Вы правы, наследие древних славян редко становится основой произведений фэнтези и фантастики. И дело вовсе не в отсутствии интереса, он-то как раз огромен и только растет. Было время, когда очень многие авторы, уловив перспективу, устремились в «славянское фэнтези» и… быстренько сдулись. Почему? Просто оказалось: прежде, чем использовать славянское наследие, его нужно ЗНАТЬ.
Когда об этом заходит речь, я всегда привожу в пример Джеймса Бонда. Почему он так великолепен, желанен и воистину бессмертен? Да просто автор сам в разведке работал, знал эту «кухню» до мелочей. А посему и шаг в сторону от реалий совершил поистине гениально.
Такой шаг можно удачно сделать лишь с надежного фундамента. Вот тогда все заиграет. Когда же основательных знаний нет, попытки какого-либо фэнтезийного осмысления обречены на провал.
Отсебятина на тему европейской культуры (гоблины, эльфы, принцессы, рыцари, замки, драконы…) еще как-то прокатывает — чужое, оно чужое и есть, но, когда начинают неубедительно, поверхностно писать о своем тут читатель на каком-то генетическом, нутряном уровне чувствует фальшь и неуверенность автора. И не хочет это читать.
Много было писательских разочарований, когда выяснилось: мало дать герою звучное славянское имя и вместо замка поселить его в тереме. Уже подтянулись реконструкторы, стала доступна научная литература, прежде известная лишь специалистам… И не получилось переодеть эльфов в косоворотки и лапти. Читатель проголосовал против.
Лишний раз оказалось, что фэнтези (а славянское фэнтези в нашей стране — особенно) — это не «что хочу, то ворочу», оно отличается от так называемой научной фантастики лишь подбором наук, которые автору следует изучать. История, археология, этнография, антропология, лингвистика… и еще куча вспомогательных дисциплин, литературу по которым необходимо читать буквально шкафами, притом вникая в разноголосицу научных мнений по интересующему вопросу. Увы, среди литераторов на это находится не так много желающих. Поэтому и в славянском фэнтези остались считаные имена.
Что же касается отдельных мифов и легенд — я предпочитаю говорить о художественном исследовании мифологического менталитета вообще, а там столько всего переплелось!
Вот конкретный пример. По ходу сюжета в книгах цикла “Братья” мои персонажи много времени проводят в пути. Более-менее серьезные поездки посейчас овеяны суевериями, что уж говорить о древних эпохах! До наших дней дожило выражение «перейти (кому-то) дорогу» — злокозненно порушить все планы. Но если сейчас это просто фигура речи, то совсем недавно пересечь путь охотнику или рыбаку значило заведомо лишить его удачи на промысле. А человек, перебежавший улицу перед свитой могущественного вельможи, мог подвергнуться серьезному наказанию и даже смерти, и пресловутая «жестокость средневековых нравов» тут ни при чем. Человек вольно или невольно подвергал мистической опасности правителя края, а с ним и все население!
Когда узнаёшь подобные вещи, их не приходится куда-либо «встраивать» — они сами подсказывают повороты сюжета.
Реклама, да на рекламе вертится.
Г-жа автор нагло врёт! Славянское фентези - это основа современного хоррора. Такие персонажи, как вампиры и оборотни, превращающиеся в волков, - это чисто славянская нечисть, не существующая в других мифологиях в таком виде.
"Руслан и Людмила" - фэнтези на все времена!