выставке в Москве в 1985-м. Это автобус-трап, который доставляет важных гостей из гостиницы прямо в самолет без утомительных пересадок.

Выглядит очень громоздким.

!http://www.jukov.net/images/23b21c8s96.jpg

Ikarus 259.00 K1

Ikarus 259.00 K1 появился в единственном экземпляре в 1976 году в рамках проекта ADA (планируемый рынок сбыта — Африка, Азия, Южная Америка). Как и большинство моделей этого ряда, в серийное производство автобус не пошел. Из-за ряда недостатков в конструкции шасси.

Но выглядит интересно, согласитесь.

!http://www.jukov.net/images/120834.jpg

Ikarus 303

Ну и напоследок концепт: Ikarus 303. Было выпущено всего 2 экземпляра в 1959-1960 годах.  Автобус довольно симпатичный.

!http://www.jukov.net/images/ikarus3030.jpg