Специфика культуры ХIХ в. в Европе.

Занкроу Б.
  · < 100
TutorOnline - одна из крупнейших онлайн-школ. Мы преподаем более 150 предметов. Наша цель...  · tutoronline.ru

В культуре нового времени 19 век занимает особое место. В этот период происходит ряд значимых изменений. Буржуазная цивилизация достигает своей зрелости, и впоследствии вступает в кризисную стадию, что сопровождается соответствующими изменениями в художественной культуре и в духовной жизни общества. В данной работе будут рассмотрены главные тенденции социокультурного развития в различных областях. Будет рассмотрена культура в таких областях как наука, в техника, политическая культура, религия и мораль. Предметом исследования является культура Европы в 19 столетии. Объектом исследования являются те изменения в культуре, те течения социально-культурной жизни Европы, который происходили на протяжении 19 столетия, и которые оказывали влияние на формирование общественного сознание людей. Европейская культура 19 века Культура 19 века в своей основе базируется на тех же самых ценностях, что и вся культура Нового времени. Это рационализм, антропоцентризм, европоцентризм, сциентизм и так далее. При решении каких-либо мировоззренческих фундаментальных вопросов она старается удержать себя в рамках культурной парадигмы нового времени. Однако к 19 веку мир становится иным по качеству, и культура встает на путь переоценки ценностей. Произошел грандиозный культурный переворот, который можно сравнить по масштабам и по значимости с переходом от древности к средневековью, и от средневековья к Новому времени. По этому поводу известный философ Хосе Ортега-и-Гассет написал: «Мы действительно стоим перед радикальным изменением человеческой судьбы, произведенным 19 веком…Три фактора сделали возможным создание этого нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Второй и третий можно объединить под именем «техника». Ни один из этих факторов не был созданием века, они появились на два столетия раньше. 19 век провел их жизнь». Промышленный переворот, который начался в Англии в последней трети 19 столетия, стал важнейшим содержанием экономического развития стран Запада. В результате промышленной революции образовалось индустриальное общество, в котором производство и труд становятся идеалом. Вместе с демократией, образованием, и наукой превращаются в доминанты культурного процесса, по мнению Й. Хейзинга. Вся общественная жизнь теперь моделировалась по образу и подобию Машины. Например, А. де Сен-Симон метал об обществе, которое было бы организовано как большая фабрика во главе с учеными и промышленниками. Отличительными чертами индустриальной цивилизации являются: Фабрика сменила мануфактуру, что привело к росту производительности общественного труда. Внедрялось большое количество технических новшеств, что приводило к укрупнению предприятий и переходу к выпуску массовой стандартизованной продукции. В свою очередь массовое производство приводит к урбанизации и росту городов. Существенно повысился уровень благосостояния и качества жизни в городах. Появились телефон, телеграф, кинематограф, фотография, новые транспортные средства как паровоз, автомобиль, трамвай и метро. Формируется средний класс по признаку устойчивого материального положения. Именно он придает устойчивость обществу, которое постепенно становиться массовым. Складывается новая система ценностей. Главной ценностью становится технический прогресс, который смог обеспечить человечеству благосостояние. В обществе доминируют такие ориентиры как комфорт, польза и достаток. Технический прогресс воспринимался как определяющая черта цивилизации, что неминуемо вело к противопоставлению передовой западной цивилизации отсталым странам. Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 года провозглашала, что человек рождается свободным и все люди равны в правах. Важнейшими среди этих прав являются собственность, сопротивление угнетению и безопасность. Однако. Вскоре обещанное царство разума сошло на нет, и равенство свелось к формальному равенству перед законом. Безопасность личности растоптала якобинская диктатура, свобода вылилась в свободу капиталистической эксплуатации. Революционное братство распалось, и враждующие классы разошли по разным сторонам. Революционные события, а точнее их ход, опровергал рационалистический взгляд на мир. Теперь общественное сознание волнует не только проблема соотношения идеала и действительности, но и поиск исторической необходимости в происходящем. Именно это противопоставление идеала и действительности становится движущей силой культурного развития в 19 веке. Франция превратилась в своего рода политический полигон Европы. Именно здесь опробовались самые разные формы политического устройства, начиная от классической буржуазной республики. Заканчивая революционно-демократической диктатуры мелкой буржуазии. Огромную роль Французская революция сыграла в формировании духовной и политической атмосферы в Европе. Все политические движения испытывали влияние ее идей. Случилась трансформация общественного сознания. Защита прав личности со времен американской Войны за независимость и Великой французской революции считалась важнейшей задачей демократических государств. Доктрина народного суверенитета, в соответствии с которой верховная власть принадлежит народу, которую осуществляли через своих представителей, образовала основу модели политической системы, которая утвердилась в большинстве стран Европы. Высшим учреждением, выражающим волю народа, стали избираемые населением парламенты. Они чаще всего состояли из двух палат. Парламентский режим действовал как в республиках, так и в конституционных монархиях. Парламенты обладали законодательной властью, а исполнительная принадлежала правительству. Правительство возглавлялось президентом, канцлером, премьер-министром. Также действовала независимая судебная власть. Неотъемлемой составляющей политической культуры Европы в 19 веке являются различные политические течения и партии, такие как либерализм, социализм и консерватизм. Принципы либеральной доктрины сформулированные Локком, находят широкое применение. С экономической точки зрения, это защита частной собственности, рынка, предпринимательства, с сочетанием проведения идеи невмешательства государства в экономику. С социальной точки зрения это принцип равенства возможностей, отстаивание самооценки индивидуума и его личной ответственности за принятие решений. В политике это принцип разделения властей и признание равенства в правах и свободах. Консерваторы стремились к сохранению старых порядков и учреждений. Они стремились укрепить общественные устои семьи, монархии. Либеральной идее о том, что все люди рождаются свободными, ни противопоставляли принцип - все люди имеют равные права. Великим авторитетом в области морали в 19 веке был И. Бентам. Даже сам император Александр 1 слушал его мнение, и предписывал всей созданной им комиссии советоваться с англичанином. В новое время средневековой христианской морали и рыцарской этике противопоставляли идеал человека, который всем обязан только себе и своему труду. Который стремится к земному благополучию, а не занятию лучшего места в мире ином. В 19 веке эти ценности сохраняют свою привлекательность в буржуазной среде. Появляется новая форма буржуа, который в отличии от старого, поглощен предприятием и приносимыми им прибылями, мало озабочен качеством товара. Бережливость и умеренность перестают цениться. Чаще всего буржуа предпочитает жить в роскоши. На протяжении века происходят существенные изменения в этикете. Он становится более демократичным, но и более утилитарным. Еще якобинцы стремились пересмотреть этикетные нормы. Они предпочитали обращение на ты нежели на вы. От этих этикетных норм, отличается этикет буржуазии. В его основе лежат этикетные нормы регуляции дистанции между свободными партнерами купли-продажи. Тот факт, что продавец товара зависит от покупателя, находит отражение в том, что именно продавец должен быть вежливым, что не обязательно для покупателя. Изменения, происходящие в моральной сфере, явились отражением дальнейшего упрочения принципов утилитаризма в западном мышлении. В своей книге «Основания этики» Г. Спенсер доказывал, что мораль основана на принципе пользы. То есть, будучи изученной мозгом и переданной по наследству, она превращается в механизм, обслуживающий сложноорганизованное общество. В европейской культуре 19 век занимает очень важное место. В этот период произошли самые грандиозные открытия и преобразования в различных областях культуры. Были осуществлены ряд прорывов в науке, технике, а также и во взглядах человечества на привычные вещи. Наука далеко шагнула вперед и повлекла за собой качественные изменения в жизни человечества. Появились новые средства придвижения, новые медицинские препараты, новые методы лечения. Человек стал мыслить иначе, и поменял приоритеты в своих ценностях. Если раньше большую роль уделяли качеству произведенных товаров, то сейчас большую роль играет количество, и средства, полученные за их реализацию. В сфере духовного развития также произошли изменения. Если раньше человек верил и полностью полагался на то, что Бог существует и что именно он создал все живое, то теперь такая версия ставится учеными под сомнение. И хоть люди и продолжают посещать церковные служения и молиться, то теперь они делают это не из-за своей великой веры в Бога, а лишь для соблюдения обрядов как традиций народа.

22 июня 2019  · < 100
Комментировать ответ…
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

В какую эпоху в России больше всего процветал паразитизм, деградация, цинизм, безнравственность и бескультурность ?

Честно говоря, вы перечислили факторы, которые не обязательно идут в одной связке. Были эпохи, когда процветало одно, а были когда что-то другое. Но если брать по совокупности, то мне кажется, что это время идёт прямо сейчас. С конца 80-х и до сего дня. За всю историю России не было такого резкого и глубокого упадка. Никогда не воровали в таких количествах как сейчас и никогда не было развито кумовство в высших эшелонах, как сейчас. Про уровень культуры я вообще молчу. Извините, но он стабильно падает с 60-х, а также было большое падение с 1890-х по 1950-е. Уровень нравственности неуклонно падает аж с начала 20-го века. Цинизм я бы вообще убрал из вопроса, так как это не из той же оперы, откуда остальные понятия. Цинизм существует и существовал всегда, но он не может быть повальным, так как настоящих циников всегда немного, ибо большинство людей в силу своей эмоциональности, включая меня, настоящими циниками никогда не станут. Возможно вы хотели употребить понятия снобизм, ханжество, презрение к людям, угнетение простого народа, фашизм( не нацизм) или социал-дарвинизм, вот эта дрянь цветёт буйным цветом сейчас.

Почему большинство интеллектуалов и творческих людей придерживаются левых взглядов? Действительно ли за этими идеями будущее?

Являюсь специалистом по темам - политология, социология, история. Увлекаюсь как...

Потому что рассмотрение истории человечества неумолимо приводит людей к представлению о том, что за этими взглядами будущее или что по крайней мере или человечество воплотит эти взгляды в жизнь или скорее всего оно просто перестанет существовать. Смотрите сами. Основными ценностями левых всегда были равенство, справедливость, солидарность между людьми. И что же мы видим:

1. Равенство. Ладно, в историческом прошлом можно было утверждать, что люди не равны по своей природе или что социальное равенство - это миф. Но уже революции Нового времени (буржуазные революции) привели к невиданному увеличению равенства - пали сословные ограничения, целые социальные группы получили право на то, чтобы не быть "людьми второго сорта". Потом последовал этап антиколониальной борьбы и в ХХ веке было признано расовое равенство и равенство людей третьего и первого мира. Кроме того, в СССР впервые возникло социально-экономическое равенство (и хотя оно было относительно, но оно привело к расширению социальных прав людей во всех странах мира). И что же мы видим сейчас? ХХI век. После распада СССР и окончательной победы США как сверхдержавы мир потрясли новые колониальные войны - в Ираке, Афганистане и проч. Одновременно возникли массовые фундаменталистские движения из террористов-фанатиков. Одновременно с этим в США обострились расовые противоречия. Социально-экономическое неравенство в современном мире достигло таких размеров, что часть мира буквально стабильно голодает и при этом в странах первого мира регулярно уничтожаются излишки продуктов питания (чтобы не допустить перепроизводства еды и экономического кризиса). Все это говорит не о том, что "равенство невозможно", а что вместо движения вперед имеет место движение назад.

2. Справедливость. Формой социальной справедливости всегда считалось равенство - выше мы это разобрали. Формой юридической справедливости является правосудие. Можно ли спорить о том, что исторически произошел прогресс в области правосудия - была признана неприкосновенность личности, произошли изменения в методах наказания, начал учитываться мотив преступления и проч. Одновременно ряд стран отказались от смертной казни, заменив её пожизненным заключением, а тюрьма стала доминирующей формой наказания, заменив многочисленные легальные пытки и проч. унизительные формы. Что же мы опять видим? Возвращение пыток в практику демократических государств (Обама публично это признал), тайные тюрьмы, куда бросают политических оппонентов США и проч. Опять же, где тут справедливость? До 80% судебных приговоров в США выносятся на основе т.н. досудебных соглашений, а не суда присяжных - суд присяжных стал дорогостоящей и громоздкой процедурой, которую стремятся избежать и прокуроры, и адвокаты. Получается, что в стране "победившей демократии", в стране где издавна уважали правосудие и где очень ценили именно формальную процедуру - правосудия стало даже меньше, чем было раньше. Про публичный цирк с Ассанжем и Сноуденом я уже и не говорю. Первый виновен в "разглашении" грязных махинаций политических элит - то, за что раньше награждали и давали премии, Сноуден виновен в разглашении факта слежки за гражданами США (что антиконституционно). Как сказал один эксперт по праву прямо в студии американского телеканала обсуждавшего "проблему Сноудена": "Да, может Конституция США и была нарушена, но Сноуден предал свою страну, а я патриот" (громкие аплодисменты в студии). То есть получается, что никакого правосудия не осталось (остался миф о том, что оно существует).

3. Солидарность. Тут уже я вообще молчу. Информационное общество ежедневно и ежечасно воспитывает в потребителях информации цинизм и бездушие, а с началом эпидемии коронавируса мировые СМИ перешли к прямому запугиванию граждан (вместо объяснения как надо вести себя) и к призывам к массовой самоизоляции. Проблема в том ,что самоизоляция резко понижает иммунитет и даже в условиях смертности в 8-9% заболевших она вряд ли оправдана для всех категорий людей. Какой смысл в самоизоляции, если после её прекращения банальная простуда убьет ослабевшего человека? Главное, что эпидемия помогла главному "тренду" - на отсутствие связей между людьми, разрыв солидарности. Если и раньше можно было слышать "это твои проблемы, а не мои", то сейчас слышно еще и "я не хочу заразиться". Кем станут люди развитых обществ, после того когда эпидемия кончится? Неужели теми, кого не стоило бы и спасать? К счастью, здравый смысл и правила гигиены меньшинство еще соблюдает. Большинство же поделилось на "ковид-диссидентов" и "запуганных". Что и показывает отсутствие солидарности, как там пел кот Матроскин в популярном мультике "Телевизор мне природу заменил", только вот теперь речь идет не просто о природе - телевизор, кажется, заменил разобщенным людям и совесть, и разум.

Все это и заставляет людей, сохраняющих разум, мечтать об обществе, где равенство, справедливость и солидарность стали главными ценностями. И чем дальше, тем эта потребность объективно обостряется, усиливается.

7 ноября  · 3,5 K
Прочитать ещё 16 ответов

Какой была культура Западной Европы в средние века?

Студент истфака МГУ, музыкант. Автор Telegram-канала Medieval Legacy  · tele.click/medieval_legacy

Позволю себе вставить свои пять копеек.

Разумеется, в центре культуры средневековой Западной Европы находилось христианство. Однако это не значит, что ВСЯ литература, музыка, живопись, архитектура и т.п. занимались, так сказать, «обслуживанием» Церкви и ее догм. Существовала и народная литература, подпитываемая дохристианским субстратом, любовная лирика трубадуров и миннезингеров, городская гражданская архитектура, книжная миниатюра на античные и рыцарские сюжеты и т.п.

По поводу «пессимизма» культуры — да, было ожидание апокалипсиса, но вместе с тем была и подлинная радость бытия и любовь миру к Божьему творению. Пожалуй, ярче всего этот мотив выражен в личности и деятельности св. Франциска Ассизского, основавшего монашеский орден проповедников-францисканцев. Для них радость и веселье — такие же обязательные монашеские добродетели, как и традиционные целомудрие, послушание и смирение. Франциск развил свое учение, опираясь сугубо на тексты Евангелия, напомнив христианской Европе простую истину: мир создан Богом, а значит мы все друг другу братья во Христе. Кроме того, согласно христианскому представлению, пессимизм ведет к унынию (лат. acidia), которая считалась тогда одним из семи смертных грехов, а потому ее всеми силами старались избегать или задушить в зародыше.

Также средневековая культура не была чем-то однородным и раз и навсегда устоявшимся явлением. Культура VI века сильно отличалась от культуры X века и уж тем более от оной века XIII. Она находилась в непрерывном движении и развитии, постоянно обогащаясь элементами соседних ей культур — греко-византийской и особенно арабской. Также она обращалась и к прошлому, к Античности, черпая оттуда политические идеи и юридические нормы, философские и медицинские знания, литературные и исторические сюжеты для дидактического наставления.

15 января  · 1,8 K
Прочитать ещё 2 ответа

Какие основные направления можно выделить в развитии современной культуры?

Современную культуру можно охарактеризовать как культуру улиц. Это то, что движет улицы городов своей неиссякаемой энергией.

Сейчас уличной культурой принято называть практически все виды молодёжного течения, которые не соответствуют стандартам академического искусства, официального спорта и других традиционных направлений деятельности.

"Прикоснуться" к уличной культуре можно на фестивалях, которые ежегодно проходят. Например, https://2019.faceslaces.com/ , https://vk.com/ucfest , а также https://vk.com/urbanfest

Улица сегодня – это узнаваемые бренды, выставки и перспективные бизнес-проекты. Молодежь 21 века - дети больших городов, мегаполисов, что отражается в их творчестве и ярко проявляется везде. Чтобы это прочувствовать, вот подборка колоритных московсикх фото http://www.vltramarine.ru/mag/culture/activists/4146

23 мая 2019  · 705
Прочитать ещё 1 ответ

Международные отношения в xix в кратко?

Алина1,6K
Копирайтер, увлекаюсь психологией и философией. Люблю искусство и моду

Международные отношения в XIX веке обозначились многими событиями:

  • Колониальная экспансия европейских стран, которая началась с 18 века. В Америке, Азии, Африке, а позже и в Австралии появились европейские владения — колонии.Туда переселялись многие жители Европы, местное население попадало под их власть.
  • В конце XIX в. ведущие европейские державы почти полностью разделили между собой мир на колонии и сферы влияния. В XIX в. важнейшей причиной захвата колоний стала необходимость обеспечения промышленности развитых стран сырьем и топливом и создание рынков для сбыта готовой промышленной продукции.
  • Индия под властью Великобритании. Обладание Индией оставалось для Англии одним из главных оснований ее силы и благосостояния. В мае 1857 г. восстали три сипайских полка. Они перебили английских офицеров, сожгли казармы и двинулись к Дели. 13 сентября 1857 г. англичане начали штурм Дели и после шести дней кровопролитных боев заняли город. Вскоре восстание сипаев было подавлено.
  • Начало французских завоеваний и Наполеоновские войны. Вскоре после провозглашения Наполеона императором возобновились завоевательные войны с целью решить внутренние проблемы за счет грабежа соседей.
  • Поход Наполеона в Россию в 1812 г
  • Венская система. По решению Венского конгресса территориальные приращения получили Россия (часть Польши), Австрия (часть Италии и Далмация), Пруссия (часть Саксонии, Рейнская область).
  • 20 мая 1882 г. между Германией, Италией и Австро-Венгрией был подписан секретный договор, согласно которому Германия и Австро-Венгрия взяли на себя обязательство выступить в поддержку друг другу в случае нападения. С подписанием этого договора был оформлен Тройственный союз.
21 июня 2019  · 5,5 K
Прочитать ещё 1 ответ