Какие есть условия эффективности методов обучения?

Анонимный вопрос
  · 705
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
1 ответ
Маркетолог, преподаватель, а также молодая мама.
Все методы обучения, а в особенности эффективные предполагают высокий результат после обучения, который отслеживается с помощью контрольных тестов и проверочных работ. Обучающие методы можно считать эффективными, если учащийся обладает: - глубокими знаниями, умеет проводить межпредметные связи; - готовностью применять полученные знания в реальных... Читать далее
29 января 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Читайте также

Кто предложил классификацию методов обучения?

Люблю сложные вещи

Существуют множество различных классификаций методов обучения. Методы могут быть разделены по характеру познавательной деятельности, компонентам деятельности учителя, внешней форме, значимости практики, логике изложения, средствам обучения и так далее.

Вот лишь некоторые из них.

  1. Классификация методов по источнику передачи и характеру восприятия информации (Е.Я. Голант, Е.И. Перовский).

Выделяются следующие признаки и методы:

а) пассивное восприятие — слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснения; демонстрационный);

б) активное восприятие — работа с книгой, наглядными источниками; лабораторный метод.

  1. Классификация методов на основании дидактических задач (М.А. Данилов, Б.П. Есипов.). В основу классификации положена последовательность приобретения знаний на конкретном этапе (уроке):

а) приобретение знаний;

б) формирование умений и навыков;

в) применение приобретенных знаний;

г) творческая деятельность;

д) закрепления;

е) проверки знаний, умений и навыков.

  1. Классификация методов по источникам передачи информации и приобретения знаний (Н.М. Верзилин, Д.О. Лордкинанидзе, И.Т. Огородников и др.). Методами этой классификации являются:

а) словесные — живое слово учителя, работа с книгой;

б) практические — изучение окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, упражнения).

  1. Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер). Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

а) объяснительно-иллюстративный (информационно-репродуктивный);

б) репродуктивный (границы мастерства и творчества);

в) проблемное изложение знаний;

г) частично-поисковый (эвристический);

д) исследовательский.

  1. Классификация методов, сочетающая методы преподавания и соответствующие им методы учения или бинарные (М.И. Махмутов). Данная классификация представлена следующими методами:

а) методы преподавания: информационно — сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий;

б) методы учения: исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый.

  1. Классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля (Ю.К. Бабанский). Эта классификация представлена тремя группами методов:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

  • наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

  • практические (упражнения, лабораторные опыты,

  • трудовые действия и д.р.),

  • репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

  • методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  • методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению),

  • методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности:

  • методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля,

  • методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.

  1. Классификация методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного моделирования (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук).

  2. Классификация методов в сочетании с формами сотрудничества в обучении предложена немецким дидактом Л. Клинбергом.

а) Монологические методы:

  • лекция;

  • рассказ;

  • демонстрация.

б) Формы сотрудничества:

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • коллективные.

в) Диалогические методы:

– беседы.

  1. Классификация методов К. Сосницкого (Польша) предполагает существование двух методов учения: а) искусственное (школьное); б) естественное (окказиальное). Этим методам соответствуют два метода обучения: а) преподносящее; б) поисковое.

  2. Классификация (типология) методов преподавания, изложенная в “Введении в общую дидактику” В. Оконя (Польша), представлена четырьмя группами:

а) методы усвоения знаний, основанные главным образом на познавательной активности репродуктивного характера (беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой);

б) методы самостоятельного овладения знаниями, называемые проблемными, основанные на творческой познавательной активности в ходе решения проблем: - классический проблемный метод (по Дьюи), модифицированный под польскую систему образования, в нем присутствуют четыре важных момента: создание проблемной ситуации; формирование проблем и гипотез их решения; упорядочение и применение полученных результатов в новых задачах теоретического и практического характера; - метод случайностей (Англия и США) относительно прост и основан на рассмотрении небольшой группой учащихся описания какого-либо случая: формулировка учащимися вопросов объяснения этого случая, поиск ответа, ряда возможных решений, сопоставление решений, обнаружение ошибок в рассуждениях и т.д.; - ситуативный метод основан на введении учащихся в сложную ситуацию, задача понять и принять нужное решение, предвидеть последствия этого решения, найти другие возможные решения; - банк идей — это метод мозгового штурма; основан на групповом формировании идей решения какой-либо задачи, проверке, оценке и выборе нужных идей; - микро-преподавание — метод творческого обучения сложной практической деятельности, используется в основном в педагогических вузах; на видеомагнитофон записывается, например, фрагмент школьного урока, а затем проводится групповой анализ и оценка этого фрагмента; - дидактические игры — использование игровых моментов в учебном процессе служит процессу познания, учит уважать принятые нормы, способствует сотрудничеству, приучает как к выигрышу, так и к проигрышу. К их числу относятся: инсценированные забавы, т.е. игры, симулятивные игры, деловые игры (они не получили большого распространения в польской школе); в) методы оценочные, называемые также экспонирующими с доминацией эмоционально-художественной активности: — импрессивные методы; — экспрессивные методы; — практические методы; — учебные методы; г) практические методы (методы реализации творческих задач), характеризующиеся преобладанием практическо-технической деятельности, изменяющей окружающий мир и создающей его новые формы: они связаны с выполнением различных видов работ (например, по дереву, стеклу, выращиванию растений и животных, изготовлению тканей и т.д.), разработкой моделей работ (рисунка), формированием подходов к решению и выбор лучших вариантов, построение модели и проверка ее функционирования, конструирования заданных параметров, индивидуальная и групповая оценка выполнения задания. Основанием такой типологии методов является у В. Оконя идея постоянного развития творческих основ личности через структурирование преподаваемых знаний и методов преподавания. “Информация, которая необходима человеку, всегда предназначена для какой-то цели, а именно для познания структуры действительности, уклада окружающего нас мира природы, общества, культуры. Структурное мышление — это такое мышление, которое объединяет известные нам элементы этого мира. Если, благодаря удачному методу обучения, эти структуры укладываются в сознание молодого человека, то каждый из элементов в этих структурах имеет собственное место и связан с другими структурами. Таким образом, в представлении учащегося образуется своеобразная иерархия — от самых простых структур наиболее общего характера до сложных. Понимание основных структур, имеющих место в живой и неживой природе, в обществе, в технике и искусстве, — может способствовать творческой деятельности, основанной на познании новых структур, подборе элементов и установлению связей между ними”.

  1. Исходя из того, что целостный педагогический процесс обеспечивается единой классификацией методов, которая в обобщенном виде включает в себя все остальные классификационные характеристики методов Б.Т. Лихачев называет ряд классификаций как бы составляющих классификацию классификацией. За ее основу он берет следующие:
  • Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического развития.

  • Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления.

  • Классификация методов обучения по их роли и значению в развитии сущностных сил, психических процессов, духовно-творческой активности.

  • Классификация методов обучения по их соответствию возрастным особенностям детей.

  • Классификация методов обучения по способам передачи и получения информации. - Классификация методов обучения по степени эффективности их идейно-воспитательного воздействия, “влияния на формирование сознания детей, внутренних мотивов” и стимулов поведения.

  • Классификация методов обучения по основным этапам обучающе-познавательного процесса (методы этапа восприятия — первичного усвоения; методы-этапа усвоения-воспроизведения; методы этапа учебно-творческого выражения). В выделенных Б.Т.Лихачевым классификациях отдается предпочтение последней как научно-практической, синтезирующей в обобщенном виде характеристики методов обучения всех других классификаций.

Источник: https://studfiles.net/preview/4083573/

13 ноября 2018  · 2,2 K

Какие есть методы для укрепления самооценки?

Микробиолог. Разбираюсь в вопросах биологии, физиологии человека, медицины...
  • Хвалите себя за каждое, даже самое маленькое достижение.
  • Смотрясь в зеркало, отмечайте в себе те черты, которые вам нравятся.
  • Позвольте себе маленькие радости за то-то или просто так.
  • Займитесь интересным хобби, найдите занятие, которое хорошо у вас получается.
  • На комплименты окружающих не пытайтесь оправдываться, а просто поблагодарите.
Прочитать ещё 3 ответа

Учитель обучает или ученик обучается? В чём суть процесса на уровне нейрофизиологии и когнитивной психологии?

Представитель Странников на Земле

Учитель не только обучает, но и воспитывает. Также и ученик не только обучается, но и принимает воспитание. Всё это делается ради развития ученика. Но в развитии кроме учителя ещё участвуют общие законы развития (их ещё называют законами философии):

  1. Закон единства и борьбы противоположностей («Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешением возникающих противоречий между ними через борьбу»).
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные («Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»).
  3. Закон отрицания отрицания («Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг с другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого»).

В общем, всё не просто :) Более того, даже обучение искусственного интеллекта будет подчиняться тем же правилам.

19 ноября  · 111
Прочитать ещё 2 ответа

Влияет ли дистанционное обучение на качество образования?

ЗАРАБОТОК В ИНТЕРНЕТЕ. КРИПТОВАЛЮТА. РЕКЛАМА И ПРИВЛЕЧЕНИЕ РЕФЕРАЛОВ. АРБИТРАЖ...

Однозначно на этот вопрос ответить просто нельзя так как и да и нет ниже приведу не сколько примеров.

1)Если ученик в обычной жизни плохо учиться, прогуливают учебу, то на него точно влияет в худшую сторону. Так как он и так не учился, а щас тем более не будет.

2)Если ученик на оборот так сказать батаник, то на него влияет в лучшую сторону. Так как его ни кто не отвлекает от учебы, не мешают учиться как в школе-универе, а даже наоборот он всегда может если что-то не понятно сразу разобраться в этом при помощи того же интернета и в итоге лучше усвоить.

И так примеров тысячи можно привести.

2 дня назад  · < 100

Всё ли в обучении зависит от таланта? И всё ли зависит от времени обучения?

Стараемся вывести курорты КМВ на новый уровень, начинаем с себя:)  · sanatorii-kmv.ru
Отвечает
Андрей В.

Кажется.. Все зависит прежде всего от желания.

Если вы будете учить человека молекулярной физике, в то время как он мечтает строить корабли.. то просто учебниками не обойтись.

Чтобы действительно чему-то научить, нужно сначала вызвать интерес к изучению, а когда обучаемому станет интересно - там и время и талант роли играть не будут, нужно будет только направлять русло обучения.

Прочитать ещё 3 ответа