«Колесницы» буддизма — этапы развития одного учения или разные конфессии? Как друг к другу относятся современные Тхеравада, Махаяна и Ваджраяна?

iana caerulea
  ·  
1,3 K
Mikhail Dobrovolskiy  ·  2,4K
почти культуролог

Это во многом вопрос точки зрения. С точки зрения махаяны - этапы развития учения. С точки зрения тхеравады - разные конфессии. 

Вот я вас сейчас вкратце обрисую, а вы уж сами решайте:

В тхераваде основной упор делается на индивидуальную практику, ведущую к освобождению от бесконечных перерождений и связанной с ними дукхи (страдания). Есть три типа просветленных, достигших ниббаны (нирваны): самасамбудда, то есть самостоятельно достигший просветления и давший учение; паччекабудда, то есть самостоятельно достигший просветления, но учения не дающий; арахант, то есть просто достигший просветления (обычно имеется в виду использующий учение данное самасамбуддой). Иными словами, каждый будда - ахарант, но не каждый арахант - будда. 

Самасамбудда - наивысшая степерь развития живого существа. Это выше божественного статуса, потому что заслуги, накопленные будущим буддой невозможно сравнить ни с кем. За одну кальпу (период существования вселенной в несколько миллиардов лет) в мире может рождаться до пяти будд в счастливую кальпу (мы как раз живем в такой - Будда Готама был четвертым и ожидается появление Будды Майтрейи) и ни одного в несчастную. Он "открывает" учение (Дхамму) с помощью которой другие могут перестать рождаться на свет.

Паччекабудда обладает на порядок меньшими заслугами чем самасамбудда. Он приходит в мир тогда, когда Дхамму никто другой из живущих понять не в состоянии, потому что она трудна для восприятия. Грубо говоря, в том мире в котором рождается Паччекабудда просто не для кого проповедовать. Собственно и Будда Готама когда достиг просветления учения давать не хотел, но к нему явилось существо из мира Брахмы по имени Брахма Сахампати и попросило Будду дать миру Дхамму. Тогда Будда осознал, что в мире всё-таки есть некоторое количество существ, ум которых не сильно замутнен и которые в принципе способны понять то же что понял и он сам.

Обычный человек на пути к ниббане проходит 4 стадии: 1) вступивший в поток (сотопанна - будет рождаться только в мире людей и богов и достигнет просветления максимум за 7-8 жизней); 2) однажды возвращающийся (сакадами - родится все один раз в будущем); 3) не возвращающий (анагамин - после смерти родится в мире Брахмы и там уже достигнет освобождения); 4) арахант (просветленный, особожденный). 

Ну и, самое главное: основная цель пути для практикующего - достижение ниббаны. Когда человек достигает арахантства - прекращаются условия для его дальнейшего рождения и после смерти (париниббаны) он перестаёт жить в сансаре. 

Но в 1-2 вв. нашей эры, то есть через пятьсот лет после смерти Будды Готамы, появляется корпус сочинений, т.н. сутр Праджняпарамиты, среди которых наиболее известна Праджняпарамита хридая сутра (сутра сердца бесконечной мудрости), в которых, уже на санскрите, (язык тхеравады - близкородственный санскриту пали, на котором составлена Типитака, то есть "палийский канон") изложена по сути совершенно новая доктрина. Сама себя она называет Махаяной (большая, великая колесница), а всё что было прежде, в том числе тхераваду - хинаяной, то есть презренной, убогой колесницей (традиционный перевод "малая" неверен). 

Хинаяна считается убогой не потому что не эффективна, а потому, что её адепты, с точки зрения махаяны, ведут себя крайне эгоистично, заботясь исключительно о собственном благе. Наибольшей критике тут подвергается фигура паччекабудды.

Если тхеравада особенно сущностью будд нее интересуется, так как "эгоистически" концентрируется на практике по собственному освобождению, то махаяна делает упор на том, что в каждом живом существе содержится природа будды, который каждый практикующий и должен развивать и таким образом идти к освобождению.

Но само по себе освобождение тут недостаточно. Идеалом выглядит фигура боддхисатвы - будды достигшего просветления, но отказавшегося от нирваны для того, чтобы приблизить её для всех остальных. Собственно одной из главных идей махаяны таким образом становится "благо всех живых существ". Махаяна потому гораздо более социально активна и гораздо более популярна на Западе.

Различные боддхисатвы и будды в махаяне начинают составлть практически религиозную иерархию, напоминающую уже традиционные религии. Эти персоны становятся своего рода святыми, заступниками, помощниками (абсолюта эта идея достигает в амидаизме - поклонениии будде Амитабхе, который после смерти может забрать молящихся ему в свой Западный рай). 

Также следует упомнятуть идею т.н. "мгновенного просветления", особенно выраженного в дальневосточном чань или дзен-буддизме. Это конечно не означает, что можно взять и по мановению волшебной палочки достить нирваны (в любом случае требуются десятилетия практики), но в тхераваде для этого требуется очень много жизней...

С точки зрения тхеравады - это уже действительно другая религия получается. Тхеравадин думает о том, как достичь просветления (а на самом деле просто как улучшить свою карму, чтобы когда-нибудь, в отдаленном будущем смочь его достичь). То есть это долгий путь постепенного изменения себя. А адепт махаяны стремится стать буддой, про которого обычно тхеравадин в общем мало что знает, кроме того, что это уникальное существо, зарабатывавшее заслуги не одну кальпу. Быть буддой он не просто не желает - это в общем большое искушение стремиться быть буддой. Для этого надо быть очень уверенным с своих силах...

Потом, с точки зрения тхеравады махаяна страшно нелогична. Потому что невозможно больше рождаться в мире достигнув ниббаны, ибо у араханта (будды) больше не возникает условий для нового рождения. Но махаянский боддхисаттва (термин в тхераваде употребляющийся крайне редко и обозначающий того, кто станет буддой в будущем) легко гуляет от сансары к нирване и обратно. С точки зрения тхеравады сама идея нирваны являет собой абсолютную ценность, но в махаяне это нечто относительно легко достижимое и нечто от чего возможно отказаться. А такая картина в голове тхеравадина плохо укладывается.

Ну и идея боддхисатвы спасающего человечество с тхеравадинской точки зрения напоминает известную поговорку про то что проще любить всё человечество чем соседа по лестничной клетке.

Вот и получается, что для адепта махаяны тхеравада - просто более примитивное учение, более трудный путь к тому же самому просветлению. Для тхеравадина - во многом близкая, но как будто даже уже и другая религия...

Что касается дружбы-вражды: в России тхеравадины и махаянцы хорошо живут. Есть ортодоксы, воспринимающие махаяну в штыки. Но в основном отношение нейтральное или благожелательное. Каким бы разными мы не были - практиковать махаяну гораздо лучше, нежели чем не практиковать ничего. Всё равно ближе чем махаянцы у тхеравадинов родственников нет и не предвидится.

Если же говорить об отношении махаянцев, то тут есть очень красноречивый пример: в Москве есть две небольшие общины тхеравады, не имеющие своего помещения, и вот одна из них проводит занятия в центре тибетского буддизма Риме, а другая - в центре корейского Дзена Дальма-са. :)

26 апреля 2016  ·  < 100
Написать комментарий...
Реклама
Ещё 2 ответа
инженер
А что, по вашему, такое "конфессии", если не результат "развития одного учения"? Вот было христианство первоначальное, известное как христианство восточного (греческого) обряда (мы его знаем как "православие"), потом из него с веками выделился католицизм, западная ветвь, как этап его развития, потом, как реформа - протестантизм, а в Англии, как результат некоторых... Читать далее
26 апреля 2016  ·  < 100
Спасибо за ответ. Я вообще о чём: вот православные с католиками считают друг друга то заблуждающимися братьями, то... Читать дальше
Написать комментарий...
Бейбит С.  ·  105
www.mirovozzrenie.org, автор книги по философии интегрированных мировоззрений
Ну, вообще-то, понятие "конфессии", строго говоря, можно применять только к христианству. В других религиях и традициях было бы неправильно применять этот термин, слишком многое вобравший в себя из специфики христианства, потому что само применение этого термина в контексте других (незападных, не-европейских) религиозных традиций во многом демонстрирует упрощенный... Читать далее
26 апреля 2016  ·  < 100
Уважаемый Бейбит, было бы хорошо, если бы вы как-то отразили в своём ответе, что транслируете точку зрения махаяны... Читать дальше
Написать комментарий...
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

В чём причина популярности буддизма (особенно среди нерелигиозной молодёжи)?

iana caerulea  ·  1,7K
feminist, poet, cat

Как представитель молодёжи, склоняющийся к буддизму, напишу, что лично мне кажется факторами, выгодно выделяющими буддизм (не всё из этого, ясное дело, будет верно для каждого, в т. ч. и для меня). Да поправят меня лучше понимающие в этой теме.

  1. Рациональность. Буддизм строится как математическая теорема: есть несколько аксиом, есть логические выводы из них. Даже этические правила обоснованы исключительно рациональной пользой. 

  2. Отсутствие догматизма. Да, как я уже сказал, есть ряд аксиом (основные — четыре благородные истины), но большая часть учения не постулируется, а логически выводится из этих аксиом. Следовательно, воплощение учения в конкретных условиях может очень меняться (при постоянстве аксиом), поскольку входные данные будут каждый раз разные. Это в значительной степени освобождает мышление и позволяет в своё поле мысли допускать что угодно — науку, другие религии.

  3. Разнообразие. Из предыдущего пункта следует, что буддизм существует в очень разных формах и проявлениях, и, соответственно, человек может выбрать тот путь, который подходит ему больше всего. В буддизме есть место и рациональности, и мистике, он может сопровождаться сложной системой ритуалов или быть чисто интеллектуальной/духовной практикой, может быть коллективным или индивидуальным, и так далее.

  4. Практическая направленность. Буддизм говорит прежде всего о тебе лично и о твоём личном страдании, предлагает ясный и доступный путь к улучшению своего существования, очищению мышления от ошибок, приносящих боль и разочарования. Помимо доктрины, буддизм включает в себя описание конкретных практик, дающих конкретный результат. 

  5. Философская оригинальность. Буддизм — это не только религия, это древняя и своеобразная традиция философствования, во многом отличающаяся от европейской, но в чём-то неожиданно пересекающаяся. 

  6. Антураж. Экзотичные одежды, зубастые многоголовые божества и парадоксальные дзэнские коаны, несомненно, привлекают просто за счёт своей необычности. Сюда же можно отнести безусловно прекрасное искусство, связанное с буддизмом: тибетские тангка, китайские и японские живопись и поэзия.

Отдельно стоит отметить, что буддизм (особенно дзэн), часто весьма примитивно понятый, оказывается очень созвучен юному уму в стремлении опровергать авторитеты, сомневаться в общепринятом и эпатировать окружающих. Упрощённому пониманию буддизма вообще содействует вестернизированный его образ, который молодые люди встречают в литературе — от Керуака до Пелевина. Кроме того, хотя по сравнению с какими-нибудь девяностыми неразборчивое увлечение восточной экзотикой уже не такое массовое, всё же оно имеет место (возможно, это увлечение стало даже более неразборчивым), и многие начинают называть себя буддистами, наслушавшись нью-эйджевской солянки на курсах йоги (вперемешку, например, с ведическим предназначением женщины и аэробикой).

Прочитать ещё 4 ответа

Что догматически из себя представляло христианство в I-IIвв, какие были представления о тройственности, аде/рае, реинкарнации, в какой момент возникло представление о Святом Духе, и т.д.?

Иван Бø  ·  206
переводчик

В первом веке не существовало отдельной христианской религии. Так называемая нами церковь была течением внутри иудаизма. Иисус и апостолы были соблюдающими евреями, ортодоксальными в современной терминологии. Поэтому христианской догматики просто не существовало. 

Представления апостолов примерно соответствовали взлядам ессеев и фарисеев. Во втором веке количество обращенных в христианство язычников превысило количество евреев, и христианство отмежевалось от иудаизма. Отдельно способствовали размежеванию первое и второе иудейские восстания. Хотя среди евреев оставались верящие в Иешуа и посещавшие синагоги ещё много столетий. 

Триединство не было известно до конца второго века. Вообще даже в первые века известная нам догматика была уделом некоторых направлений и не была характера всему христианству. Пока католики и православные не вырезали все другие общины по всему миру, остальные христиане продолжали соблюдать субботу и каршрут, как иудеи. 

Получив политическое превосходство католики постепенно расправились со всеми конкурентами внутри христианства. Догматика начала создаваться в 3-4 веке усилиями т.н. отцов церкви. 

Термин Святой Дух родом из Талмуда (Устная Тора), поэтому в первом веке понятие уже существовало. Но первоначальная еврейская фраза имела другой смысл. Святой Дух на иврите это «дух святости» и качество человека, а не Бога. 

Реинкарнация была известна и церковь отказалась от неё сравнительно недавно. Вечный ад тоже не существовал как доктрина и был сформулирован позднее как эффективное идеологическое средств. 

Вообще эти и другие догматы церкви возникли на пустом месте, в теологическом вакууме, когда связь с еврейскими источниками была потеряна, а тексты остались. Необходимо было их трактовать и наполнять своими смыслами.

Прочитать ещё 3 ответа

Почему калмыки (монголоязычные буддисты) и казахи (тюркоязычные мусульмане) так похожи друг на друга?

Red Lake

Казахи имеют много различных примесей, так что они могут отличаться от калмыков. Тем не менее, сходства могут присутствовать по трем причинам:
1) Что калмыки, что казахи имеют монгольское влияние в своей крови. Калмыки являются частью некогда существовавшего народа ойратов, чье иное название "джунгар" - "левая рука"  в переводе с монгольского, этот термин средневековые монголы использовании при административно-военном делении Монголии на части. 
Казахи же, в свою очередь, среди родов имеют преимущественно те самые средневековые монгольские рода, с которых и начались завоевания Чингисхана. Пример: кереи, найманы, джалаиры. 
2) Ойраты вели множество войн против казахов и даже удерживали значительную часть территорий Казахстана под контролем. Сами калмыки оказались в Приволжье именно пройдя через территорию Казахстана. Все это не могло пройти бесследно для казахского и джунгарского генофонда. 
3) Тюркские и монгольские народы изначально жили рядом с друг другом, и, возможно, даже были родственными, потому внешние сходства вероятны. Стоит учесть, что этот пункт наименее весомый, так как наиболее крупные представители современных тюркоязычных народов имеют мало генетического влияния от первых тюрков. Тюрки больше языковая, чем генетическая общность.

10 июля 2017  ·  879
Прочитать ещё 1 ответ

Правда ли, что Япония входит в число стран с самым низким числом случаев изнасилования, или японки просто не сообщают из-за культурных особенностях Японии?

Игорь  ·  3,3K
Эколог по образованию, музыкант и музыкальный критик по призванию, автор канала...

Похоже на правду. Японцы, как и все азиаты, - это коллектив. И любой противоправный поступок - это, прежде всего, выпадение из общества. Азиаты вообще большие трудолюбы. "Работа" - это не просто шесть букв, это - расписанная по минутам жизнь. И когда горбатишься как проклятый, то как-то не сильно захочешь совершать какой-либо неприемлемый поступок, который за мгновение уничтожит результаты такого труда. С японцами это особенно заметно, так как там самые обычные люди на самой обычной работе умирают. В прямом смысле

Зато в массовой культуре самые изощрённые варианты эксплуатации женского тела - обычное дело. Подробнее тут.

17 марта 2017  ·  2,0 K
Прочитать ещё 5 ответов

Вопрос по буддизму: как (и зачем) при наличии такого конструкта как нирвана, мог появиться причинно-обусловленный мир сансары, для освобождения из которого потребовалась целая армия будд и бодхисаттв?

Кандидат философских наук, директор Центра изучения и развития межкультурных...

По одной версии начало сансары неисследимо и нет смысла об этом думать, по другой сансара безначальна. То есть она никак и низачем не появилась, а была всегда.

Освобождение дело рук самих несвободных. Освободившиеся или освобождающиеся могут лишь помочь намёками.

20 марта 2019  ·  152
Прочитать ещё 4 ответа