Где прочесть повесть "Роковые яйца" М. Булгакова?

Анонимный вопрос
  · < 100
Вы знаете ответ на этот вопрос?
Поделитесь своим опытом и знаниями
Войти и ответить на вопрос
Читайте также

Прочла роман Мастер и Маргарита, но и не совсем поняла суть, может кто мне объяснит суть романа?

Роман "Мастер и Маргарита" светское, а не как религиозное произведение. Он не направлен против Церкви, вопросы веры Булгаков в нем совершенно не затрагивал. Его интересовала история Пилата: извечный вопрос о соотношении и взаимосвязи Добра и Зла. Сатана в романе, всего лишь литературный персонаж, художественное средство. При этом роман является фантастическим, что совершенно не обязывает автора следовать традициям и реалиям христианской веры. В романе Булгаков исследовал не достоверность сказаний евангелистов, а противостояние добра и зла в современном ему тоталитарном обществе. Для раскрытия своей художественной концепции он использовал евангельский сюжет, переосмысленный им по мотивам христианских апокрифов. Но роман Булгакова не новое евангелие, опровергающее христианство, а Иешуа и Воланд не евангельские Иисус и дьавол, а только прообразы христианского образа Иисуса и христианского образа сатаны в фантастической реальности романа. Булгаков создал свой собственный мир, где Иисус не сын Бога, а мир управляется равновесием сил света и тьмы. Но его роман вполне приемлем для христиан, как и любое фантастическое произведение, если не воспринимать его события как реальные факты, на что Булгаков и не претендует.

Вместо Воланда Булгаков вполне мог бы ввести в сюжет и представителя инопланетной цивилизации, обладающего соответствующими возможностями, вплоть до воссоздания рукописи сканированием мозга мастера. Но использование образа Сатаны более соответствует литературной традиции, унаследованной Булгаковым от Гоголя и Гофмана. Однако Воланд не классический «христианский» дьявол, — враг рода человеческого. Его художественный образ так же мало соотносится с «реальным христианским прототипом», как художественный образ Ивана Грозного с реально существовавшим царем.

К сказанному добавлю две цитаты:

«Роман "Мастер и Маргарита" — вершина творчества Булгакова. В нём нашли отражение излюбленные идеи и мысли писателя, это самое значительное произведение из всего созданного Булгаковым.

Роман стал источником многочисленных споров, размышлений, так как его повествование направлено в будущее, его содержание психологически, философски и исторически достоверно, а проблемы, поднятые в нём, — глубоко направленные, вечные. Человек веками бьётся над этими непостижимыми тайнами, в которых перемешано добро и зло, прекрасное и безобразное, земное и возвышенное. Стержнем романа является борьба добра со злом, понятий вечных и неразделимых, как сама жизнь.

Действия романа, происходящие с промежутком почти в две тысячи лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, творчество, всепроникающая мысль, поиск истины. Но Булгаков переворачивает обычные представления о добре и зле, показывая их по-своему, заставляя тем самым читателя задуматься, переосмыслить нынешние представления о жизни, о нравственности.

Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат видит человека по имени Иешуа, который обвиняется в подстрекательстве к уничтожению Ершалаимского храма. Арестант пытается оправдаться, доказать свою невиновность: "Добрый человек! Поверь мне…"; "…рухнет храм старой веры и создастся Храм Истины…"; "…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые…" Эти слова непонятны и чужды "свирепому чудовищу" Пилату, у которого своя "вялая" философия: мир поделён на господ и рабов, "раб подчиняется господину". Однако умные, немного дерзкие и наивные речи Иешуа заинтересовали прокуратора, пробудили в его душе зачатки нравственности, духовности. Пилат сразу убедился в невиновности арестанта и решил спасти его. Но Иешуа решительно отказался изменять своей истине, совершая тем самым великий нравственный подвиг. Его гуманистические проповеди всеобщей любви, доброты и свободомыслия, отрицание власти вызывают у Пилата страх, боязнь потерять привилегии, расположение великого кесаря.

Прокуратор объявляет арестанта преступником и выносит смертный приговор. Обнаруживается слабохарактерность Пилата, его малодушие. Он идёт против своего желания, голоса сердца, ради привычного благополучия. На примере Пилата Булгаков показал существование в человеке противоречивых нравственных устремлений, духовного и бездуховного, примат мыслей над чувствами. Но с момента казни Иешуа странные муки одолевают прокуратора, совесть мучает его. Он понимает, что прав Иешуа, что по его вине погиб добрый, хороший человек. Душа Пилата погибла от меча, выкованного им самим. Видения Иешуа преследуют прокуратора во сне. Изо дня в день его мучают воспоминания о человеке, которого алчность и низменность людей довели до гибели. Долги и тяжелы будут годы покаяния Пилата. Горька будет чаша наказания, далеки забвение и покой! И трудно сказать, что преобладает в этот момент в Ершалаиме — добро или зло.

Носителем зла, представителем тьмы в романе является Воланд, переосмысленный Булгаковым образ сатаны, дьявола. Воланд и его свита вовсе не призваны творить зло. Их основная цель — проверить людей, испытать на подлость и милосердие, обнаружить человеческие пороки. Тем самым Воланд берёт на себя функции добра, правосудия, он наказывает настоящее зло, карает только грешников, не принося вреда праведнику, и изредка дарит свободу и покой тем, кто настрадался и раскаялся.

Результат, к которому приходит Воланд, печален: зло друг другу творят люди; душа человека — это арена борьбы добра со злом, незыблемых нравственных законов и сиюминутных животных интересов; и чаще всего торжествует гордыня, зло, бессильным становится голос рассудка, сердца и всевластным безумие.

Сама идея поместить в Москву 30-х годов князя тьмы и его свиту, олицетворяющих те силы, которые не поддаются законам логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы "испытать" героев романа, воздать должное мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед лицом преисподней.

По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом — трагический гротеск романа. Воланд возвращает мастеру его роман о Понтии Пилате, который мастер сжёг в приступе страха и малодушия. Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге мастера, переносит читателя в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о том, что противоборство добра со злом — вечно, оно кроется в самих обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные порывы и ложными, преходящими интересами сегодняшнего дня.

Не дьявол страшен автору и его героям. Дьявола, пожалуй, для Булгакова действительно не существует, как не существует и богочеловека. В его романе живёт иная, глубокая вера в исторического человека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный закон заключён внутри человека и не должен зависеть о религиозного ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко усмотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста, возглавлявшего МАССОЛИТ.

И мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о Христе и Пилате, тоже далёк от религиозности в христианском смысле слова. Мастер в романе не смог одержать победу. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц книги?

Верная Маргарита так же светла, как и её возлюбленный, она верит в его талант, воодушевляет его в моменты отчаяния. Маргарита — роковая, целеустремлённая женщина, она всецело отдаётся любви и ради спасения мастера заключает сделку с дьяволом, становится ведьмой, хозяйкой бала нечистой силы, окунается в таинственный мир чёрной магии. Она является самым положительным героем романа, чью позицию поддерживают Булгаков, и читатель. Она любит так, как способны любить немногие. Даже Воланд по достоинству оценил это величайшее чувство, которое нельзя купить ни за какие деньги. Маргарита действует по голосу сердца, и за это она вознаграждена вечной жизнью с любимым человеком.

Они оба уходят из жизни, и Воланд и его свита уносят их души в мир покоя и счастья, ведь "тот, кто любит, должен разделить судьбу того, кого он любит".

На примере Маргариты Булгаков показал, что каждый человек должен решать для себя нравственные проблемы, делать личный выбор, прозревать сам, не взывая к небу, прося его явить свою славу, ни к аду, прося его явить могущество сил преисподней. Человек не может ждать милостей от жизни, шепча слова, взывающие к ней, он сам должен многое определить, изменить свою судьбу к лучшему.

Такая возможность предоставляется многим героям романа. Им дано прозреть, познать свою суть, проникнуть в дебри своего сознания, повернуть свою участь в благоприятную сторону. Другим же не дано постичь мудрость жизни, назначение человека, сделать для себя нравственные открытия».

«При всем своем беспощадном реализме и прорывающейся местами глубокой печали это книга светлая и поэтичная; высказанные в ней вера, любовь и надежда способны развеять любой мрак. Ибо человек здесь не унижен, не растоптан силами зла, он и на дне тоталитарной бездны сумел выстоять, понял и принял жестокую педагогику жизни. Конечно же, это книга прощания с жизнью и людьми, реквием самому себе, и потому автор так долго не расставался с ней. Но и грусть Булгакова светла и человечна».

31 марта  · 6,7 K
Прочитать ещё 5 ответов

Что нужно знать и какие книги прочесть прежде для того, чтобы понять "Мастера и Маргариту" Булгакова?

Андрей Ларионов
Топ-автор
35,3K
мои ответы не являются "глубокомысленными" статьями для ЯДзен. пользователь...

В романе очень много разных аллюзий, но именно для понимания Мастера и Маргариты важно знать биографию Булгакова и его третьей жены -- Елены Сергеевны.

Стоит в первую очередь обратиться к работам Мариэтты Чудаковой. Вот здесь, например, я упоминал передачу с ней:

Сочинение-рассуждение по роману "Мастер и Маргарита"
можно выбрать тему: 1. Кто Маргарита - грешница или святая?2. Почему Мастер и Маргарита не заслужили света?

И гуглить дальше )

18 мая 2017  · 9,2 K
Прочитать ещё 9 ответов

Почему экранизация романа "Мастер и Маргарита" производства 1994 года не была запущен в широкий прокат?

Системный аналитик. Игрок в спортивное «Что? Где? Когда?»

А она была запущена. Когда утряслись все вопросы с правами на эту экранизацию, фильм в сопровождении соответствующей рекламной кампании вышел на экраны (я, например, смотрел его в кинотеатре), а потом был выпущен на DVD и Blu-ray – всё как полагается. Это произошло в 2011 году.

Отметим в скобках для протокола, что хотя эта экранизация и не такая полная и цельная, как десятисерийный фильм Бортко 2005 года, смотреть ее намного интересней.

16 марта 2016  · 10,6 K
Прочитать ещё 2 ответа

За что М.Булгаков хотел "наказать"(?) Берлиоза, почему его голова оказывается на балу? Есть ли вообще в романе милосердие Булгаковского бога к людям?

Вы, видимо, не читали роман, там все логично и понятно. Роман начинается со встречи Берлиоза с Воландом. Беседуют они о боге и сатане. Берлиоз ярый атеист, не верит ни во что. Воланд же настаивает на обратном, но безуспешно. Так же Воланд заявляет, что каждому воздается по его вере. Так вот на балу (в ночь, когда воздаются долги и все получают по заслугам) Воланд воздаёт Берлиозу по его вере. Ни во что не верил, ничего не получил, так сказать. 

И Воланд не жестокий, он справедливый. Он наказывал алчных, лживых и лицемерных людей. Как они себя ведут с другими, так и он с ними. Но только вот милосердие то есть. Он помог Мастеру и Маргарите. Он не просто так ведь их убил. Они горячо любили друг друга, искренне и чисто. Но судьба играла с ними злую шутку, никак не давала им быть вместе. За помощь на балу, Воланд выполнил обещание Маргариты: вернул ей мастера, его рукопись и сделал все, как было прежде. Но главный козырь он оставил на потом. Да, он отравил их и забрал с собой, чтобы они ушли от мирской суеты и проблем. Избавил их от жизни в мире лжи и тьмы и даровал им вечность вместе. Он каждому воздал по заслугам и их вере. 

Извиняюсь за некоторые возможные неточности, кто может, поправьте. А кто не читал, простите. Оно действительно того стоит. И даже не один раз прочтите. И ещё многосерийный фильм от канала Россия (2005) советую посмотреть. Пойду, сама перечитаю.

10 марта 2017  · 11,9 K
Прочитать ещё 1 ответ

Почему в "Мастере и Маргарите" в 4 главе появился кот? Это же странно!?

Евгений Кузьмишин
Эксперт
19,6K
историк, религиовед, эзотеровед, конспирологолог

Это не так странно, как кажется, если почитать черновики и первые варианты романа - точнее предварительные попытки повести под названиями "Черный маг" и "Консультант с копытом". Там сначала вообще нет кота, потом кот появляется только в сцене визита буфетчика в нехорошую квартиру, но он просто черный и не говорящий. Потом появляются наброски про двух черных котов, передвигавшихся синхронно, по-моему. При этом первая сцена с разговором на Патриарших прудах была написана уже практически набело и в последнем варианте "Мастера и Маргариты" изменена только немного в деталях. Роман о Пилате уже написан и запланирован к размещению внутри романа в качестве отступлений и второй сюжетной линии. Ну и вот, когда у автора родился персонаж Бегемот и вся его сюжетная линия в связи с Коровьевым, только и оставалось, что ввести его в действие без объяснений, посреди повествования, в 3-4 главе (это же фактически одна глава, неотрывное продолжение 1 главы, искусственно разделенное смертью Берлиоза на 2 части). Нас, читателей, не касается, откуда он взялся: только что прибыл из ада вслед за Мессиром, присутствовал рядом все это время незримо или в другом образе, сидел в образе кота, не привлекая внимания автора, - это неважно.

Прочитать ещё 1 ответ