Как разграничить "поверхностную" и "глубинную" структуру в мотивах Раскольникова? Является ли его концепция многослойной?

Юрий Тубольцев
  · 316
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ
TutorOnline - одна из крупнейших онлайн-школ. Мы преподаем более 150 предметов. Наша цель...  · tutoronline.ru
Мотивов для убийства у Раскольникова много: главные - это стремление подтвердить на практике правильность теории и желание радикально изменить собственное материальное положение. Вторая по большей части "поверхностная", а вот первая - идейный эксперимент - важнейшая, "глубинная". Что касается концепции преступления, то в ней просматривается несколько... Читать далее
30 марта 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Читайте также

Кто по мнению раскольникова относится к разряду гениев совместной с точки зрения раскольникова гений и злодейство?

alice20148,4K
Мои интересы: разнообразны, но можно выделить следующие: литература, история...

Если точнее, он называет таких людей "право имеющие". Это незаурядные, сильные личности, которые могут и даже должны переступать какие-либо моральные или законодательные преграды во имя высших целей, потому что у них есть предназначение и самой судьбой они поставлены выше других. Например, это, по мнению Раскольникова, Наполеон или Ньютон. Сам Раскольников хочет выяснить кто же он - "право имеющий" или "тварь дрожащая", которая только и может, что подчиняться сильным и служить расходным материалом для достижения их целей.

Прочитать ещё 1 ответ

Как кратко сформулировать суть теории Раскольникова?

Раскольников считал, что если он великий человек, то он сможет легко пойти на такое преступление и не испытать угрызения совести. Если бы у него получилось совершить такое преступление спокойно, он бы дальше шел "по трупам" к вершине "карьерной лестницы". Всё же произведение указывает на сложную психологическую борьбу внутри героя.

"Тварь дрожащая" - значит "не великий", значит особо и рыпаться не стоит.

"Право имею" - значит и дальше буду творить что мне вздумается, как будто так и надо.

10 января 2018  · 9,0 K

Сочинения рассуждения в чем порочность теории родиона раскольникова?

Любитель книг, кошек, увлекаюсь написанием рецензий

Целое сочинение я вам, конечно, не напишу, но могу подкинуть несколько мыслей, которые можно в нем использовать.

Суть теории Раскольникова - право сильной личности на преступление. Т.е. он, основываясь на достаточно популярной в то время среди образованной молодежи идее, рассуждает так: если человек достаточно силен духом для того, чтобы совершить, например, убийство - значит, он иметт на это право ("тварь я дрожащая или право имею?"). Если преступление совершается ради высшей цели, ради некого общего блага - то это уже не преступление. Люди, обладающие такими правами, становятся выше любых нравственных принципов. Они стоят выше других людей и могут вершить чужие судьбы. Остальные же люди - просто расходный материал, точнее "материал для зарождения себе подобных".

Порочность этой теории в том, что она ставит отдельных людей выше других, дает им "право" пренебрегать любыи моральными принципами и решать, что есть благо для других людей, при этом просто убирая, как мусор, с дороги часть из них.

Но теория Раскольникова, прошедшая проверку на нем самом, как мы знаем, не выдержала испытания.

21 ноября 2018  · 1,6 K

Имеет ли право на существование теория Раскольникова?

журналист, критик

В основе так называемой «теории Раскольникова» - идеи Макса Штирнера, изложенные им в трактате «Единственный и его собственность» (1844) и идеи Наполеона III, легшие в основу его «Истории Юлия Цезаря» (1865). Так, в последней проводится основная мысль о том, что само провидение создает подобных сильных личностей как Цезарь и Наполеон I (и его племянник Наполеон III, что читается меж строк), а дело народа — повиноваться и следовать за ними. Они, дескать, открывают новую эру, идут к цели не взирая ни на что, и за несколько лет совершают работу столетий. Книгу как раз перевели на русский в то время, когда Достоевский работал над «Преступлением и наказанием», она вызвала бурные споры в обществе, а уж Федор Михайлович мимо этого пройти не мог. На этот факт в творчестве писателя в свое время указывал исследователь Ф.Евнин, ссылался и М.Бахтин.

Можно также указать в качестве источника и «Убийство как одно из изящных искусств» Т. Де Квинси (1827), и ряд других произведений, но ядро «теории Раскольникова» все же составляет учение Макса Штирнера, в основе которого - концепция «сверхчеловека», личности как центра мироздания, личности, отрицающей понятия долга, обязанностей, etc. Дело ее ни доброе, ни злое, ни божье, ни человеческое, ибо все это - субъективные понятия самой личности, а «кроме меня, для меня нет ничего». Первая и последняя фраза трактата - «Ничто - вот на чем я построил свое дело». Преломление этих идей в словах Раскольникова рассматривал, например, литературовед В.Кирпотин.

А учитывая, что Штирнер отчасти развивал мысли младогегельянцев, начавшиеся с критики Нового Завета Д.Ф.Штраусом в 1835-м (и эти мысли затем повлияли на, в частности, К.Маркса), то корни «теории Раскольникова» уходят еще глубже в историю философии, родились и получили право на жизнь раньше «озвучившего» их персонажа. Сам же Штирнер считается предтечей Ницше, анархизма, а также экзистенциализма и даже постмодернизма. С ним полемизировали в своих работах все тот же Маркс с Энгельсом (хотя изначально оба, особенно Энгельс, с воодушевлением восприняли идеи Штирнера) и такой известный русский философ как Г.Плеханов. В целом «теория Раскольникова», выходит, в том или ином виде существует и получает свое обоснование и в наши дни, живет и среди правых, и левых идей, и даже на каком-то этапе «побеждает», вспомнить для примера не так давно отгремевшую популярность постмодернизма.

Ну а если посмотреть-послушать, что сегодня вполне себе безнаказанно несут о праве сильной личности в том числе и российские как политики, так и деятели церкви, то проблемы «права» и «криминала» - темы, в которых также заявлен вопрос о существовании «теории Раскольникова», «сняты» еще Наполеоном III...

Образ Петербурга в романе "Преступление и наказание" Достоевского ?

меломан, 18 лет

Этот образ чрезвычайно важен для понимания романа и, в первую очередь, для объяснения тех или иных поступков героев.

Петербург предстает в романе сумрачным, мучительным, враждебным человеку. Это город узких, тесных улиц, заселенных ремесленниками и нищими чиновниками, грязных и страшных дворов, в которых разыгрываются повседневные трагедии. Этот тягостный серый пейзаж становится фоном, бытовой средой, в которой разворачивается действие романа, и придает ему особенно мрачный колорит.

Но Петербург, описанный в романе Достоевского, – это не только фон, на котором развертываются драматические события. Его образ становится как бы символом неблагополучной, безнравственной жизни, четко сопоставимым с описанными в произведении событиями. Практически все действие романа происходит в той части города, где жила беднота. Петербург – город, в котором на каждом углу распивочные, зазывающие бедняков залить их горе, пьяные толпы на улицах, женщины, бросающиеся с моста, это страшное царство нищеты, бесправия, болезней, как физических, так и душевных.

Городской пейзаж в романе связан с душевным состоянием самого автора, с внутренним миром его героев. Он соответствует больным, диким мыслям главного героя произведения Раскольникова и способствует возникновению в его сознании бесчеловечной теории. Читатель, блуждая вместе с ним по Петербургу, прежде всего остро ощущает невыносимую духоту. Это ощущение нехватки воздуха становится лейтмотивом романа и приобретает всеобъемлющий смысл. Человек задыхается в городе "под тяжелым петербургским небом". Так же тяжело несостоятельному человеку и в комнатах, где он живет. В душных и темных квартирах голодают люди, умирают их мечты, а им на смену в уме зарождаются преступные мысли. Жизнь Петербурга трагична. Бродя по нему, Раскольников видит безграничное горе людей, их искалеченные судьбы: то несовершеннолетнюю девочку, которую "напоили и обманули", то мещанку Афросиньюшку, которая уже в очередной раз пытается покончить с собой.

В Петербурге, изображенном Достоевским, жизнь приобретает чрезвычайно уродливые очертания. Реальное нередко кажется кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. В ночь после убийства Раскольникову слышались "отчаянные вопли с улицы, которые, впрочем, он каждую ночь выслушивал под своим окном в третьем часу". Это происходит с ним в реальном времени. В Петербурге Достоевского все смешалось: реальность и бред, явь и кошмар. Поэтому Свидригайлов называет его "городом полусумасшедших". Также он говорит о Петербурге как о городе, где столько "мрачных, резких и странных влияний на душу человека". Свидригайлов пророчит Петербургу страшную судьбу – наводнение.

В этом фантастическом образе Петербурга, созданном Достоевским, воплощен авторский протест против существующего зла и безнравственности, против ненормально устроенного современного ему общества.

7 ноября 2017  · 17,8 K
Прочитать ещё 1 ответ