Интеллектом называется способность целесообразно использовать информацию.
В моём понимании.
По определению уже упоминаемого мной "интеллектуального клуба" интеллект есть способность различать и сопоставлять.
Однако посмотрим словари.
Сначала — краткие определения:
(лат. intellectus понимание, познание) способность к мышлению, рациональному познанию
(Медицинская энциклопедия)
-
Заимствовано в первой половине XIX в. из нем. или франц. яз., где оно — из лат. intellectus, суф. производного от intellegere «чувствовать, понимать, воспринимать чувством и умом»
(Этимологический словарь Шанского)
-
(нем. Intellekt, лат. intellectus разумение, понимание) Мыслительная способность; ум, рассудок, разум
(Словарь галлицизмов русского языка)
-
(от лат. intellectus, intelegere — чувствовать, понимать) — заимствовано русским языком в первой трети XIX в. со значением «мыслительная способность», но не совсем ясно, из какого именно языка
(Этимологический словарь Семёнова)
-
(от лат. intellectus — познание, понимание, рассудок) — способность мышления, рационального познания. Латинский перевод древнегреческого понятия нус ("ум") — тождественный ему по смыслу (БЭС)
-
(от лат. intellectus — понимание, понятие) Ум, рассудок, мыслительная способность у человека — в противоположность воле и чувствам
(Большой словарь иностранных слов)
-
Ум, рассудок, мыслительная способность у человека — в противоположность воле и чувствам
(Толковый словарь Ушакова)
-
Устойчивая система умственных способностей индивидуума к мышлению, к рациональному познанию
(Толковый словарь Ефремовой)
-
Мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития (Толковый словарь Кузнецова)
-
Мыслительные способности человека, разум, уровень умственного развития (Малый академический словарь)
-
Ключевое понятие когнитивной науки, которая и определяется как наука о человеческом разуме. Понятие "разум" не имеет общепринятого определения.
Феномен разума изучается в когнитивной науке в системе разных оппозиций: разума и созерцания, разума и сознания, души и тела, разума и мозга… Все они подчеркивают какой-либо важный аспект ментальной деятельности и особые области существования и функционирования интеллекта, но единой теории разума всё же до сих пор не создано
(Словарь лингвистических терминов Жеребило)
-
См. Ум
(Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
-
Ум — характеристика способности мышления и понимания. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия Нус
(лат. интеллект — БЭС)
-
(об уме) Общеслав. Надежной этимологии нет. Наиболее предпочтительно толкование слова как суф. производного от той же основы, что ук в учить, наука, навык, привыкать
(Этимологический словарь Шанского)
— как видим, в основном эти определения сходятся, некоторые даже совпадают. Многие словари одинаково определяют интеллект и ум, а у Брокгауза и Ефрона даже нет отдельной статьи.
Разница в происхождении. Ум напрямую "переведён" с греческого — и давно — а интеллект сравнительно недавно заимствован через другие языки из латинского. Тем не менее, слова разные, и в процессе использования приобрели различные значения.
В частности, даже в кратких определениях упоминается уровень умственного развития, системность, противоположность воле.
Смотрим дальше.
1) общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей;
2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения;
3) способность к верному решению проблем «в уме».
Понятие интеллекта как общая умственная способность применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам
- далее продолжение (сокращённое) той же статьи
Р. Стернберг выделил три формы интеллектуального поведения:
1) вербальный интеллект; 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект
.
В нач. XX в. интеллект рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития. В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка интеллекта как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации.
Встречается также операциональная трактовка интеллекта, восходящая к А. Бине: интеллект — это «то, что измеряют тесты»
.
Интеллект изучается в разных психологических дисциплинах: в общей, возрастной, инженерной психологии, в патопсихологии, нейропсихологии, психогенетике и пр.
.
Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию интеллекта и его развития
:
С̲т̲р̲у̲к̲т̲у̲р̲н̲о̲-̲г̲е̲н̲е̲т̲и̲ч̲е̲с̲к̲и̲й̲ подход базируется на идеях Ж. Пиаже, который рассматривал интеллект как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой.
Пиаже выделял 4 типа форм взаимодействия субъект—среда:
1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма;
2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием;
3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением;
4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» интеллектом
.
К̲о̲г̲н̲и̲т̲и̲в̲и̲с̲т̲с̲к̲и̲й̲ подход основан на понимании интеллекта как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида
.
Наибольшее распространение получил ф̲а̲к̲т̲о̲р̲н̲о̲-̲а̲н̲а̲л̲и̲т̲и̲ч̲е̲с̲к̲и̲й̲ подход, основоположником которого является Чарлз Спирмен (Spearman, 1863-1945). Он выдвинул концепцию «генерального фактора», G, рассматривая интеллект как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее — при выполнении сенсорных тестов. Спирмен выявил также «групповые» факторы интеллекта (механический, лингвистический, математический), а также «специальные» факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов.
Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель интеллекта, согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей.
Однако исследования Г. Айзенка и других показали, что между ними существуют тесные связи; и при обработке данных, полученных самим Терстоуном, выделяется общий фактор
.
Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности
.
К числу наиболее распространенных принадлежит и концепция Р. Кеттелла о двух видах интеллекта (соответствующих двум выделенным им факторам): «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (cristallized).
Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на интеллект как на единую общую способность и представлениями о нём как о множестве умственных способностей. По Кеттеллу, «текучий» интеллект выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; зависит от наследственности; «кристаллизованный» интеллект выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту, в большой степени заимствованному из культурной среды
.
Не меньшую популярность имеет модель Дж. Гилфорда, который выделил 3 «измерения интеллекта»: умственные операции; особенности тестового материала; полученный интеллектуальный продукт.
Сочетание этих элементов даёт 120-150 интеллектуальных «факторов», часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение «социального интеллекта» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности
.
Несмотря на попытки выделить всё новые «элементарные» интеллектуальные способности, сегодня большинство исследователей сходится в том, что интеллект представляет собой универсальную психическую способность.
По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство нервной системы, определяющее скорость и точность переработки информации. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного интеллекта и другими наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию
.
В российской психологии XX в. исследования интеллекта развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын, Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров), когнитивных стилей (М. А. Холодная), как «способности действовать в уме» (Я. А. Пономарев)
— честно говоря, я удивлён, что здесь не сказано хотя бы о Выготском и Леонтьеве; но что есть, вписывать не стал.
Как видим, понятие интеллекта достаточно сложно и неоднозначно, хотя психологи вроде бы понимают, о чём говорят, и даже классифицируют, различают разновидности, измеряют.
Однако такое сложное понятие не может быть определено в рамках одной психологии, оно требует как минимум одного философского определения. Поэтому я выбрал для Вас подходящую
статью из «Новой философской энциклопедии».