Какие интересные и малоизвестные автомобили были созданы в советской Прибалтике и Восточной Европе?

Дмитрий Лазарев
  ·
702
Пользователь TheQuestion

История автопрома Восточной Европы очень богата. Правда, в России автомобилями как Прибалтики, так и ближайших соседей СССР мало кто интересуется. Сегодня я докажу, что эта тема гораздо интереснее, чем многие думают.

Польша

Основной автозавод Польши — FSO, расшифровывающийся как “Fabryka Samochodów Osobowych”. Начиная с 1990-х годов компания не выходит из затяжного кризиса, но в былые времена многие автомобили, разрабатываемые на этом заводе, удивляли своей неординарностью.

FSO Syrena

FSO Syrena – польский серийный автомобиль, впервые представленный в 1955 году. На FSO он серийно производился с 1957 по 1972 годы, после чего с 1972 по 1983-й выпускался на заводе микролитражек FSM. Основных версий было три: Syrena 100, Syrena 104, Syrena 105. (Фотографии сверху-вниз соответственно).

!http://www.jukov.net/images/454193396b.jpg

!

!http://www.jukov.net/images/4148413.jpg

!http://www.jukov.net/images/fsosyrena1.jpg

FSO Syrena Sport

В 1957 году свет увидел автомобиль FSO Syrena Sport: спортивная версия серийной машины. Примечательно, что неожиданный дизайн автомобиля привлек внимание публики даже на Западе. А что еще примечательнее, машина полностью была разработана в Польше. Кузов автомобиля выполнен из стекловолокна, а под капотом находится 4-цилиндровый 4-тактный двигатель.

Конечно, такой смелый концепт до серии не дотянул, но в памяти народной остался. По сети, кстати, гуляют фотографии как оригинала, так и реплики с автомобильной выставки: будьте внимательны.

!http://www.jukov.net/images/ssport2.jpg

!

!

!

!

!

FSO Syrena Mikrobus

Через три года после появления Syrena Sport на FSO объявили очередную новинку. Так, в 1960 году вышел новый концепт — FSO Syrena Mikrobus. К сожалению, до серийного производства этот милый фургончик не дожил. Хотя как малый коммерческий транспорт он был бы удобен.

!http://www.jukov.net/images/fsosyrenam.jpg

Чехословакия

В Чехословакии большинство выдающихся автомобилей было произведено на заводе Tatra. О них сейчас и пойдет речь.

Tatra 603

C 1956 по 1975 год в Чехословакии производилась Tatra 603. Столь знакомая любому чеху или словаку, она покажется странной жителю России. Когда я впервые увидел эту машину, я не знал ее названия, поэтому подумал, что это смелый американский концепт.

В течение всего времени производства машина оснащалась одним двигателем: Т603, выдававшим 95 л.с. при 4000 об/мин. С ним машина развивала неплохую максимальную скорость в 160 км/ч.

В СССР было всего несколько экземпляров этого авто. Их использовали высшие начальники КГБ как средство передвижения. Естественно, окраска этих машин была черной.

Машина продержалась на конвейере 19 лет и выпускалась в нескольких модификациях. В 1975 году она ушла «на пенсию», уступив конвейер 613-й Татре.

!http://www.jukov.net/images/6603206.jpg

Tatra T77 и Tatra 87

Умеют чехи удивлять. Это Tatra 77, появившаяся еще до войны, в 1934 году. До 1938 года было выпущено 249 экземпляров. В 1936 году автомобиль усовершенствовали, дав модернизированной версии новый индекс - Tatra 87. Она выпускалась до 1950 года.

Дизайн этих автомобилей поистине уникален. Татру 87 мне довелось увидеть своими глазами всего один раз: в небольшом музее в Санкт-Петербурге. Заметив эту машину, я испытал целый спектр положительных эмоций.

Tatra 77:

!http://www.jukov.net/images/tatra77.jpg

Tatra 87:

!http://www.jukov.net/images/original.jpg

Tatra President

Это самый первый автомобиль компании. Появился в 1897 году. Оригинальный автомобиль, как ни странно, дожил до наших дней; сейчас он находится в Праге.

!http://www.jukov.net/images/2013052015.jpg

Латвия

Настало время рассказать о нескольких латвийских концептах.

РЭАФ-50

В сталинские времена в Латвии функционировала РЭАФ (Рижская экспериментальная автомобильная фабрика). Ее существование не принесло автомобильной индустрии СССР никакого толка, поэтому в 1949 году она превратилась в Рижскую Автобусную Фабрику посредством слияния со вторым Рижским Авторемонтным Заводом.

Мало кто знает, однако, что у РЭАФ был интересный, но не воплощенный проект: легковой автомобиль РЭАФ-50. В конце 1940-х его разработку лично одобрил Сталин. Машина прошла почти все необходимые тесты, однако множество недостатков конструкции и наличие куда более конкурентоспособных аналогов погубили проект. В 1949 году, как уже упоминалось, фабрика перестала существовать.

!http://www.jukov.net/images/reaf50seda.jpg

!http://www.jukov.net/images/31160hvh.jpg

РАФ-М1 и РАФ-М2

Следующий необычный автомобиль был произведен на Рижской Автобусной Фабрике. Этому предприятию повезло больше, чем РЭАФу: оно просуществовало 49 лет и прославилось своими автобусами на весь СССР. Однако с ослаблением Союза в конце 1980-х, настали тяжелые времена. Уже устаревшим моделям подготовили замену; в единственном экземпляре было выпущено два концепт-автобуса. Жалко, что находившаяся на грани распада страна так и не нашла силы, чтобы воплотить в жизнь эти проекты. Я говорю о РАФ-М1 «Роксана» и РАФ-М2 «Стилс».

РАФ-М1:

!http://www.jukov.net/images/rafm11.jpg

РАФ-М2:

!http://www.jukov.net/images/12a1969b7a.jpg

РАФ Рига

Это РАФ Рига — автопоезд для перевозки людей в парках и на крупных выставках. Выпускался в общей сложности с 1959 по 1972 год в трех поколениях. Эксплуатировался, помимо прочего, на ВДНХ.

На фото — версия "Риги" 1962 года.

!http://www.jukov.net/images/raf980d979.jpg

Венгрия

Главная автомобильная достопримечательность Венгрии - ее "Икарусы". Далее речь пойдет о нескольких интересных автобусах венгерского производства.

Ikarus 695.01

Венгерский Икарус (или Икаруш) был широко известен в Советском Союзе. Одна из самых интересных его моделей — Ikarus 695.01. Разработана была в 1984 году и показана на выставке в Москве в 1985-м. Это автобус-трап, который доставляет важных гостей из гостиницы прямо в самолет без утомительных пересадок.

Выглядит очень громоздким.

!http://www.jukov.net/images/23b21c8s96.jpg

Ikarus 259.00 K1

Ikarus 259.00 K1 появился в единственном экземпляре в 1976 году в рамках проекта ADA (планируемый рынок сбыта — Африка, Азия, Южная Америка). Как и большинство моделей этого ряда, в серийное производство автобус не пошел. Из-за ряда недостатков в конструкции шасси.

Но выглядит интересно, согласитесь.

!http://www.jukov.net/images/120834.jpg

Ikarus 303

Ну и напоследок концепт: Ikarus 303. Было выпущено всего 2 экземпляра в 1959-1960 годах.  Автобус довольно симпатичный.

!http://www.jukov.net/images/ikarus3030.jpg

Комментировать ответ...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Были ли в советском автопроме машины, которые целиком сделаны, придуманы в СССР, а не куплены в других странах?

ГК Samcom  · 151
Транспортная компания. Специализация – автомобильные грузоперевозки от 1 кг по России и в...  · samcom.ru

Нельзя сказать, что в Советском Союзе не изобретали полностью оригинальные автомобили. Да, европейский и американский автопром был прогрессивнее советского, особенно в отношении дизайна и технического оснащения, но закупались машины из-за границы редко и в единичных экземплярах вплоть до падения «железного занавеса» (конец 80-х годов). После этого стало возможным ведение масштабных торговых отношений с другими странами. До тех пор люди ездили или на моделях, которые почти полностью копировали иностранные, или, напротив, на максимально уникальных.

Ниже мы расскажем именно о тех советских автомобилях, которые имели оригинальный дизайн, были полностью спроектированы и произведены в СССР.

Эти машины известны почти всем, а некоторые можно до сих пор встретить на наших дорогах:

1) ЗИЛ-111 (А - Д) (1958 г.)

zil_111_1.jpg

Эта модель создавалась как премиальный автомобиль, роскошный во всех отношениях, который предназначался для членов правительства. Дизайн ЗИЛ-111 разрабатывал Лев Еремеев. До этого он работал над ЗИМом, «Волгой» и «Чайкой».

Уже в 1957 году был выполнен полнометражный макет в металле. По механике и салону, конечно, делалась оглядка на зарубежный автопром, но лишь для соответствия всем современным тенденциям и стандартам.

Именно на ЗИЛ-111В Юрий Гагарин прибыл из Внуково на Красную площадь. ЗИЛ-111В (в 1963 г) был подарен Фиделю Кастро от имени Никиты Хрущева.

ЗИЛ той же комплектации, оборудованный специальной стойкой и радиомикрофоном, до середины 70-х принимал участие в парадах.

2) ЛуАз-967 (1965 г.)

luaz-967_3.jpg

Уникальная Советская модель военного транспорта. Борис Фиттерман создал проект полноприводного автомобиля-транспортера с солидным клиренсом и независимой торсионной подвеской всех колес, способный без проблем ездить по бездорожью, подниматься на 30-градусные склоны и преодолевать водные препятствия.

Очень интересной была компоновка салона — водительское кресло и элементы управления авто располагались в передней части кузова посередине, два сиденья для пассажиров были чуть позади рядом с бортами, и при необходимости их можно было сложить так, чтобы «пол» машины превращался в ровную платформу.

3) РАФ-977 (1957 г.)

c2d960as-960.jpg

Это первый Советский минивэн. Он был универсальным и использовался как служебный и туристический транспорт, маршрутное такси, автомобиль скорой помощи и даже в качестве передвижных лабораторий.

4) Нива (1977 г.)

autowp.ru_vaz_2121_niva_5.jpg

Популярный российский внедорожник. За всю историю существования на рынке был продан в количестве около 2,5 млн экземпляров.

Немало на счету Нивы рекордов. Так, в 1998 году серийный внедорожник своим ходом поднялся на Эверест на высоту 5200 метров.

О надежности машины говорит и то, что автомобиль смог отработать без серьезных поломок целых 15 лет в Антарктиде на станции «Беллинсгаузен».

5) ОКА (1987 г.)

vaz-1111_oka_opytnyj_82.jpg

Городская малолитражка, которая начала сходить с конвейеров не в самые лучшие для СССР годы, поэтому свою популярность обрела лишь ко второй половине 90-х.

Многим ОКА известна как самый маленький и самый доступный советский автомобиль.

день назад  · < 100
Прочитать ещё 2 ответа

Какие автомобили реже всего останавливают ДПС?

ОтвечаетDima

Водителей ухоженного микроавтобуса со злым лицом никогда не останавливают. Проверенно на себе. Один раз даже права найти не смог. Сказали : " Счастливого пути."

17 июля  · 6,8 K
Прочитать ещё 5 ответов
Видеоответы
В чем минусы банкротства физических лиц?

Посмотреть

Иностранные болельщики о России | Видеоблог TheQuestion

Узнать

Какие последствия будут после признания гражданина банкротом?

Открыть

В каких случаях необходимо платить налог с продажи квартиры?

Посмотреть

Как перестать любить?

Узнать

Как провести свадьбу недорого и необычно?

Открыть

Какие документы необходимы для продажи квартиры?

Посмотреть

Какие последствия будут после признания гражданина банкротом?

Узнать

Стоит ли покупать апартаменты, а не квартиру?

Открыть

Как пережить смерть близкого человека?

Посмотреть

Почему некоторые мусульманки не носят хиджаб? Разве это не обязательно?

Узнать

По части 4 статьи 12.15 наказание - штраф или лишение прав?

Открыть

Какие есть интересные факты о лошадях?

Посмотреть

Горит ли сайдинг?

Узнать

Реально ли лишить жену родительских прав?

Открыть

Какие новые, интересные книги для подростков почитать весной 2020?

Посмотреть

Что делать, если меня преследует бывший парень?

Узнать

Что такое кварц виниловый ламинат?

Открыть

Почему приветствие в виде рукопожатия у мужчин воспринимается нормально, а у женщин не всегда?

Посмотреть

Что нужно посетить в Сочи?

Узнать

Могла ли Германия победить СССР, если бы не воевала с Европой?

Почему наши до сих пор не рассекретили и скрывают как снабжали Гитлера с 1933г. пшеницей, железом, лесоматериалом и т. д.?

Эшелоны с пшеницей, железом, лесоматериалом и т. д., шли в Германию вплоть до середины 1942г. , война идёт, в Ленинграде уже голод, а хлеб увозят фашистов кормить.

Тогда оправдывались, типа международный договор нарушать нельзя, а то союзники уважать перестанут

Мне очевидец рассказывал.

Звучит конечно очень глупо. Но все эти 70 лет, разве не одна большая глупость?

9 апреля  · 633
Прочитать ещё 9 ответов

Почему Иосиф Сталин (руководитель СССР в 1924-1953 годах) ненавидел США, Канаду и Австралию и запрещал советским людям ехать в эти страны?

При чём тут ненависть? Западные страны вели холодную войну против СССР. Наачалом её считается фултонская речь Черчилля. Существовал план "Дроп шот" предусматривавший атомные бомбардировки советских городов. Целью западных стран было уничтожение социалистического строя, расчленение нашей страны и разграбление её природных богатств. Понятно, что поездки во вражеский лагерь считались нежелательными.

2 мая  · 5,3 K
Прочитать ещё 7 ответов

Почему страны Прибалтики в 1940 году не стали защищать свою независимость?

Что значит не стали? Просто у них было намного меньше численность населения и военных сил, в 100-200 раз меньше.

А партизанская война велась до середины 50-х.

24 июля  · < 100
Прочитать ещё 5 ответов