Если очень коротко - победители определяются путем голосования членов Американской киноакадемии (Academy of Motion Picture Arts and Sciences). Академия состоит из представителей киноиндустрии. В ее составе несколько подразделений - актерское, режиссерское, операторское и т.д.(всего их 15), каждое голосует в своей номинации, за "Лучший фильм" голосуют все. Голосуют в два этапа: первый раз, отсмотрев полученные фильмы, голосуют за номинантов, второй раз уже выбирают одного из номинантов.
Бюллетени отправляются в серьезную аудиторскую компанию PricewaterhouseCoopers, где их обрабатывают. Говорят, что подсчет голосов там проходит в строгой секретности: в засекреченном месте два эксперта компании и 4 их помощника, участвующих только в предварительных подсчетах, три дня считают голоса. Результаты в двух экземплярах запечатываются в конверты, кладутся в специальные портфели, и за день до церемонии разными маршрутами привозятся на место проведения церемонии - Dolby Theatre. Считается, что до вскрытия этих конвертов на церемонии, никто, кроме двух обрабатывавших бюллетени сотрудников, не знает их содержания.
Если же под схемой подразумевается логика, которой руководствуются люди, выбирающие победителей, здесь все немного сложнее. Академия - это порядка 6000 разных людей, так или иначе занятых в киноиндустрии. Доминирующая часть академиков - белые мужчины за 60 (поименные же списки академиков не разглашаются), и, исходя из этого, можно не только говорить о проблеме "diversity", но и об определенных вкусах и интересах аудитории, выбирающей победителей.
Так же не стоит забывать, что "Оскар" - финал так называемого "наградного сезона" - начинающейся еще в октябре-ноябре чреды вручения различными сообществами кинокритиков и прочих своих наград. За этот период обычно вырисовывается определенная картина из главных фильмов сезона. "Золотой глобус", BAFTA, премии профессиональных гильдий имеют значительный вес и резонанс, поэтому не исключено, что академики, делая свой выбор, ориентируются на все это.
Если смотреть на победителей последних лет, можно тоже сделать несколько выводов. Чаще всего побеждают драмы, реже мелодрамы, еще реже - комедии. Академикам нравятся фильмы, основанные на реальных событиях, биографии, всяческие истории преодоления. В номинацию обычно берут 1-2 представителей "независимого кино", но побеждают они редко.
Чтобы взять оскар надо чтобы в фильме были извесные актеры из голливудской тусни, чтобы был большой бюджет и большая касса и чтобы было много лайков от публики. У какого фильма больше лайков тот и победил. Поэтому всегда побеждает или разлюли-малина типа лалаленда или конъйунктурщина на злобу дня.