"Доктора Живаго" Пастернака. И нет, я не говорю, что книга плоха. Но еще в школе меня удивило ее наличие в программе. Если составителям хотелось покрыть тему Первой мировой, почему они не включили "Хождение по мукам" Алексея Толстого, например? Если сравнивать эти две книги, во второй куда больше и души, и смысла. К тому же, на мой взгляд, язык Толстого куда живее и изящнее перегруженного эпитетами и метафорами Пастернака. Политическое положение писателя может и хорошее основание для Нобелевской степени, но девятиклассники заслуживают большего.
Считаю, что переоцененных книг в русской классике нет. Более того, в нашей стране русская литература недооценена, в силу того, что в школе она больше похожа на страшный сон. Другое дело, что у каждого читателя свой любимый и нелюбимый писатель. Но это уже на вкус и цвет.
"Мертвые души" - незаконченное произведение, величайшая творческая неудача Гоголя. Получилась всего лишь сатира, хотя он замахивался на гораздо большее. "Тарас Бульба" - несимпатичный главный герой, много жестокости. "Бесы" - Достоевский не смог правдиво и объективно описать революционное движение, роман вызывает ощущение недостоверности.
А я считаю, что классика, которую заставляют (!) читать в школе совершенно не воспринимается в столь юном возрасте. Для того, чтобы осмыслить и понять эти книги нужно самому к ним прийти, а не "понял- не понял, но прочитать обязательно ".